Эпоха Возрождения
Эпоха Возрождения
Денис Чернобаев
Сто Доpог
1997-10-01
В череде прошедших веков многострадальная земля
Италии, обильно политая потом и
кровью в трудах и войнах, неожиданно стала одаривать
человека удивительными
плодами, не имеющими ничего общего с трудом
земледельца. Крестьянские мотыги и
плуги, издавая звон, натыкались на сотворенные из
камня человеческие фигуры и
остатки белых мраморных скульптур. Извлекая их из
земли на свет Божий, открыватели
ушедшего времени невольно восхищались жизненной силой,
гармонией и
беззащитностью творений ваятелей. Увы, прочный
природный материал не выдержал
всеразрушающего напора вандализма. Новой цивилизации
предстояло воскреснуть на
грудах обломков.
Возрождением или Ренессансом (франц.) называется в
истории культуры стран
Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от
средневековой культуры, для
которой характерен аскетизм с его пренебрежением ко
всему земному и телесному, к
культуре нового времени. Победный путь искусства
Италии начинается еще с XIII века..
В это время в литературе Данте гигантским синтезом
своей !Божественной комедии"
создает лебединую песнь средневековой поэзии,
одновременно пророчествуя о
наступлении новой эры. В это же время в скульптуре
отец и сын Пизано и особенно в
живописи Джотто, используя весь опыт предыдущего
развития искусства, создают
основы искусства нового. Данте, Пизано, Джотто - поэт,
скульптор и живописец - почти
однолетки, и творчество их носит на себе одни и те же
черты здорового реализма,
яркого темперамента, сильной воли. С началом великого
поворота искусства к человеку,
от которого ведет отсчет эпоха Возрождения,
европейское человечество сбросило с себя
свои старые лохмотья и облеклось в светлые блестящие
одежды.
Гуманизм (от лат. humanus - человечный) приблизил и
перенес на человека (конкретного,
земного) свойства и силы мироздания. Франческо
Петрарка (1304-1374) (?) был первым
великим гуманистом, поэтом и гражданином, который
сумел прозреть цельность
предвозрожденческих течений мысли и объединить их в
поэтическом синтезе, ставшем
программой грядущих европейских поколений.
(Веселовский А. Н. Петрарка в
поэтической исповеди "Canroniere" 1304-1904 СПб.
1912). Явление Петрарки огромно.
Оно не покрывается даже самым высоким признанием его
собственно литературных
заслуг. Личность, поэт, мыслитель, ученый, фигура
общественная в нем нераздельны.
Вот уже шестьсот лет человечество чтит великого
итальянца прежде всего за то, что он
способствовал наступлению новой эпохи открытия мира и
человека.
Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его
"Книга песен" почти целиком
надолго определила пути развития европейской лирики,