"На дне" - философская драма

Пьеса «На дне» как философская драма.

      Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти
предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С  одной
стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей  опускаться
на «дно жизни», с другой- он старается подробно изучить  эту  проблему  и  ,
возможно, найти её решение. В драме разворачиваются  два  конфликта.  Первый
,социальный- между хозяевами ночлежки  и  босяками,  другой-  философский  ,
затрагивающий основные вопросы бытия  ,  разворачивается  между  обитателями
ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир «бывших  людей».
Раньше они были людьми  разных  слоев:  здесь  и  барон,  и  проститутка,  и
слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном  мире
отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать  вечные  проблемы.
Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств-
 открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи,  или  смиренность?  Вот
это три позиции , которых придерживаются персонажи пьесы.
      Самый мрачный мыслитель в ночлежке-  Бубнов.  Он  неприятен  Горькому,
потому что в его репликах отражена «правда факта». Жизнь  в  оценке  Бубнова
лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам,  которые  человек
не может изменить: «все так: родятся ,  поживут  и  умирают…  Чего  жалеть?»
Мечты для него- стремление человека казаться лучше или,  как  сказал  Барон:
«у всех людей души серенькие… все подрумяниться желают».
      С появлением Луки накаляется  атмосфера  в  ночлежке.  Странник  Лука-
сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что  он  не
верит в возможности человека, для него  все  люди  ничтожны,  слабы,  мелки,
нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает,  что  правда  может  быть
«обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека  вымыслом,  вселить  в
него веру в будущее : «для лучшего живет человек». Но это философия  рабской
покорности, недаром Сатин говорит, что «…  ложь-  религия  рабов  и  хозяев.
Одних она поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи  Луки  направлены   на
то, чтобы заставить людей либо  как  бы  «обойти»  жизнь,  либо  постараться
приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли  :  Васька  убивает
Костылева и попадает в тюрьму, актер  кончает  жизнь  самоубийством.  Прямой
вины Луки в этом , конечно, нет,  просто  обстоятельства  оказались  сильнее
людей. Но косвенно он виноват, точнее  не  он  ,  а  его  идеи:  они  внесли
изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после  которых  они  уже
не могли нормально продолжать жить.
      Против этой вредоносной лжи выступает Сатин.  В  его  монологе  звучит
требование свободы   и  гуманного  отношения  к  человеку  :  «Надо  уважать
человека! Не жалеть… не  унижать  его  жалостью,...  уважать  надо!».  Сатин
убежден в следующем- необходимо не примирить человека  с  действительностью,
а заставить эту действительность работать на человека. « Всё  в  человеке  ,
все для человека» . «Существует только Человек, все  остальное  –  дело  его
рук, его мозга». «Человек! Это звучит гордо!».
      Сатин, несомненно, симпатичен автору,  хотя  он  и  «герой  слова».  В
отличие  от  большинства  ночлежников  он  в  прошлом  совершил  решительный
поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не  жалеет
об этом : «Человек свободен, он за все платит сам…».
      Таким образом, писатель  утверждает,  что  человек  способен  изменить
обстоятельства, а не подстраиваться пл них.