Василий Теркин

«Василий Теркин».



      Твардовского всегда интересовала  судьба  своей  страны  в  переломные
моменты истории. Еще в начале  30-х  годов  он  создал  поэтическую  картину
сложной эпохи коллективизации в поэме «Страна  Муравия».  Во  время  Великой
Отечественной  войны   А.Т  Твардовский  пишет  поэму   «Василий  Теркин»  о
Великой Отечественной войне решалась судьба народа.  Поэма  посвящена  жизни
народа  на войне. В центре  поэмы  образ  Теркина,  объединяющий  композицию
произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович – главный герой  поэмы,
рядовой пехотинец из смоленских крестьян.


                 «Просто парень сам собой


                   Он обыкновенный»


      Теркин воплощает лучшие черты  русского  солдата  и  народа  в  целом.
Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в  стихотворных  фельетонах
Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:


                 «Я вторую, брат, войну


                   На веку воюю»


      Поэма построена как цепь эпизодов из  военной  жизни  главного  героя,
которые не всегда  имеют  непосредственную  событийную  связь  между  собой.
Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о  буднях  войны;  говорит,  что
воюет с самого начала войны, трижды  был  в  окружении,  был  ранен.  Судьба
рядового солдата, одного из тех, кто  вынес  на  своих  плечах  всю  тяжесть
войны, становится олицетворением  национальной  силы  духа,  воли  к  жизни.
Теркин  дважды  переплывает  ледяную  реку,  чтобы  восстановить   связь   с
наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает  немецкий  блиндаж,
но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге  на  фронт  Теркин
оказывается в  доме  старых  крестьян,  помогает  им  по  хозяйству;  Теркин
ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его  в  плен.
Неожиданно  для  себя  Теркин  из  винтовки  сбивает   немецкий   штурмовик;
завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:     «Не  горюй,  у  немца  этот


                            Не последний самолет»
      Теркин  принимает  командование  взводом  на   себя,   когда   убивают
командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен.  Лежа
раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не  цепляться
за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:


                       «Уберите эту бабу,
                         Я солдат еще живой»
      В образе  Василия  Теркина  объединены  лучшие  нравственные  качества
русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.
      В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин»  находится  не
только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины  и  старики.
Персонажи поэмы не только воюют  –  они  смеются,  любят,  беседуют  друг  с
другом,  а  самое  главное  –  мечтают  о  мирной  жизни.  Реальность  войны
объединяет то, что обычно несовместимо: Трагедию и юмор, мужество  и  страх,
жизнь и смерть.
      В главе «От  автора»  изображается  процесс  «мифологизации»  главного
персонажа поэмы. Теркин назван автором «святым  и  грешным  русским  чудо  –
человеком». Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.
      Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно  ее
можно разделить на три части, совпадающие  с  началом,  серединой  и  концом
войны. Поэтическое осмысление этапов войны  создает  из  хроники  лирическую
летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет  первую  часть,  вера  в
победу –  вторую,  радость  освобождения  Отечества  становится  лейтмотивом
третьей части поэмы. Это  объясняется  тем,  что  А.Т.Твардовский   создавал
поэму постепенно, на  протяжении  всей  Великой  Отечественной  войны  1941-
1945г.
      Оригинальна и композиция  поэмы.  Не  только  отдельные  главы,  но  и
периоды, строфы внутри глав отличаются  своей  законченностью.  Это  вызвано
тем, что поэма печаталась по частям. И  должна  быть  доступной  читателю  с
«любого места».
      Не  случайно  и  то,  что  произведение  Твардовского   начинается   и
заканчивается  лирическими  отступлениями.  Открытый  разговор  с  читателем
приближает  к  внутреннему  миру  произведения,  создает   атмосферу   общей
причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.