Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

                     Денис Чернобаев
                     Сто Доpог
                     1997-10-01

                     В череде прошедших веков многострадальная земля
Италии, обильно политая потом и
                     кровью в трудах и войнах, неожиданно стала одаривать
человека удивительными
                     плодами, не имеющими ничего общего с трудом
земледельца. Крестьянские мотыги и
                     плуги, издавая звон, натыкались на сотворенные из
камня человеческие фигуры и
                     остатки белых мраморных скульптур. Извлекая их из
земли на свет Божий, открыватели
                     ушедшего времени невольно восхищались жизненной силой,
гармонией и
                     беззащитностью творений ваятелей. Увы, прочный
природный материал не выдержал
                     всеразрушающего напора вандализма. Новой цивилизации
предстояло воскреснуть на
                     грудах обломков.

                     Возрождением или Ренессансом (франц.) называется в
истории культуры стран
                     Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от
средневековой культуры, для
                     которой характерен аскетизм с его пренебрежением ко
всему земному и телесному, к
                     культуре нового времени. Победный путь искусства
Италии начинается еще с XIII века..
                     В это время в литературе Данте гигантским синтезом
своей !Божественной комедии"
                     создает лебединую песнь средневековой поэзии,
одновременно пророчествуя о
                     наступлении новой эры. В это же время в скульптуре
отец и сын Пизано и особенно в
                     живописи Джотто, используя весь опыт предыдущего
развития искусства, создают
                     основы искусства нового. Данте, Пизано, Джотто - поэт,
скульптор и живописец - почти
                     однолетки, и творчество их носит на себе одни и те же
черты здорового реализма,
                     яркого темперамента, сильной воли. С началом великого
поворота искусства к человеку,
                     от которого ведет отсчет эпоха Возрождения,
европейское человечество сбросило с себя
                     свои старые лохмотья и облеклось в светлые блестящие
одежды.

                     Гуманизм (от лат. humanus - человечный) приблизил и
перенес на человека (конкретного,
                     земного) свойства и силы мироздания. Франческо
Петрарка (1304-1374) (?) был первым
                     великим гуманистом, поэтом и гражданином, который
сумел прозреть цельность
                     предвозрожденческих течений мысли и объединить их в
поэтическом синтезе, ставшем
                     программой грядущих европейских поколений.
(Веселовский А. Н. Петрарка в
                     поэтической исповеди "Canroniere" 1304-1904 СПб.
1912). Явление Петрарки огромно.
                     Оно не покрывается даже самым высоким признанием его
собственно литературных
                     заслуг. Личность, поэт, мыслитель, ученый, фигура
общественная в нем нераздельны.
                     Вот уже шестьсот лет человечество чтит великого
итальянца прежде всего за то, что он
                     способствовал наступлению новой эпохи открытия мира и
человека.

                     Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его
"Книга песен" почти целиком
                     надолго определила пути развития европейской лирики,