Двойники Раскольникова

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан  в  очень
тяжелый период для самого писателя – на  каторге.  Там  он  и  столкнулся  с
«сильными личностями», характеры которых воплотил в  главных  героях  своего
произведения.
   В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории  «наполеонизма»  -
возможность  сильной  личности  повелевать  над   судьбами   других   людей.
Пленником  этой  идеи  и  стал  герой  романа  Родион  Раскольников.   Автор
произведения,  желая  изобразить  безнравственную   идею   главного   героя,
показывает её  утопический результат на образах «двойниках» -  Свидригайлова
 и Лужина.
   Раскольников, бедный студент из обедневшей дворянской семьи,  подавленный
нищетой и несправедливостью жизни пытается найти выход из  этого  положения.
Он  полон  желания  решительно  изменить  свою  жизнь,  пусть   даже   через
преступление. Иногда он  сомневается  в  правильности  своих  мыслей,  боясь
загубить свою душу, но его манит результат. Его идея заключалась в том,  что
можно совершить преступление ради общего блага. И он   решился  на  убийство
этой старухи  –  процентщицы,  которую  считал  глупой,  ничтожной,  вредной
старушонкой. Раскольников совершил это преступление,  думая,  что  он  нашёл
объяснение своей идее.  Он  разделил  человечество  на  две  категории:  «на
тварей дрожащих» и на «сверхлюдей», решив испытать себя. Поняв,  что  он  не
«существо высшего порядка»,  совершив  убийство,  он  убил  в  себе  все  то
человеческое, что связывало его с  окружающим  миром,  оставаясь  наедине  с
душевными страданиями и муками совести.
   В плену этой же ложной теории находится и Свидригайлов – один из наиболее
сложных образов Достоевского. Он, как и  Раскольников,  отверг  общественную
мораль и растратил свою  жизнь  на  развлечения.  Свидригайлов,  виновный  в
смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать,  и  только
встреча с Дуней разбудила в его  душе  какие-то  чувства.  Но  раскаяние,  в
отличие от Раскольникова, пришло к нему  слишком  поздно.    Он  даже  помог
Соне, своей невесте, детям  Катерины  Ивановны,  чтобы  заглушить  угрызения
совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться  с  собой  и  он
пускает себе пулю в лоб.
   Казалось бы, очень много общего в поступках этих героев, но  на  сколько,
на самом деле, были различны их жизненные  ориентиры.  Раскольников  учится,
пробивается в жизни  сам  и  заботится  о  матери,  сестре.  Свидригайлов  –
зажиточный помещик, ведет праздный  образ  жизни.  Оба  героя,  подчинившись
одной идее, остались  по  разные  стороны  «баррикады».  Стало  ясно  самому
Раскольникову, - «не переступил он, на этой  стороне  остался»,  потому  что
«гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и  гражданина
в себе уничтожил. Отсюда у  него  цинизм,  с  которым  он  формулирует  суть
раскольниковской  идеи,  освободив  себя  от  смятения  Родиона,   оставшись
пребывать в безграничном  сладострастии.  Но,  наткнувшись  на  препятствие,
кончает  жизнь  самоубийством.  Смерть  для  него  –  освобождение  от  всех
преград, от «вопросов человека и гражданина». Это и есть результат идеи,   в
котором хотел убедиться Раскольников. Поэтому Достоевский оставляет  Родиону
право  на  жизнь  на  каторге,  на  каторге   где   происходит   мучительное
освобождение от этой идеи, возвращение к людям, обретая истинные ценности.
   В своем произведении «Преступление и наказание», Достоевский убеждает нас
 в том, что не всегда борьба  добра  и  зла  в  душе  человека  оканчивается
победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению.