Образ Петербурга в цикле Н.А. Некрасова "О погоде"

Образ Петербурга цикле стихотворений Н.А.Некрасова «О погоде».
      В  стихах  Н.А.  Некрасова  главной  темой  является   тема   народных
страданий. Писателю самому пришлось пережить  много  трудностей  и  невзгод,
после того как он переехал в Петербург. Но это позволило ему  увидеть  город
изнутри.
      На мой взгляд, цикл стихотворений "О погоде" -  редкий  случай,  когда
цензура  в  чем-то  поспособствовала  увеличению  художественных  достоинств
произведения. Ее запрет на открытые обличения и политические призывы  привел
к тому, что Н.А Некрасов стал писать цикл стихотворений  о  нелегкой  судьбе
петербургской бедноты под видом заметок о погоде.  Это  привело  к  созданию
поразительно "одухотворенного" образа города.  Если  бы  не  этот  конфликт,
стихотворение могло бы сильно потерять в художественном  отношении.  А  так,
будучи вынужден прибегать к иносказаниям, Некрасов,  может  быть,  и  создал
образ Петербурга как  живого  существа,  настроение  которого  отражается  в
явлениях природы.
      Погода - это "выражение лица" города, если идет дождь, можно  сказать,
что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой.  Петербург  предстает
перед  нами  то  рыдающим,  когда  идут  бесконечные  осенние  дожди,  то  с
прекрасной и одновременно смертоносной  улыбкой  мифической  Горгоны,  когда
красота зимних улиц  оказывается  для  человека  губительной.  Он  старается
сделать все, чтобы досадить человеку : летом поднимает столбы  пыли,  весной
нагоняет завесу тумана. Этой череде выражений гнева, горя,  ужаса  и  страха
Некрасов  противопоставляет  спокойное,  умиротворенное  описание   сельской
идиллии:
                       Солнце, воздух, цветов аромат -
                       Это всех поколений наследство.
      Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно.  Это
стихотворение,  как  и  многие  другие   его   "гражданские"   произведения,
пронизано довольно тривиальным умозаключением -  корень  народных  страданий
не в самом народе, а вне  его.  Образ  города,  который  занят  истреблением
своих обитателей, тех, кто создает его и о нем заботится, напрашивается  сам
собой.
                    Словно цепи куют на несчастный народ,
                       Словно город обрушиться хочет.
Не случайно  вместе  с  природными  бедствиями,  буквально  через  несколько
страниц, Некрасов описывает  человеческое  злодеяние,  совершенное  богатыми
против бедных.
      Это изображение Петербурга можно  обобщенно  назвать  образом  русской
столицы. Мне кажется, что такой образ не вяжется с  нашим  представлением  о
Петербурге времен Петра - городе молодом  и  прекрасном.  Не  подходит  этот
образ  и  Ленинграду,  который,  в  отличие  от  Москвы,   называвшейся   до
восстановления в правах столицы  "Москвой  купеческой",  всегда  хранил  дух
возвышенной  интеллигентности.  Зато  теперешней  Москве,  с  ее  контрастом
роскоши и  нищеты,  этот  образ  весьма  к  лицу.  По  моему  мнению,  город
становится врагом бедняков не по своей воле и даже не по воле богачей.  Суть
гораздо глубже - в самом  человеке.  Ведь  даже  во  времена  Некрасова  был
сильный поток людей из деревни в город, а особенно в столицу. Столица -  это
не просто сосредоточение дворцов и галерей, как поначалу кажется  приезжему.
Это центр человеческой жизни, деловой и социальной, это  отражение  иерархии
человеческого  общества,  его  неотъемлемая  часть.  Даже  если  всех  людей
переселить из Столицы, мне кажется, что на новом месте  люди  выстроят  себе
новую столицу, потому что стремление  к  иерархии,  к  борьбе,  к  власти  -
неотъемлемая часть человеческой природы.