"Необыкновенная история". И.А. Гончаров

РЕФЕРАТ

                                       “Необыкновенная история”
                                                 И.А.Гончарова
                                     ученика 10 класса 577 школы
                                           Коренивского Сергея



СОДЕРЖАНИЕ:
1)  О И.А.Гончарове
       2
2)  “Обыкновенная история”
 3
3)  Список используемой литературы                                     8



                                           О И.А.Гончарове

“Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”,


была  первым  художественным  произведением  И.А.Гончарова , появив-


шимся в печати.


     Над  “Обыкновенной историей”  писатель  работал  в течении  трех лет.


В статье автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875-


1878) он писал : “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846


мне  оставалось дописать  несколько  глав “. Гончаров  несколько вечеров


сряду читал Белинскому  свою “Нобыкновенную историю”.Белинский был


в  восторге от нового  таланта,  выступавшего  так  блистательно. До того,


как отдать свое  произведение “на суд”  Белинскому,  Гончаров несколько


раз читал  его в дружеском  литературном кружке Майковых. Прежде чем


появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.


    Вспоминая позднее 40-е годы,  мрачную пору николаевского царствова


ния  когда  огромную  роль  в  борьбе с феодально-крепостнической реак-


цией играла передовая русская литература, Гончаров  писал : ”Крепостное


право,телесное наказание,гнет начальства, ложь предрассудков обществен-


ной  и семейной жизни,  грубость, дикость нравов в массе - вот что стояло


на  очереди  в борьбе  и на что были устремлены главные силы русской ин-


теллигенции тридцатых и сороковых годов”.


     “Обыкновенная история”  показала, что Гончаров был чутким к интере-


сам своего времени писателем.  В произведении нашли отражение измене


ния и сдвиги,которые происходили в жизни крепостнической России 1830-


1840 гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от-


чизны , Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей  которые


могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.


                        “Обыкновенная история”


Сущность  псевдоромантического  миросозерцания,  присущего значитель-


ной  части идеалистически  настроенной , оторванной от действительности


дворянской интеллигенции  30-х  годов, вскрыта  Гончаровым  в образе ос-


новного   героя романа  -  Александра  Адуева.  Почву,  на которой  вырас-


тало  это  явление,  художник  видел в дворянско - поместном ,  крепостни


ческом строе жизни , в барском  помещичьем  воспитании .


     Романтическое  восприятие  жизни,  возвышенные  отвлеченные мечты


о славе и  подвигах , о необыкновенном,  поэтические порывы - кто не про


ходил  в  какой - то  мере через все это в молодости , в “эпоху  юношеских


волнений”. Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как


извращают  и уродуют  эти юношеские мечты  и иллюзии барски - крепост


ническое  воспитание .


    Молодой  Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” - “жизнь от пе-


лен улыбается ему”. Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви


ли  в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед


нами один из тех  “романтических ленивцев”, барчуков ,которые привыкли


беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье  жизни  молодой Адуев


видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз-


вышенном существовании”. В имении Адуевых  царят “тишина.. неподвиж-


ность... благодатный  застой”.  Но в имении он не находит поприща  для се


бя.  И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну - в Петер-


бург”. Вся фальшь житейских понятий  Адуева начинает раскрываться в ро-


мане   уже  в  первых  столкновениях избалованного ленью и барством пле-


мянника  - мечтателя  с практическим  и умным дядюшкой, Петром Иваны-


чем  Адуевым.В борьбе дяди с племянником  отразилась и тогдашняя,толь-


ко что начинавшаяся  ломка  старых понятий  и нравов - сентиментальнос-


ти ,  карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия празд


ности ,  семейная  и  домашняя   ложь  напускных,  в  сущности небывалых


чувств ,  пустая  трата времени  на  визиты, на ненужное гостеприимство и


т.д. Словом, вся  праздная  мечтательная  и  аффектационная  сторона ста-


рых правов с обычными  погрывами иности  - к высокому,великому,изящ-


ному, к эффектам,  с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более


в стихах.


    Адуев-старший  на  каждом  шагу безжалостно высмеивает  напускную,


беспочвенную мечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторжен-


ность никуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”,


“забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но

молодой герой не  поддается  нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ -

отвечает он  дядюшке. Характерно ,  что после  первой  неудачи  в любви

Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”.    Страница ро-

мана, посвященные, описанию любовных похождений  героя, - разоблаче-

ние эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на

все  романтические позы,  которые  принимает  герой перед избранницами

своего  сердца.

   Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник


его  становится  деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод-


ный  брак  по расчету. От былых “небесных”  и  “вогзвышенных” чувств  и


мечтаний  не осталось и следа.  Эволюция  характера  Александра  Адуева,


показанная  в “Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для час-


ти  дворянской  молодежи  того  времени.  Осудив  романтика  Александра


Адуева,   Гончаров   противопоставил  ему  в романе другое,  бесспорно по


ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо - Петра   Ива-


новича Адуева.  Писатель, не бывший сторонником революционного преоб-


разования  феодально-крепостнической России, верил в прогресс,   основан-


ный  на  деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна-


ко в произведении нашли отражение не столько эти взгляды  писателя, коль-


косуществовавшие в реальной действительности противоречия,которые нес


ли  с собой шедшие на смену “всероссийскому застою”  буржуазно - капита-


листические   отношения.   Отвергая  романтизм адуевского толка, писатель


вместе с тем чувствовал неполноценность философии и  практики  буржуаз-


ного “здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность  буржуазной морали аду-


евых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему   “порядочный чело-


век”.  Но он в высшей степени “безразличен к человеку, к  его нуждам, инте-


ресам”.”Смотрят, что у человека в кармане да в петлице  фрака, а до осталь-


ного и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных  его жена  Лиза-


вета Александровна о своем супруге :”....что было главной   целью  его  тру-



дов?  Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему


судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы  приобресть  между


людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы  его  не


гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он  раз-


говаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что  на-


до дело делать”.


     Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как про-


винциальный  дворянин- романтик. и делец-буржуа,  но и  как  два психоло-


гически  противоположные типа.  “Один восторжен до  сумабродства,  дру-


гой - ледян до ожесточения”, - говорит  Лизавета Александровна о  племян-


нике и муже.


    Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип  человека  не  в



Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином,  третьем,  в  гармо-


нии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе  Лизаве-


ты Александровны Адуевой, несмотря на  то, что “век” ее  “заел” ,  по  спра-


ведливому замечанию Белинского, Петр Иваныч.

  К числу этих замечательных образов следует  отнести не  только  Лизавету

Александровну, но и Наденьку.

     Дочь несколькими шагами - впереди матери. Она  без  спросу  полюбила


Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только  для  прили-


чия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми


ром и самим Адуевым , которым, изучив его хорошо,овладела и командует.


Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий,


но мелко самолюбивый , простой, обыкновенный юноша,каких везде - куча.


И  она  приняла  бы его, вышла бы замуж - и все пошло бы обычным ходом.


Но явиласчь фигура  графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька


увидала , что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе-


ре, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о  ка-


ких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее  достало  разгля-


деть только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми


танцевала , немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.


Она ждала , что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он   только  пи-



шет сносные  стихи,  но  о  них   ни  кто  не знает , да еще дуется про
себя на


графа за то,что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш-


ла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской


девушки - безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее


авторитета матери.


     Но тут и кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие
своего


сознания  не  обратила,  остановилась в  неведении, так как и самый момент


эпохи был моментом неведения.

       “Обыкновенная история” сразу же поставила Гончарова  в  первый  ряд

прогрессивных  писателей-реалистов.  В  “Обыкновенной истории” в полной


мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова,  призванного  ма-

стера русского реалистического романа.



Список используемой литературы:
1)  Собрание сочинений И.А.Гончарова
2)  Собрание сочинений В.Г.Белинского
3)  “Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов