Островский

Александр Николаевич Островский
                              ( 1823-1886)


       Александр Николаевич Островский  родился в  1823  году  в  Москве:  в
Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец  будущего
драматурга, образованный и умелый судебный чиновник , а затем - известный  в
московских коммерческих кругах стряпчий (адвокат), нажил изрядный  достаток;
поднимаясь по служебной лестнице , получил права  потомственного  дворянина,
стал помещиком; понятно, что ему хотелось  и  сына  пустить  по  юридической
части .
       Александр  Островский  получил  неплохое  домашнее  образование  -  с
детства пристрастился к литературе, владел немецким и  французским  языками,
хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он успешно окончил гимназию  и
в 1840 году поступил на юридический факультет Московского  университета.  Но
карьера юриста  Островскому  не  нравилась,  неодолимо  влекло  его  к  себе
искусство. Он  старался не пропускать ни одного  спектакля:  много  читал  и
спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то  же  время  сам  пробовал
писать стихи и рассказы.
Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько  лет
по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий   драматург
насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись  в
судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем.
     Во времена юности Островского крестьяне и купцы одевались , ели ,  пили
и  веселились  не  так,  как  люди   просвещенных   сословий.   Даже   общая
православная вера не до конца  объединяла  их  с  образованными.  В  русской
земле словно существовало два разных, мало связанных ,  мало  понятных  друг
для друга мира. Но в середине 19 века границы этих миров  начали  постепенно
разрушаться. Образованные  люди  стали  искать  способы  преодолеть  разрыв,
восстановить не столько государственное - оно-то было ! - сколько  духовного
и культурное единство русского народа. А простые, верные  старинному  укладу
люди  с  развитием  деловой  жизни  все  чаще   вынуждены   сталкиваться   с
современным им государством. Приходилось обращаться в  суды  для  разрешения
имущественных  и  наследственных  споров  ,  в  разных  учреждений  получать
разрешения на промысел и торговлю. Чиновники  их  обманывали,  запугивали  и
обирали.  Поэтому  самые  сметливые  стали   учить   своих   детей,   начали
приспосабливаться к «европеизированной» жизни.  Но  на  первых  порах  часто
принимали за образованность лишь различные внешние стороны высший  сословий.

     Богатые, но еще вчера жившие  по  старинке  люди  и  новые  требования,
которые властно предъявляет им современная жизнь, -  вот  основа  комедийных
конфликтов молодого Островского, да еще таких , где  смешное  переплетено  с
грустным: ведь причуды  имеющих власть не только забавны, но  и  опасны  для
бедных: зависимых и угнетенных.
    Его всероссийская известность началась со второй комедии  -  «Свои  люди
сочтемся !» (или «Банкрот» 1849 г.) Пьеса имела огромный успех  у  читателей
после  публикации  в  журнале  «Московитянин».  Однако  постановка  ее  были
запрещена по указанию самого царя Николая 1 . Цензурный  запрет  продержался
одиннадцать лет.
      Уже в комедии  «Свои  люди  -  сочтемся!»  проявились  основные  черты
драматургии Островского:  умение  через  семейно-бытовой  конфликт  показать
важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не  только
главных , но и второстепенных  персонажей.  В  его  пьесах  звучит   сочная,
живая  народная  речь.  И  у  каждой  из  них  -  не  простой,  заставляющий
задуматься конец.
       После того: как в комедии «Свои люди - сочтемся!» была создана  столь
безотрадная картина, Островскому захотелось показать  героев  положительных,
способных  противостоять   безнравственности    и   жестокости   современных
отношений. Он опасался поселить в  своих   зрелищах  чувство  безнадежности.
Именно такие, взывающие сочувствия герои и появляются в  комедии  «Не   свои
сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского которая пошла на сцене  )
и «Бедность не порок» (1954).
        В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от  истоков  реки
до  Нижнего  Новгорода.  Полученные  впечатления  многие  годы  питали   его
творчество. Отразились они и в «Грозе» (1959) одной из самых знаменитых  его
пьес. Действие  пьесы  происходит  в  вымышленном  глухом  городе  Калинове.
Островский показал  в  пьесе  не  только  внешние  обстоятельства  трагедии:
суровость свекрови, безволие мужа и его приверженность к  вину;  равнодушное
формальное отношение калиновцев к вере; не только властную грубость  богатых
купцов, нищету и суеверие  жителей.  Главное  в  пьесе  -  внутренняя  жизнь
героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного  ей  самой.  Драма
Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге  новой
исторической эпохи.
    В 60 г.г. в творчестве  островского  появляется  и  герой  дворянин.  Но
такой, который занят не правдоискательством, а успешной  карьерой.  Например
в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» - целая галерея  дворянских
типов, по-разному  переживающих  отмену  крепостного  права.  Главные  герои
«Леса» - двое из дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая  помещица,
проматывающая имение с любовниками, и ее племянник актер.
     В  последних  произведениях  Островского  в  центре  событий  все  чаще
оказывается   женщина.   Писатель   словно   разочарован   в    нравственных
достоинствах деятельного героя, «делового человека»,  интересы  и  жизненные
силы которого слишком  часто  полностью  поглощает  борьба  за  материальный
успех. В конце своего творческого пути он написал драму  «Богатые  невесты»ю
Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе: как тогда  выражались,  «
девушки на выданье» - «Бесприданница» (1878 г)
      В  последние  десятилетия  жизни  Островский   создает   своего   рода
художественный  памятник  отечественному  театру.  В  1972  г.  он   написал
стихотворную комедию «Комик 17 столетия»о рождении первого русского  театра.
Но гораздо более известны пьесы Островского   о  современном  ему  театре  -
«Таланты и поклонники» (1981)  и  «Без  вины  виноватые»  (1983).  Здесь  он
показал как заманчива и трудна жизнь актеров .
     Проработав для русской сцены без малого  сорок  лет  Островский  создал
целый репертуар - около пятидесяти пьес. Произведения Островского и  до  сих
пор остаются на сцене. И  через  полтораста  лет  не  трудно  увидеть  рядом
героев его пьес.
      Умер  Островский  в  1886  году  в  своем  любимом  заволжском  имении
Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на холмистых  берегах  маленьких
извилистых речек. Жизнь  писателя  по  большей  части  и  протекала  в  этих
сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, еще  мало
затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи  и  нравы,  слышать
коренную русскую речь.