Петр Первый роман Толстого

Роман  А.Н.Толстого  “Петр  Первый”



                                      Шемякина  Людмила
                                                  11 кл.



   Роман  А.Н.Толстого " Петр Первый "  А.М.Горький  назвал " первым
 в  нашей  литературе  настоящим  историческим  романом ", " книгой -
 надолго ".
   Отразивший  одну  из  интереснейших  эпох  в  развитии  России -
 эпоху  коренной  ломки  патриархальной  России  и  борьбы  русского
 народа  за  свою  независимость, роман  А.Н.Толстого " Петр Первый"
 всегда  будет  привлекать  читателей  своим патриотизмом, необыкно-
 венной  свежестью  и  высоким  художественным  мастерством.
   Этот  роман  знакомит  читателя  с  жизнью  России  конца  XVII -
 начала  XVII века, рисует  борьбу  новой  молодой  России, стремя-
 щейся  к  прогрессу, с  Россией старой, патриархальной, цепляющейся
 за  старину, утверждает  неодолимость  нового. " Петр Первый "- это
 огромное  историческое  полотно, широчайшая  картина  нравов, но
 прежде  всего - это, по  словам  А.С.Серафимовича, книга  о русском
 характере.
   Личность  Петра  и  его  эпоха  волновали  воображение  писателей,
 художников, композиторов  многих  поколений. От  Ломоносова  до на-
 ших  дней  тема  Петра  не  сходит  со  страниц  художественной ли-
 тературы. К ней  обращались  Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.
   Свыше  двадцати  лет  волновала  тема  Петра  и Алексея Толстого:
 рассказ  " День  Петра "  был  написан  в  1917 году, последние гла-
 вы  его  исторического  романа  " Петр  Первый " - в  1945. Не сразу
 сумел  А.Н.Толстой  глубоко, правдиво  и  всесторонне нарисовать Пет-
 ровскую  эпох, показать  характер  петровских  преобразований.
   " На  Петра  я  нацеливался  давно, еще  с  начала  февральской
 революции, - писал  А.Н.Толстой.- Я  видел все  пятна  на  его  кам-
 золе,- но  все  же  Петр  торчал  загадкой в историческом  тумане ".
 Об  этом  свидетельствуют  и  его  рассказ " День  Петра ", и  тра-
 гедия  " На  дыбе " (1928).
   Характерно, что  к  Петровской  эпохе  А.Н.Толстой  обратился  в
 1917  году; в  далеком  прошлом  пытался  он  найти  ответы  на  му-
 чившие  его  вопросы  о  судьбах  родины  и  народа. Почему  именно
 к  этой  эпохе  обратился  писатель? Петровская  эпоха - время  пре-
 образовательных  реформ, коренной  ломки  патриархальной  Руси- вос-
 принималась  им  как  нечто  напоминавшее  1917  год.
   В  рассказе  " День  Петра "  Толстой  стремился  показать  Петра
 Первого  своевольным  помещиком, который  хочет изменить  жизнь род-
 ной  страны. " Да, полно,- пишет  он , хотел  ли  добра  России царь
 Петр? Что  была  Россия  ему, царю, хозяину, загоревшемуся  досадой
 и  ревностью: как  это  его  двор  и  скот, батраки  и  все  хозяй-
 ство  хуже, глупее  соседского? " Отрицательное  отношение  к Петру
 и  его  преобразовательской  деятельности  связано  было, как  пола-
 гают  исследователи, с  неприятием  и  непониманием  А.Н.Толстым  в
 1917  году  Октябрьской  революции.
   В  пьесе  " На  дыбе "  дана  более  широкая  характеристика  вре-
 мени  Петра  и  его  окружения. Эпоха  дается  по-прежнему  в  мрач-
 ных  тонах. Через  ряд  эпизодов  проходит  мотив  трагического оди-
 ночества  Петра. Он  одинок  в  своей  огромной  стране, ради  кото-
 рой  " живота  не  жалел "; народ  против  преобразователя. Одинок
 Петр  и  в среде  своих  " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-
 все  лгуны  и  воры. Одинок  Петр  и  в  своей  семье - ему изменяет
 Екатерина. Несмотря  на  то, что  в трагедии  " На  дыбе " (на  ды-
 бу  поднята  Петром  вся  Русь) Петр  нарисован  уже  большим  го-
 сударственным  деятелем,  он  по-прежнему  оставался  для  Толстого
 загадкой - отсюда  и  утверждение  писателем  бесперспективности его
 преобразовательской  деятельности  и  изображение  краха  всех  его
 многолетних  трудов. Стихия  побеждает  Петра, а  не  наоборот , как
 у  Пушкина  в  поэме  " Медный  всадник ".
   Одним  из  лучших произведений  советской  литературы  на  истори-
 ческую  тему  стал  "превосходный",  по  словам  А.М.Горького,  роман
 А.Н.Толстого  "Петр  Первый".
   Начало  работы  над  этим  романом  совпадает  с  событиями,  важ-
 ными  в  жизни  нашей  страны. 1929  год - год  исторического  перелома.
   Именно  в  это  время  Толстой  снова  обращается  к  изображению
 Петровской  эпохи.  Он  ощущает  перекличку  далекого  Петровского,
 "когда  трещит  и  рушится  старый  мир",  с  нашим  временем,  чув-
 ствует  определенное  созвучие  между  этими  двумя  эпохами.

               ИДЕЙНЫЙ  ЗАМЫСЕЛ  РОМАНА  "ПЕТР  ПЕРВЫЙ"

   1. Прежде  всего  писателю  нужно  было  определить,  что  будет
 для  него  основным  в  романе,  и  с  этих  позиций  отбирать  соот-
 ветствующий  материал  в  трудах  историков,  исторических  документах,
 мемуарах.  Этим  основным  для  Толстого,  по  его  словам,  явилось
 "становление  личности  в  эпохе".  Об  этом  он  говорил  и  в  беседе
 с  коллективом  редакции  журнала  "Смена":  "Становление   личности
 в  исторической  эпохе - вещь  очень  сложная. Это  одна  из  задач
 моего  романа".
   2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь
 ход  повествования,  вся  система  художественных  образов  должны
 были  подчеркнуть  прогрессивное  значение  преобразовательских  меро-
 приятий,  их  историческую  закономерность  и  необходимость.
   3. Одной  из  важнейших  задач  было  для  Толстого  "выявление
 двигающих  сил  эпохи" - разрешение  проблемы  народа,  его  истори-
 ческой  роли  во  всех  преобразованиях  страны,  наконец,  изображение
 сложных  взаимоотношений  Петра  и  народа.
   Таковы  основные  задачи,  к  разрешению  которых  Толстой  смог
 подойти  лишь  в  конце  20-х  годов.  Идейный  замысел  романа  нашел
 соответствующее  выражение  в  композиции  произведения,  во  всех  ее
 компонентах.

                    КОМПОЗИЦИЯ  И  СЮЖЕТ  РОМАНА

   "Исторический  роман  не  может  писаться  в  виде  хроники,  в  виде
 истории...  Нужна  прежде  всего,  как  и  во  всяком  художественном
 полотне, - композиция,  архитектоника  произведения.  Что  это  такое -
 композиция?  Это  прежде  всего  установление  центра,  центра  зрения
 художника...  В  моем  романе  центром  является  фигура  Петра I."
   Итак,  в  центре  повествования  Толстого - Петр,  формирование  его
 личности.  Однако  роман  не  стал  пусть  и  мастерски  написанной
 биографией  Петра.  Почему?  Толстому  важно  было  показать  не  только
 Петра  как  большого  исторического  деятеля,  но  и  эпоху,  которая
 способствовала  формированию  этого  деятеля.
   Становление    личности  Петра  и  изображение  эпохи  в  ее  истори-
 ческом  движении  определило  композиционные  особенности  романа.
 Толстой  не  ограничивается  изображением  жизни  и  деятельности
 своего  героя,  он  создает  многоплановую  композицию, что  дает  ему
 возможность  показать  жизнь  самых  различных  слоев  населения России,
 жизнь  народных  масс.  Все  классы  и  группы  русского  общества
 представлены  в  романе:  крестьяне,  солдаты,  стрельцы,  ремесленники,
 дворяне,  бояре.  Россия  показана  в  бурном  потоке  исторических
 событий,  в  столкновении  общественных  сил.
   Поражает  широкий  охват  событий  Петровской эпохи,  разнообразие
 созданных  персонажей.
   Действие  переносится  из  бедной  крестьянской  избы  Ивашки  Бров-
 кина  на  шумные  площади  старой  Москвы;  из  светлицы  властной,
 хищной  царевны  Софьи - на  Красное  крыльцо  в  Кремле,  где  малень-
 кий  Петр  становится  очевидцем  жестокой  расправы  стрельцов с Мат-
 веевым;  из  покоев  Натальи  Кириловны  в  Преображенском  дворце -
 в  Немецкую  слободу,  оттуда  в  выжженные  южным  солнцем  степи,
 по  которым  медленно  двигается  войско  Голицина;  из Троицко-Сер-
 гиевской  лавры,  куда  ночью  из  Преображенского  дворца  бежал
 Петр, - в  Архангельск,  под  Азов,  за  границу.
  Первые  главы  романа  рисуют  ожесточенную  борьбу  за  власть  между
 двумя  боярскими  группами - Милославскими  и  Нарышкиными,  представляю-
 щими  старую ,  боярскую,  допетровскую  Русь.  Ни  ту,  ни  другую
 группу  не  интересовали  ни  интересы  госсударства,  ни  судьба народа.
 Толстой  почеркивает  это  почти  однотипными  замечаниями,  оценивающими
 правление  одних  и  других. " И  все  пошло  по-старому. Ничего  не
 случилось. Над  Москвой,  над  городами,  над  сотнями  уездов ...
 кислые  столетние  сумерки - нищета , холопство,  безделье" ( после
 победы  Милославских ); но  вот  победили  Нарышкины - "...стали ду-
 мать  и  править  по прежнему  обычаю. Перемен  особенных  не случилось"
 Это понимает  и  сам  народ: "Что  Василий  Голицын ,  что  Борис -
 одна  от  них  радость".
  Толстой  показывает, что  народ  играет решающую  роль  и  в  тех
 событиях,  которые  разыгрываются  в  Кремле. Только  при  поддержке
 народа  Нарышкиным  удается  сломить  Милославских  и  т.  д. Недовольство
 народа  своим положением  проявляется  в  ряде  массовых  сцен.
  Примерно  с  четвертой  главы  первой  книги  Толстой  показывает,
 как  все  более обостряются  отношения  между  возмужавшим  Петром
 и  Софьей,  что  приводит  в  дальнейшем  к  падению  былой
правительницы.
 Петр  станоновится  самодержавным  правителем и  со  свойственной  ему
 решительностью,  преодолевая  сопротивление боярства,  начинает борьбу
 с  византийской  Русью. "Упиралась  вся Россия ,- пишет Толстой.
Страшились
 перемен, "ненавидели  быстроту и  жестокость  нововводимого не  только
 боярство,  но  и поместное  дворянство,  и  духовенство, и  стрельцы:
 "Стал  не мир, а  кабак,  все  ломают,  всех  тревожат... Не  живут -
 торопятся... В  бездну  катимся..."  Сопротивлялся  и  народ - "мало
 было  прежней  тяготы - волокли  на  новую  непонятную работу - на
 судостроительные  верфи  в  Воронеже". Бегство  в  леса  дремучие,
 на  Дон - ответ  народа  на все  тяготы  жизни  в  период  правления
 Петра.
  Первая  книга  кончается  жестоким  подавлением  Петром  стрелецкого
 мятежа. Ее  финал  лучше  прочесть  вслух:"Всю  зиму  были  пытки  и
 казни... Ужасом  была  охвачена  вся  страна.  Старое  забилось по
 темным  углам.  Кончалась  византийская  Русь.  В  мартовском  ветре
 чудились  за  балтийскими  побережьями  призраки  торговых  кораблей".
  Вторая  книга,  по  словам  самого  Толстого "более  монументальна,
 более  психологична",  она  рассказывает о  том  как  сдвинулась  с
 места Русь - начинается  с  изображения "неохотно"  пробуждающейся
 Москвы,  кончается  картиной  строящегося  Петербурга.
  Монументальность  романа  проявляется  не  в  изображении  больших
 событий  крупным  планом,  а  в  изображении  строительства  новой
 России. Борьба  старого  и  нового    становится  определяющей  в
 развитии  действия  романа.  Толстой  показывает  в  каких  сложных
 условиях  возникает  молодая  Россия,  какие  трудности пришлось  пре-
 одолевать  Петру  на  пути  преобразования  Руси.
  Во  второй  книге  по  сравнению  с  первой  изображено  меньше
 исторических  событий,  действие  концентрируется  вокруг  подкотовки
 к  Северной  войне,  ее  начал  "нарвская  конфузия",  лихорадочная
 деятельность  по  укреплению  обороны,  строительство  заводов,  первые
 успехи  в  войне  со  шведами  - взятие  Нотебурга,  выход  к  устью
 Невы  и  основание  города-крепости,  которую  решено  было  назвать
 Питербурх.
  Большое  место  отведено  в  этой  книге  психологическим  характе-
 ристикам.  Каждый  из  эпизодов  частной  и  общественной  жизни  помогает
 ярче  представить  ту или  иную  сторону  эпохи  Петра,  его  преобра-
 зований  (  например,  описание  жизни  семей  Буйносовых  и  Бровкиных
 и  др.) Толстой  показывает  как  новое  врывается  в  быт, рушит  старые
 устои.Прогрессивный характер  петровских  преобразований  подчеркивается
 Толстым  в  изображении  общего оживления  страны,  в  появлении вокруг
 Петра  новых людей  идущих  в  ногу  со  временем  и  понимающих
 нужды  Росии.  Среди  них  и выходцы  из народной  среды: Меньшиков,
 семья  Бровкиных,  Федосей  Скляев,  Воробьев.
  "Птенцы  гнезда  Петрова",  люди  энергичные,  воспитаные  Петром,
 противопоставлены  старому  московскому  боярству - Буйносову,  Лыкову
 и  другим,  изображенным  Толстым  с  иронией. Боярство  внешне
смирилось,
 но продолжало  ненавидеть  Петра  и  его  нововведения.
  Во  второй  книге  с  еще  большей  силой  звучит  мотив социального
 протеста  народа. Раздражение  звучит  и  в  разговоре  мужиков в  кабаке
 на  Варварке,  и  в  поведении  мухиков,  в  их  недобрых  взглядах,
 в  выкриках,  в  открытой  ненависти  крестьян  к  помещикам  и боярам.
 Толстой  показывает  глухо  бурлящий  в народе  протест, который  должен
 был  вылиться  в  восстание  на  Дону  под  предводительством  Булавина.
  Чтоб  жить " по  воле,  а  не  по  указу  государеву", люди  бегут  в
 леса.  Движение  раскольников,  хотя  и реакционое  по  своей  сути,
 является  одной  из  форм  протеста  против  усилившегося гнета  в
 период  правления  Петра.
  В устье  Невы  заложен  город-крепость.  Желанное  море  теперь  отсюда -
 подать  рукой,  началось  преобразование  армии  для решительной  победы
 над  шведами  и  возвращения  исконо  русских  земель - Юрьева  и  Нарвы.
  Третья  книга  романа  посвящена  борьбе  за  Юрьев  и  Нарву.
 " Третья  книга - писал  сам  Толстой,- самая  главная  часть  романа  о
 Петре, она  относится  к  наиболее  интересному  периоду  жизни  Петра.
 В  ней  будет  показана  законодательная  деятельность  Петра, его  нова-
 торство  в  области  изменений  уклада  русской  жизни, поездки  царя  за
 границу, его  окружение, общество  времени. В  третьей  части  будут  даны
 картины  не  только  русской  жизни, но и  Запада  того  времени -
Франции,
 Польши, Голландии. Все  основные  задачи, которые  я  ставил, приступая к
 роману, будут  осуществлены  в  этой  части."
  Третья  книга, как  и  вторая, начинается  с  описания  Москвы. Прошло не
 так  много  времени, но  перед  нами  другая, обновленная Москва. Во
второй
 книге  показана  неторопливая, во  многом  косная  жизнь  в  столице, и,
хо-
 тя  обитатели  ее  чувствуют, что  назревают  большие  события, что  жить
 становится  все  тревожнее, тем  не  менее  жизнь  города  течет  пока  по-

 прежнему. В  третьей  книге  Москва  предстает  иной: крутые  перемены
про-
 изошли  в  ее  жизни. Новое  ворвалось  в  жизнь, изменило  привычное  ее
 теченние. Нет  больше  челяди  у  боярских  дворов, " ворота  закрыты
наглу-
 хо, на  широком  дворе - тихо, людишки  взяты  на  войну, боярские
сыновья
 или  зятья  в  полках  унтер-офицерами  либо  усланы  за  море,  недоросли
 отданы  в  школы." Чувствуется, что  жизнь  уходит  в  новую  столицу - Пе-

 тербург.
  Третья  книга - это  книга  о  блестяще  одержанных  победах  русскими
над
 войсками  Карла XII. В  ней  поставлена  проблема  культурного  развития
Рос-
 сии, проблема  формирования  новой  интеллигенции. Особенно  ярко  показан
 образ  молодой  России, победившей  в  нелегкой  борьбе.
  Однако  и  в  этой  книге  не  ослабевает, а, наоборот, звучит  с  новой
си-
 лой  социальный  конфликт - рост  противоречий  между  Петром  и  народом.
 Книга  осталась, к  сожалению, незавершенной.
  " Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно  как  исторический  отрезок
времени -
 можно понять  только  диалектически - в  движении, в борьбе, в
противоречии".
 Так  он  изображает  Петровскую  эпоху - в  движении, в  борьбе  нового
со
 старым.
  В  тексте  нет  указаний  на  определенные  даты, нет  ссылок  на  числа,
ме-
 сяцы, и  все-таки  движиние  времени  ощущается  во  всем: в  том, как
растет
 и  мужает  Петр, как  изменяется  жизнь  страны  в  целом  и  Москвы  в
част-
 ности, как  новое, с  трудом  воспринимавшееся  ранее, прочно  входит  в
быт
 людей. Изменяется  внешность  людей, их  характеры, жизнь, судьба. ( Семья
Бров-
 киных и  князь  Буйносов). Стремительный  бег  времени  проявляется  в
общем
 оживлении  жизни  страны, в  том, как " представители  одних  слоев
поднимают-
 ся  быстро  вверх, другие  не  в  силах  поспеть  за  бурным  темпом
событий
 и  оказываются  отброшенными  резко  назад".
  В  романе  Толстого, в  каждой  строчке  его  чувствуется  биение  пульса
 большой  страны, движение  народа, который  с  честью  выходил  из  всех
суровых испытаний: и  в  созидательном  труде  и  в борьбе  добывал  славу
своей  родине.
  А.С.Макаренко  восхищался  бодрым  звучанием  романа  Толстого: " Самое
главное и  самое  прекрасное, что есть  в  книге, - это  живое  движение
живых  людей...-это  здоровое  и  всегда  жизнерадостное  движение
русского  народа".