Лирика Лермонтова

Лирика  Лермонтова.
Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся
Россия  узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя
поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось  в рукописных экземплярах
его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал Л. уже многие годы.
Писал, но не публиковал. Л. боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним
знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой  Л. только мечтал о том,
чтобы
понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было  стихотворение
«Бородино».В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому
солдату. Характерно,  что Л. сумел показать народный взгляд на войну. И
говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и
поговорками. Даже неправильность речи  солдата («Постой-ка, брат мусью»)
подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы  передается  подбором
особой лексики:
            Звучал булат, картечь визжала,
            Рука бойцов колоть устала,
            И ядрам  пролетать мешала
            Гора кровавых тел...
Солдат, ведущий   повествование, не один, он только выступает от имени
всех. При этом  постоянно подчеркивает общность  патриотических целей:
            И умереть мы обещали,
           И клятву верности сдержали
           Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному
воинскому долгу. Это, пожалуй,  основное в стихотворении:  общность людей
перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы пойдем ломить
стеною...». Основная мысль стихотворения выражается в словах: «Да, были
люди в наше время,  не то, что нынешнее племя ...». В этих словах жалоба на
настоящее  поколение, зависть к великому  прошедшему,  полному  славы и
доблести. Л. считал,  что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться
 на это
трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало
известно
общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для  лирики Л.
свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую он показал
в своем романе
«Герой нашего времени». В душе  Л. был свой идеальный особый мир, который
резко
отличался от действительности. «В уме своем я создал мир иной...».
Необычайно широка тематика  стихотворений  Л.. За свою короткую жизнь (он
умер в 27 лет)  он создал огромное количество  философских, романтических,
патриотических стихотворений  о любви  и дружбе, о природе, о поисках
смысла жизни. Когда  читаешь эти стихотворения, тебя охватывает  странное
чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что   сердце
невольно  сжимается от боли:
            И скучно и грустно, и некому руку подать
            В минуту душевной невзгоды...
Эта горечь распространяется  не только на него самого, но и на все
поколение («Дума»).   «Дума» - поэтическая исповедь, чистосердечная и
печальная. Композиция  стихотворения подчинена авторскому  замыслу: в
первом четверостишье   высказывается  общее суждение о поколении  30-х
годов:
            Печально я гляжу на наше поколенье!
            Его грядущее иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишья  развивают и доказывают  мысль  высказанную
ранее.
Мы видим  открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое
обращено
и на всех, и во внутренний мир души.  Л.  огорчает то, что многие его
современники
живут «ошибками отцов  и поздним их умом». Он  говорит о декабристах,
которые  смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью   говорит о том,
что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни
прочных привязанностей, ни убеждений:
      И ненавидим мы, и любим мы случайно,
      Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви ...
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники
поэта не способны  ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение
убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
      Толпой угрюмою и скоро позабытой
      Над миром мы пройдем без шума и следа.
      Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
      Ни гением  начатого труда.
Какая  ирония  звучит в словах!
      Мы жалко бережем в груди остаток чувства...
      Мы иссушили  ум наукою бесплодной...
      К добру и злу послушно равнодушны...
«Дума» -  это сатира и элегия. Поэт говорит от лица  той интеллигенции,
которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не
могла.
Безусловным  шедевром  русской  лирики  является стихотворение «Выхожу один
 я на  дорогу». В нем  проявилось исключительное  мастерство поэта в
изображении переживаний  лирического героя. Перед  нами  изумительные
картины природы,
которые подчеркивают  мысли об одиночестве героя. Стихотворение
сопровождается
риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего?
Жалею ли о чем?" Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в
общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
      Уж не жду от жизни ничего я,
      И не жаль мне прошлого ничуть...
 Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности,
автор   дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла.
Контраст, который  обнажил  в самом начале стихотворения  поэт, - это
контраст природы и
внутреннего состояния человека:
      В небесах торжественно и чудно!
      Спит земля  в сиянье голубом...
      Что же   мне так больно и так трудно?
      Жду ль чего? жалею ли о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих  стихотворениях Л. явно
просматривается
грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром  углубляются
и
расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с
особенностями
эпохи, в  которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».