Феномен Ван Гога

Академия труда и социальных отношений



                      Зачетный реферат по культурологии
                          на тему: Феномен Ван Гога



Выполнил студент I курса
группы ЮД-2

Акулов Роман

                                                                 Проверила:

                                                           Ярославцева А. А.



                              Севастополь 1999


                                       Иногда в искусстве



                                       можно создать ложь


                                       более правдивую, чем

                                       буквальная правда…
                                                   Оноре Домье



                                       Я пытался выразить

                                       неистовые человеческие
                                       страсти красным и   зеленым…
                                                   Винсент Ван Гог


      Винсент Ван-Гог, так же как и Рембрандт, был  голландец.  Вот  первый
внешний факт, случайность биографии, который, однако, сразу  приобретает  не
случайное значение и дает нам в руки ключ к дверям его  жизни.  Еще  Ипполит
Тэн,  а  за  ним  и  другие  социологи  указывали  на  причинную  зависимост
искусства от окружающей материальной среды. Но в их  несколько  механическое
объяснение искусства должна быть внесена одна поправка: не всегда  причинная
связь между человеческим духом и внешней средой бывает прямой —  иногда  она
бывает  обратной.  Есть  гениальные  художники,  которые  воплощают  веления
своего времени и своего народа,— таковы были мастера  Греции  и  Ренессанса;
но есть и другие гении,  которые  могут  быть  поняты  лишь  как  отрицатели
данной среды. Их жизнь и творчество вытекают из данной среды в  том  смысле,
что являются реакцией против нее. Таким  протестом  против  здравого  смысла
своего времени было  появление  Рембрандта,  особенно  вторая  половина  его
творчества, начиная с "Ночного дозора", когда выросла пропасть между  ним  и
его  заказчиками-бюргерами.  Таким  же   олицетворенным   протестом   против
филистерского духа Голландии является жизнь и творчество  Ван-Гога.  .Уже  с
ранних  лет  он  был  каким-то  «лишним  человеком»  среди  практического  и
нормального уклада современности, и это он чувствовал сам...
   В 1886 году Винсент приезжает в Париж и отныне  никогда  уже  больше  не
возвращается на родину... Став страстным приверженцем пленэра, он бродит  по
Парижу, изображает уголки Монмартра, берега и мосты Сены, народные театры  и
чувствует себя настоящим французом. «Мы трудимся все вместе над  французским
Возрождением — здесь я как бы на родине»,— пишет Ван-Гог.  И  действительно,
отныне его творчество принадлежит  Франции  и  человечеству;  он  становится
соратником импрессионистов, разделяет их невзгоды, содействует их успеху...
   Но пламенной натуре Ван-Гога чужда была серединность; во всем, за что он
ни брался, он шел до конца. Искание  света  и  воздуха,  увлечение  техникой
Сера (дивизионизмом) не могли не зажечь в нем желания бросить серый Париж  и
уехать на юг. Ему стало тесно в столице, и юг рисуется ему  той  обетованной
землей, где только  и  можно  «отныне  организовать  ателье  будущего»,  где
только и  может  развернуться  талант  художника.  И  вот  в  1888  году  он
переселяется в Арль, городок Прованса.
   Первое впечатление не обмануло его.  Прованс  показался  ему  «по  своей