Лицейские годы Пушкина

1.

Александр   Сергеевич  Пушкин  родился  6  июня  (26  мая  по  старому
стилю)  1799  году  в  Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ),
происходил  из  помещичьей,  когда-то богатой семьи. От имений предков (в
Нижегородской  губернии)  до  него дошло немного; но и дошедшее он
проматывал,  совершенно  не  интересуясь хозяйственными делами; служил он
в  Московском  комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых
 было  много  писателей,  а брат его Василий Львович приобрел известность
как  поэт.  В  доме Пушкина интересовались литературой, а сам  Сергей
Львович  был  поклонником французских  классиков  и  сам пописывал
французские   и  русские  стихи,  которые,  впрочем,  были известны  только
 знакомым  и  родственникам.  Мать  Пушкина,  Надежда Осиповна,  урожденная
 Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского "арапа", изображенного в
романе Пушкина.
  Воспитание  Пушкина   было  безалаберным. Сменявшиеся   французы-
гувернеры,  случайные  учителя  не  могли  иметь

                                     2.

глубокого влияния на ребенка,  в   значительной  степени   предоставленного
 самому   себе.
Детство Пушкин  провел в  Москве, выезжая  на лето  в уезд Захарово, в
подмосковное имение бабушки.  Кроме Александра у Пушкиных были  дети  -
старшая  дочь  Ольга  и  младший  сын  Лев.  Родители не уделяли
многовнимания детям, да, по-видимому,  Александр не был любимым  ребенком в
семье.
   Его  брат  писал  впоследствии  о  детских  годах  Александра:   "До
одиннадцатилетнего  возраста  он  воспитывался  в  родительском  доме.
Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом  году
возраста, умея уже  читать и писать,  он сочинял на  французском языке
маленькие комедии и  эпиграммы на своих  учителей.  Вообще  воспитание
его мало заключало в себе русского.  Он слышал один французский  язык;
Гувернер  был  француз,  впрочем  человек  неглупый  и   образованный;
библиотека его отца состояла из одних французских сочинений.   Ребенок
проводил бессонные ночи  и тайком в  кабинете отца пожирал  книги одну за
другою".  В 1810  году возник  проект устройства
                                     3.

привилегированного учебного заведения -  лицея в Царском  Селе, при дворце
Александра I.
Пушкин, обладавший  влиятельными знакомствами,  решил определить  туда
своего сына  Александра.   В июне  1811 г.   Александр со  своим дядей
поехал  в   Петербург,  благодаря имеющимся  связям,   Пушкину
былообеспечено поступление. 12 августа он выдержал  вступительный
экзамен.19  октября  был  торжественно  открыт  лицей  и  с этого дня
началась лицейская жизнь  Пушкина.   Лицей был  закрытым учебным
заведением, в него  было  принято   всего  30  учеников.   Это  были  дети
 средних  малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.
  В связи с политическими  событиями 1812 г. Взятие французами Москвы
ставило  под   угрозу  Петербург.    Из-за   большого  потока   солдат
проходившего через  Царское Село,  в лицее  воцарился либеральный дух.
В лицей проникали  сплетни об Александре  I и его  окружении. Кругозор
Пушкина  в  то  время  расширял  П.   Чаадаев, оказавшийся в гусарском
полку в Царском Селе.  Чаадаев был настроен весьма либерально, он  вел

                                     4.
долгие  политические  беседы  с  Пушкиным  и  сыграл  немалую  роль  в
нравственных  понятиях  Александра.    Впоследствии  Пушкин   посвятил
Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.
Именно в лицее  у Пушкина появляються настояшии друзья.  На первый курс
было принято тридцать человек. Значт , у Пушкина было двадцать девять
товарищей.
В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было
прозвише,
а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано” , Вельгельм Карлович
Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин - “Француз” и множество других
забавных прозвищ.
  В лицее  Пушкин плотно  занимался поэзией,  особенно французской, за
что  он  и  получил  прозвище  "француз".  Среди лицеистов проводились
пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал  первенство. Из
русских поэтов Пушкина  привлекал Батюшков и вся  группа писателей,
объединившиеся вокруг  Карамзина.   С этой  группой Пушкин  был связан
через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож  в

                                     5.
нее.  В  доме Карамзина, который  находился в Царском  Селе, Александр
познакомился с Жуковским и  Вяземским, их влияние особенно  отразилось на
творчестве Пушкина начиная с 1815 года.
  Любимым поэтом Пушкина был Вольтер,  именно ему пушкин был обязан  и
ранним  своим  безбожием,  и  склонностью  к сатире, которая, впрочем,
находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов  и от
шутливых  сатир Батюшкова.  В лицее  Пушкина также  коснулись новые течения
 поэзии  того  времени:   "Оссианицизм"  и  "Барды".   К концу
пребывания   в   лицее   Пушкин   подвергся   сильному  влиянию  новой
элегической  поэзии,  связанной  с  деятельностью  таких   французских
поэтов, как  Парни и  Мильвуа.   Литературная лицейская  слава Пушкина
пришла к нему в 15 лет,  когда он впервые выступил в печати,  поместив в
]"Вестнике  Европы"  в   июльском  номере
стихотворение  "К   другу стихотворцу".
  В октябре 1815 года  образовалось литературное общество "Арзамас"  и
просуществовало оно до конца 1817 года.

                                     6.
  Помимо "Арзамаса" и "Беседы" были еще литературные общества.   Одним из
них был кружок писателей,  собиравшихся у Оленина.  Там  собирались
противники "Беседы"  но и  не сторонники  "Арзамаса".   Предводителями
этого кружка  были баснописец  Крылов и  Гредич.   Пушкин ценил  обоих
этих людей и  впоследствии посещал Оленинский  кружок. Но в  лицейское
время Пушкин  находился под  влиянием Арзамаса,  вдохновленный сатирой
Батюшкова  на  борьбу  с  "Беседой"  Пушкин  разделял  все  симпатии и
антипатии "Арзамаса".
  Срок  пребывания  в  лицее  кончился   летом  1817  года.   9   июня
состоялись  выпускные  экзамены,  на  которых  Пушкин читал заказанное
стихотворение "Безверие".
  Арзамасец  Ф.   Вигель  писал  в  своих  воспоминаниях:   "На выпуск
молодого Пушкина смотрели члены  "Арзамаса" как на счастливое  для них
происшествие, как на торжество.  Сами родители его не могли  принимать в
нем  более нежного  участия; особенно  Жуковский, восприемник  его в
"Арзамасе", казался счастлив,  как будто бы  сам бог послал ему милое чадо.
 Чадо  показалось

                                     7.
довольно шаловливо  и необузданно, и  мне даже больно  было  смотреть,  как
 все  старшие  братья на перерыв баловали маленького брата.  Спросят:  был
ли он тогда либералом?  Да как же  не быть  восемнадцатилетнему  мальчику,
который  только  что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением,
кипучею африканскою кровью  в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие
было в самом разгаре".

   19 октября  до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в
его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с
лицеем. Ну хотябы нашумевшая история с “гогель - могелем”.
История такая. Компания воспитанников с Пушкиным , Пущиным и Малиновским во
главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома , яиц, натолкли
сахару, принесли кипящий самовар, пригатовили напиток “гогель - могель” и
стали распивать. Одного из товарищей Тыркова , сильно разобрало от рома ,
он начал шуметь , громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного
гувернера , и он доложил инспектору Фролову . Начались распросы, розыски.
Пущин , Пушкин и Малиновский обьявили, что это их дело и что

                                     8.
они одни виноваты .Фролов немедленно донес о случившемся исправляюшему
должность директора профессору Гауэншильду , а тот поспешил доложить самому
министру Разумовскому . Переполошившийся министр приехал из Петербурга,
вызвал виноовных сделал им строгий выговор и передал дело на
рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1. Две недели стоять во
время утреней и вечерней молитвы. 2. Сместить виновных на последние места
за обеденным столом. 3. Занести фамилии их, с прописанием виновности и
приговора,  в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Но
при выпуске лицеистов,  директором был уже не бездушный карьерист
Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим
сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость , за которую тогда же
было взыскано,  имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же
согласились с его мнением и дело сдано было в архив.
Историю с “гогель - могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:

Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
                                     9.

Мы топили горе наше
В чистом пенистом вине ?
Помнишь ли друзей шептанье
Вокруг бокалов пуншевых,
Рюмок грозное молчанье ,
Пламя трубок грошевых ?
Закипев, о , скол прекрасно
Токи дымные текли!
Вдрук педанта глас ужасный
Нам послышался в дали, -
И бутылки вмиг разбиты ,
И бокалы все в окно,
Всюду пополу разлиты
Пунш и светлое вино.
Убегаем торопливо...

В пируюших студентах Пушкин так же обрашается к Пущину :

Товарищ милый, друг прямой ,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы в месте пьем,
Нередко и бранимся ,
Но чашу дружества нальем -
И тот час помиримся.

Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился.
Фрейлина. “Первую платоническую, истенно поэтитическую любовь возбудила в
Пушкине Бакунина , - рассказывакт Комаровский . - Она часто навещала брата
своего и всегда приезжала на лицейские балы . Прилесное лицо ее , дивный
стан и очаровательное обращение произвели всеобший восторг во всей
лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелисти в стихотворении

                                     10.
“К живописцу”, которое было положенно на ноты лицейским товарищем Пушкина
Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения “.
29 ноября 1815 года Пушкин писал в дневнеке:

Итак, я счастлив был, я  наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался,
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.

Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь - с “безметежной
тоской”, со “счастьем тайных мук”,
с радастью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки.
Любовь эта  отразилсь в целом ряде лицейских стихотворений Пушктна.

Посидел с милой девушкой в беседке, -

Здесь ею счастлив был я раз
В восорге сладосном погас,
И время самое для нас
Остановилось на минуту!

Получил от нее незначительное письмицо, -
В нем радости мои; когда померкну я ,
Пускай оно груди бесчувственной коснется;
Быть может, милые друзья ,
Быть может , сердце вновь забьется .

                                     11.
В 1834 году, тридцати девяти лет, Бакунина вышла замуж за сорокадвухлетнего
тверского помешика, капитана в отставке, А.А. Полторацкого, двоюродного
брата Анны Петровны Керн.


Лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как
личности , заложили фундамент его гениального творчества.
И лучше всего об этом говорит сам Пушкин!

Прости! Где б ни был я : в огне ли смертной битвы,
При милых ли брегах родимого ручья,
Святому бртству верен я .
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы ?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!



Список литературы:



1. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”. Том 1, 2 , Москва, 1993 год.
2. И.И Пушин . “Записки о Пушкине. Письма” , Москва, 1989 год.
3. В. Воеводин. “Повесть о пушкине” , Ленинград, 1955 год.
4. Л. Дугин . “Лицей” , Москва,  1987 год.
5. М. Цветаева.  “Мой Пушкин” , Москва, 1981 год.
6. А. Терц. (А. Синявский) . “ Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993
  год.