Н.В. Гоголь. "Тарас Бульба"

Николай Васильевич Гоголь.
                               «Тарас Бульба».
                         Краткий обзор произведения.

  В самых ранних суждениях Гоголя  о  людях  четко  просматривается  уменье
замечать как крупные, так мелкие и смешные особенности,  которые  ускользают
от внимания других людей.  Всё  останавливало  и  поражало  этого  человека,
наделенного даром необычайной наблюдательности:  каменные  дома,  деревянные
домишки, купол, рынок, уездный франт...  Самые  мельчайшие  подробности   не
ускользали  от  его  внимания.  Делая  свои   сокровенные   наблюдения   над
человеком, Гоголь анализирует их и в  результате  приходит  от  разрозненных
реальных черт к созданию целостного портрета человека.
  Литературный критик А. И. Герцен говорил: «…Рассказы, с которыми  впервые
выступил  Гоголь,  представляют  собой  серию  подлинно  прекрасных  картин,
изображающих  нравы  и  природу  Малороссии,  -  картин,  полных  весёлости,
изящества, живости и любви.  Повесть «Тарас  Бульба»  входит  в  гоголевский
сборник под названием «Миргород». «В «Миргороде» он столкнул норму,  высокую
возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью,  не
дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного,  по
Гоголю, для великих дел», - писал литературный критик Г. А. Гуковский.
  Историзм повести «Тарас Бульба» близок  к  фольклорному:  создавая  такое
историческое   произведение,   Гоголь   не   только    внимательно    изучал
документально-исторические материалы (летописи, мемуары,  исследования),  но
и фольклорные произведения. Не  преуменьшая  роли  исторических  материалов,
первенство следует всё же отдать фольклорным источникам.
  В  центре  внимания  писателя  эпоха  национально-освободительной  борьбы
украинского народа и  героические  характеры,  а  не  конкретные  события  и
реальные исторические лица. К фактической точности  писатель  не  стремился.
Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульба» хронологических данных.
  Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим  на  Украине.  В  те  далёкие
времена Украина была захвачена польскими и  литовскими  витязями.  Некоторые
состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба  и
другие патриоты  своей  Родины  организовали  Запорожскую  Сечь  и  боролись
против захватчиков.
  Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был  очень  тяжёлый
характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его  светлицы,  отношение
к жене, поведение в бою (стр. 250 – 252). У Тараса было два  взрослых  сына:
Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас  решил
отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», -  говорил  Тарас  своим
друзьям. На  следующий  день  отвёз  Тарас  своих  сыновей  в  Сечь.  Вскоре
«козаки»  напали  на  город  Дубно,  которым  правили  польские  феодалы,  в
котором, по слухам, «было  много  казны,  богатых  обывателей».  Первый  бой
«козаки» выиграли, но в город войти не смогли и готовились ко  второму  бою.
Остапа избрали атаманом Уманского куреня. Казалось, что  ему  «был  на  роду
написан битвенный путь». В бою он проявил  мужество,  храбрость,  действовал
смело и хладнокровно, был хорошим стратегом. Андрий  дрался  «с  запальчивым
увлечением», отваживался на такие действия, на что бы никогда  не  отважился
хладнокровный  и  разумный  Остап.  Отец  гордился  своими  юными   войнами.
Неожиданно Андрий предал отца,  брата  и  всех  «козаков».  Из-за  любви  он
перешёл на сторону противника. Во втором бою  Тарас,  увидев,  как  его  сын
выезжает из ворот города вместе с польскими витязями,  застрелил  предателя.
В этом бою «козаки» понесли много потерь. Остапа захватили  в  плен,  и  под
пытками он умер. Тарас пытался пробиться к сыну, но не смог.  Потеряв  обоих
сыновей, Тарас  Бульба  не  сник,  а  продолжал  сражаться  за  национальное
освобождение Украины. Попав в плен к польским витязям, задыхаясь на  костре,
Тарас Бульба с гневом и презрением к врагам произнёс: «Да разве найдутся  на
свете такие огни, муки и такая сила, которая бы  пересилила  русскую  силу!»
Когда смерть уже подступала к его  глазам,  Тарас  всё  равно  был  душой  и
сердцем  со  своими  «козаками»  (стр.  350).  Тарас   Бульба   –   сильный,
мужественный и отважный «козак», отдавший свою жизнь и жизни  своих  сыновей
за свободу и независимость Украины от польских и литовских феодалов.  Он  не
пожалел родного сына,  собственноручно  убив  его  за  предательство.  Погиб
Тарас Бульба с верой в торжество свободы, «товарищества» (стр.320 –  321)  и
национальной независимости Украины. Его вера и вся  героическая  жизнь  есть
ни что иное, как яркое выражение веры и борьбы всего украинского  народа  за
своё освобождение. Тарас Бульба – это собирательный,  художественный  образ,
тип «козацкого» героя.
  Литературный критик В. Г. Белинский писал в своей статье о повести Гоголя
«Тарас Бульба»: «Но зачем же забывают, что тот  же  Гоголь  написал  «Тараса
Бульбу»,  поэтому,  герой  и  второстепенные  действующие  лица  которой   –
характеры  высоко  трагические?  В  ней  является  та  особенность,  которая
принадлежит только таланту Гоголя. В драмах Шекспира встречаются с  великими
личностями и пошлые, но комизм у него всегда на стороне только последних…  У
Гоголя Тарас Бульба тоже исполнен комизма, как и трагического  величия;  оба
эти противоположные элементы слились в нём неразрывно и целостно, в  единую,
замкнутую в себе личность;  вы  и  удивляетесь  ему,  и  ужасаетесь  его,  и
смеётесь над ним.»
  Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все  молодые
таланты бросились на его путь, но  и  некоторые  писатели,  уже  приобретшие
известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.