Планы к 20-ти выпускным сочинениям

Требования к оформлению сочинений

   1. Тема сочинения записывается без кавычек. Исключения составляют те
      темы, названия которых представляют собой цитату.
   2. Эпиграф записывается в правой стороне листа, в кавычки не заключается.
      Фамилия автора строк, взятых эпиграфом, записывается строкой ниже и не
      заключается в скобки. Если автор сочинения хочет назвать ещё и
      произведение, из которого взят эпиграф, то это название следует писать
      в кавычках в той же строке, что и фамилию автора, поставив после
      фамилии запятую.
   3. Слово План пишется после эпиграфа, если таковой имеется, или же сразу
      после темы, посередине строки. После слова План ставится точка.
   4. План состоит из трех частей: Вступления, основной части и заключения,
      которые обозначаются римскими цифрами. После римских цифр ни точка, ни
      скобка не ставятся. Основная часть должна быть развёрнута, то есть
      содержать не менее трёх пунктов, обозначенных арабскими цифрами (без
      скобок), после которых ставится точка. Пункты основной части (один,
      два или все) также могут быть развёрнуты, то есть подпункты,
      обозначенные буквами, после которых ставится скобка (не менее двух
      подпунктов). Если сочинение большое по объёму, то развёрнутыми в плане
      могут быть и вступление, и заключение.
   5. при переносе формулировки частей сочинения, пунктов или подпунктов на
      следующую строку место под римскими, арабскими цифрами, буквами
      остаётся свободным.
   6. после формулировки любой из частей сочинения ставится точка. Следующая
      формулировка пишется с заглавной буквы. Так же расставляются знаки
      препинания и при написании формулировок пунктов основной части
      вступления, заключения, не имеющих подпунктов. Если же пункт (пункты)
      имеет подпункты, то после формулировки такого пункта ставится
      двоеточие, а после формулировок подпунктов – точка с запятой.
      Формулировки  подпунктов в этом случае пишутся со строчной буквы.
      После формулировки последнего подпункта ставится точка, и формулировка
      следующего пункта или следующей части начинается с заглавной буквы.
   7. формулировки частей сочинения, пунктов должны нести максимум
      информации, которую можно заключить в короткой фразе, потому в плане
      недопустимы формулировки типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое
      дерево»», «образ Плюшкина», т.к. они расплывчаты, и скорее
      представляют собой тему сочинения, а не пункт плана. Исходя из замысла
      сочинения, следует сделать формулировки более ёмкими, например:
      «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое
      дерево»», «Образ Плюшкина - страшная карикатура на собственника»
   8. в формулировках плана недопустимы глаголы в любой форме, кроме формы
      инфинитива.
   9. Нежелательны в формулировках плана вопросительные предложения.
  10. Если автор составляет цитатный план или использует цитаты в некоторых
      формулировках, то  следует цитату заключить в кавычки, а фамилию
      автора записать в конце цитаты и заключить её в скобки.
  11. в соответствии с планом в сочинении должны быть выделены абзацы.
  12. сочинение пишется после плана  красной строки.
  13. даты в сочинении следует писать цифрами: век - римскими, год, число –
      арабскими, любые другие числительные рекомендуется писать прописью.
      Записывать век арабскими цифрами не следует, хотя такая запись не
      является поводом для снижения отметки за сочинение.
  14. при оформлении цитат следует руководствоваться пунктуационными
      правилами, изложенными в учебнике русского языка, поэтические цитаты,
      в которых сохраняется стихотворная строка, записываются по средине
      листа и без кавычек.
  15. сочинение должно быть написано аккуратно, разборчиво.



                                   Тема 1
    Образы чиновников в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума», И Н.В.Гоголя
                                  «ревизор»
                                                  «….тот и славился, чья
                                                  чаще
                                                  гнулась шея»
                                                  А.С.Грибоедов, «Горе от
                                                  ума»
I. «…век покорности и страха» (строка из монолога Чацкого и точно начал век
глупеть.д2 )
II. «…страстные к чинам…» (строка из монолога Чацкого «не
остроумников…виноват, д4. явл 14)
     1. «…угождать всем людям без изъятья…2 (строка из монолога Молчанина
        д.4. явл 12
     2. «…Покойник был почтенный камергер…» (строка из монолога Фамусова
        «Петрушка, вечно ты с обновкой» д2, явл1) Кузьма Петрович
     3. «и он сгибался вперегиб…» (строка из монолога Фамусова «Вот то-то,
        все вы гордецы, д.2, явл 2)
     4. «…ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки»
        («Ревизор», д1, явл 1 , из письма городничего)
     5. « я везде, везде» (д3, явл.6 из монолога Хлестакова)
     6. «Чему смеётесь? Над собой смеетесь?» (д5, явл 8, слова городничего)
III. «Смех сквозь слёзы»

                                       Тема 2
         Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
                                           «Люблю тебя, Петра творенье…»

                         А.С.Пушкин «Медный всадник»
                                          «Москва… как много в этом звуке

                               Для сердца русского слилось»

                             А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
                                    План.
I     пространственный мир романа.
II    Царство строгих правил благопристойного лицемера.
     1. образ Петербурга - Маскарад.
        А) хранить молчание в важном споре (1 гл, 5 строфа)
        Б)  Волшебный край (1 гл, 18 строфа)
        В) боясь ревнивых осуждений (1 гл.25 стр)
        Г) Петербург неугомонный
             Уж барабаном пробуждён
        Д) Я был, однако, цвет столицы (8 гл.,24 строфа
        Е) постылой жизни мишура (8 гл.)
           2. Москва, я думал о тебе
            А) не пошла Москва моя к нему с повинной головою
                        Б) но всех в гостиной занимает
                             Такой бессвязный, пошлый вздор (7 гл.)
                         В) там теснота, волненье, жар (7 гл.)
III     безграничность жизни

Вариант вступления:
       Весь пространственный мир романа «Евгений Онегин», исключая дорогу,
делится на три сферы: Петербург, Москва, деревня. Какой смысл имеют в
романе картины Петербурга и Москвы?

   Вариант заключения:
   Итак, Москва и Петербург оказываются основными кругами жизни, через
которые автор проводит героев, сравнивая их отношение к этим кругам со
своим. К большому свету обеих столиц, особенно Петербурга, отношение
Пушкина двойственное. С одной стороны, «большой свет» в глазах Пушкина –
высшая ступень культурного обихода дворянского общества, средоточие
образованности, утончённости нравов, эстетическое развитие вкуса. Но с
другой стороны, для Пушкина тот же «свет» с его «мертвящим упоеньем» - это
омут моральной низости, суетности, лжи, бездушия и лицемерия.
   В романе «Евгений Онегин» тема Москвы раскрывается поэтом во всём
своеобразии своего национально колорита. Древнёё столица остаётся святыне,
для каждого русского сердца, оплотом народного гнева  и отпора иностранному
нашествию 1812 года.  Именно в широте взгляда на жизнь – отличие поэта от
героев романа.


                                   Тема 3
    Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А.С.Пушкина и
                               М.Ю.Лермонтова
                                                 Мы рождены для
                                                 вдохновенья,
                                                 Для звуков сладких и
                                                 молитв.
                                                  А.С.Пушкин «поэт и толпа»
                                                 Не встретит ответа
                                                 Средь шума мирского
                                                 Из пламя и света
                                                 Рождённое слово.
                                                  М.Ю. Лермонтов «есть речи
                                                 значенье»
                                    План.
I   что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова «Я
жить хочу»)
II   Ты сам свой высший суд (строка из стихотворения А.С.Пушкина «Поэту»).
     1. Глаголом жги сердца людей («Пророк» Пушкин)
     2. … вечный судия Мне дал всеведенье пророка (Пророк, Лермонтов)
     3. Поэт! Не дорожи любовию народной («поэту» Пушкин)
     4. С отвагою свободной поэт на будущность глядит (Журналист, читатель
        и писатель  Лермонтов)
     5. Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк (поэт. Лермонтов)
     6. Чувства добрые я лирой пробуждал (памятник Пушкин)
III Да здравствует солнце, да скроется тьма (Пушкин – Вакхические стихи)

    Метафорическое изображение поэта- гражданина в образе пророка
характерно для декабристской поэзии (Глинка, Кюхельбекер).
    Та же метафора, но только в философски-обощённом плане развёртывается в
стихотворении «пророк». Для Пушкина взаимоотношения поэта- пророка и тех, к
кому обращено его слово, определяется свойствами самого пророка: он наделён
своим исключительным даром: « И внял я небо содроганье».
    В стихотворении «Пророк» поэт привязан высшей волей «глаголом жечь»
людские сердца. Пушкин делает упор на независимости поэтического
вдохновения и творчества от мнения толпы.
              Поэт! Не дорожи любовию народной.
              Восторженных похвал пройдёт минутный шум
              Услышишь суд глупца и смех толпы холодной.
              Но ты останься, тверд, спокоен и угрюм.
      Ты царь: живи один-пишет поэт в стихотворении «Поэту». В «памятнике»
поэт «нерукотворными», то есть исконно совершенными, созданиями высокого
искусства славит   в «жестокий век» человечность, смелость и свободу,
обретая бессмертие в памяти народной. И в то же время поэт- художник
безразличен к «любви народной», исполнен презрения к «черни», тоскует он в
забавах мира не понятый никем, гордый своим одиночеством. Он идёт свободной
дорогой туда, куда влечет его свободный творческий выбор.
    У М.Ю. Лермонтова тема поэта- это всегда тема «поэт и общество», тема
активных и часто враждебных взаимоотношений творческой личности с
окружающей средой. Гонимый пророк - устойчивый образ в лирике Лермонтова,
вспомним, например, «осмеянного пророка2 в стихотворении «Поэт», а так же
слова Писателя из стихотворения «Журналист, читатель, писатель»:
                     К чему толпы неблагодарной
                     Мне злость и ненависть навлечь,
                     Чтоб бранью назвали коварной
                     Мою пророческую речь?
      В стихотворении «Пророк» своё развитие пушкинской темы Лермонтов
подчёркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его
предшественник:
                     С тех пор, как вечный судия
                     Мне дал всеведенье пророка…
      Если пушкинскому пророку в равной мере открыт как природный, так и
человеческий мир, то лермонтовскому внемлет лишь мирная, не знающая людских
пороков природа:
                     И звёзды слушают меня,
                     Лучами радостно играя.
      «Шумный град» же встречает его насмешкой «самолюбивой пошлости»,
неспособной понять высокого, аскетического инакомыслия. Различный трактовки
темы поэта у Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике пророка. В
отличие от Пушкина, неделившего его сверхъестественными свойствами,
Лермонтов вносит  в описание своего героя простые человеческие черты, а так
же бытовые подробности. Он худ, бледен, одет в рубище, торопливо
пробирается чрез город, слыша за спиной оскорбительные возгласы.
      Таким образом, в соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема
«пророка» раскрывается им, как трагическая. Она многогранна: это и образ
общества, враждебного «любви и правде». И образ страдающей в таком обществе
свободной творческой личности, и мотив трагической разобщенности
интеллигенции народа, их взаимного понимания.
      В XIX веке, в наступающих сумерках, когда лучшими людьми века
овладевает ужас перед будущим и смертельная скорбь, Пушкин один
провозглашает заздравную песню во славу жизни, вечному солнцу:
      Ты солнце светлое, гори.
      Как это лампада бледнеет
      Пред ясным восходом зари,
      Так ложная мудрость мерцает и тлеет
      Пред солнцем бессмертием ума.
      Да здравствует солнце, да скроется тьма!



                                   Тема 4
       Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова 2герой нашего времени.
                                            «…из двух друзей всегда один раб
                                            другого».
                                            М.Ю.Лермонтов «герой нашего
                                            времени», «княжна мери»
                               План
I  история души человеческой.
II  … мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из «княжны Мери»)
      1…. Человек замечательный по многим причинам
            а) он скептик и материалист
            б) он плакал над умирающим солдатом
            в) у него был злой язык
            г) молодёжь прозвала его Мефистофелем
            д) мы взаимно друг друга морочим
            е) достойный друг
      2.во мне два человека: один живёт… другой мыслит и судит его
            а) привык себе во всём признаваться
            б) я был готов любить весь мир
            в) я боюсь показаться смешным самому себе
            г) зачем я жил? для какой цели родился?
            Д) не протянул мне руки
III      Вот люди! Все они  таковы (запись Печорина о Вернере после дуэли с
Грушницким.

«история души человеческой…» едва ли не любопытнее и не полезнее истории
целого народа – говорит в романе «Герой нашего времени М.Ю.Лермонтов.
проблема личности- центральная вромане. Ситема образов, как и вся
художественная структура Романо построена таким образом, чтобы с разных
сторон и под разными углами зрения осветить центральный персонаж. В №Княжне
Мери» Печорин показан в среде, родственной ему социально, но чуждой
духовно. Если в отношениях с Грушницким и Мери,  Печорин раскрывается,
прежде всего, как «внешний», то в отношениях с верой и Вернером – как
внутренний человек, хотя обе эти линии тесно переплетены.
    Рассмотрим двух героев: Вернера и Печорина. С первых слов Печорин пишет
о Вернере с уважением: «человек замечательный по многим причинам». Что же
такое для Печорина – человек замечательный? Он скептик и материалист.. а
вместе с этим поэт «… хотя в жизнь свою не написал двух стихов…». Скептик-
человек во всём сомневающийся (вспомним запись Печорина: «я люблю
сомневаться во всём»). Материалист- видимо, здесь это значит не только
«сторонник материалистической философии, но и практический, деловой
человек. В Вернере Печорин ценит не те качастве, которыми обладает, что
доктор «изучил все живые струны человечского» -  ведь его самого интересуют
«слабые струны любдей». Но в Вернере есть нечто принципиально отличное: он
–врач, у него есть дело. Каков он в своём деле? «обыкновенно Вернер
исподтишка насмехался над своими больными, но, а раз видел, как он плакал
над умирающим солдатом2. вот чем оказывается можно привлеч Печорина: «… он
плакал над умирающим солдатом, был бледен, мечтал о миллионах, а для денег
не сделал бы лишнего шагу, он мне раз говорил, что скорее… У него был злой
язык…»


                                   Тема 5
    Изображение человеческих страстей в «Маленьких трагедиях А.С.Пушкина.