Война и мир

КУТУЗОВ - НАРОДНЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ.

      Нет в русской литературе другого произведения, где были   бы  с  такой
убедительностью и силой, как  в  романе  “Война  и  мир”,  переданы  мощь  и
величие русского  народа.  Всем  содержанием  романа-эпопея  Лев  Николаевич
Толстой показал, что именно народ, поднявшийся на борьбу  за  независимость,
изгнал  французов  и  обеспечил  победу.   Единство   Кутузова   с   народом
объясняется тем “народным чувством, которое он носил в себе во всей  чистоте
и  силе  его”.  Благодаря  этому  душевному  качеству,  Кутузов  и  является
“представителем народной войны”.
      Впервые Толстой показывает Кутузова в военной кампании 1805-1807  г.г.
на смотре в Браунау. Русский полководец не захотел смотреть  парадную  форму
солдат, а стал осматривать полк в  том  состоянии,  в  каком  он  находился,
указывая  австрийскому  генералу  на  разбитую  солдатскую  обувь,  с  таким
выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но  немог  не  видеть,  как
это плохо. Л.Н.Толстой контрастно изображает смотр в  Браунау  и  смотр  под
Ольмюцем. Солдаты в серых шинелях и разбитой обуви и  “щегольски  вычищенные
и убранные  войска”,  “нарядная  кавалерия”,  солдаты  со  свежевыбритыми  и
вымытыми лицами и до последней возможности блеска вычищенной амуницией.  «На
этом  контрасте  Толстой  умело  показывает  насколько   различны   интересы
Кутузова и Александра и  их  отношение  к  солдатам,  а  следовательно  и  к
народу. Если Кутузов “прошел по рядам, изредка останавливаясь  и  говоря  по
несколько ласковых слов офицерам, которых  он  знал  по  турецкой  войне,  а
иногда  и  солдатам,  то  император  Александр,  проезжая  на  лошади,  лишь
останавливался  иногда,  чтобы  поприветствовать  какой-либо  полк.  Если  у
Кутузова  смотр  проходил  просто,  естественно,  по-домашнему,   полководец
разговаривал с солдатами, то в  Ольмюце  “массы  войска”,  “надсаживая  свои
груди”,  “присоединялись  к  реву  всей  той  линии,  которую  уже  проезжал
государь. «То есть это не та сыновья  любовь  солдат  к  Кутузову,  а  дикий
восторг толпы, «массы людей”. И вот на этом контрасте Толстой особенно  ярко
показывает единение Кутузова с армией,  отеческое  отношение  к  солдатам  и
боевым командирам, естественность и простота русского полководца.
       В  Бородинском  сражении   проявилось   величие   Кутузова,   которое
заключалось в том,  что  он  руководил  духом  армии:  “Долголетним  военным
опытом он знал и старческим  умом  понимал,  что  руководить  сотнями  тысяч
человек, борящихся со смертью нельзя одному  человеку  и  знал,  что  решают
участь сражения не распоряжения главнокомандующего,  не  место,  на  котором
стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил  за
этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”.

Л.Н.Толстой  показывает  насколько  русский  дух  в  этой   народной   войне
превосходит холодную расчетливость  иноземных  военачальников.  Так  Кутузов
посылает принца Витембургского “принять командование первой армией”, но  то,
не доезжая до армии, просит еще войска, и тут же полководец отзывает  его  и
посылает русского-Дохтурова, зная, что он будет стоять за  Родину  насмерть.
Писатель  показывает,  что  благородный   Барклай   де   Толли,   видя   все
обстоятельства, решил, что сражение было проиграно, в то время  как  русские
солдаты стояли насмерть и  сдерживали  натиск  французов.  Нет,  Барклай  де
Толли не плохой полководец, но в нем нет русского духа.  А  Кутузову  близок
народ и этот народный дух, и полководец отдает приказ  о  наступлении,  хотя
армия в таком состоянии наступать не могла. Но этот приказ  исходил  “не  из
хитрых соображений, а из чувства, которое лежало  в  душе  каждого  русского
человека”, и, услышав этот приказ “измученные и колеблющиеся люди  утешились
и ободрились”.
Но Толстой-художник часто противоречит Толстому-философу,  так  как  Кутузов
руководит по  настоящему  сражением,  проявляя  свою  волю.  Толстой-философ
отрицает активную роль полководца в том или ином сражении, но даже в  словах
Болклнского: “Он ничего не придумает, ничего  не  предпримет...  но  он  все
выслушает, все запомнит, все поставит на свое  место,  ничему  полезному  не
помешает и ничего вредного не позволит”. Признание активной  роли  Кутузова.
С одной стороны у Толстого Кутузов не  делал  “никаких  распоряжений”,  а  с
другой стороны “соглашался или не соглашался на  то,  что  предлагали  ему”,
“отдавал приказания”, то есть все-таки руководил ходом сражения.  В  этом  и
заключаются противоречия Толстого, как художника, и как философа.
В романе-эпопее “Война и мир” истинным носителем добра, красоты и  правды  у
Толстого является народ, а  следовательно  и  народный  полководец  Кутузов.
Велик Кутузов, ибо “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.