Понтий Пилат и Иешуа на лунной дороге

Считается, что по снам можно предсказывать будущее,  что  снится,  то
сбудется. Но я придерживаюсь противоположной точки зрения. Многие  психологи
считают, что сны - отголоски прошлого. Вот и Понтий  Пилат  во  сне  идет  и
разговаривает со спасенным Иешуа.  Все хорошо и спокойно. Рядом с  ним  идет
его собака Банга. Это, мне кажется, тоже  не  случайно.  Для  Понтия  Пилата
Банга символ спокойствия и  защиты.  Это  единственное  существо  на  свете,
которое он любил. Большинство персонажей  “Ершалаимских  глав”   восходят  к
Евангельским. Но это нельзя в полной мере утверждать о Понтие Пилате,  пятом
прокураторе  Иудеи.  Ведь  у  него  была   репутация  “свирепого  чудовища”.
Кcтати,  Иешуа - это прямая параллель с Иисусом. Ведь, по -  сирийски  Иешуа
это и есть Иисус. Во сне Понтий Пилат практически  прямая  противоположность
“дневному” самому себе. Он  с  радостью  соглашается  с  фразой  Иешуа:  “Мы
теперь всегда будем вместе”. До этого же у  него  вызывало  отвращение  все,
что связано с учением Христа. Хотя прямо об этом нигде не говорится, тем  не
менее  можно провести некоторые параллели.
            Выйдя в колоннаду дворца, прокуратор ощущает, что к «запаху кожи
и конвоя примешивается проклятая розовая струя», запах,  который  прокуратор
«ненавидел больше всего на свете». Ни запах коней, ни запах  горького  дыма,
доносящийся из кентурий, не раздражают Пилата,  не  вызывают  у  него  таких
страданий, как «жирный розовый  дух»,  к  тому  же  предвещающий  «нехороший
день».  Почему  прокуратору  ненавистен   аромат   цветов,   запах   которых
большинство человечества находит приятным?
            Можно предположить, что дело заключается  в  следующем.  Розы  с
древних времен считаются  одним  из  символов  Христа  и  Христианства.  Для
поколения Булгакова розы ассоциировались с  учением  Христа.  И  у  Блока  в
«Двенадцати» есть подобная символика:

                       В белом венчике из роз –
                       Впереди – Иисус Христос.
           Понтий Пилат говорит, что трусость самый  страшный  человеческий
порок. И сам Булгаков ставит вопрос, почему же Понтий Пилат не струсил  « в
Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли  Крысобоя-Великана  »,
струсил сейчас. Известно, что человек, обретя богатство, более всего боится
вернуться к бедности, так как ему есть, что терять.  Для  бедного  человека
подобной проблемы не существует, так  как,  к  сожалению,  особенно  терять
нечего. Когда Понтий Пилат  спасал  Крысобоя-Великана,  то  практически  не
рисковал. Понтий Пилат был всего лишь трибуном  в  легионе,  сейчас  же  он
пятый прокуратор Иудеи. Пилат ни за что не погубит свою  карьеру,  так  как
лишится власти для него равносильно смерти,  И опять во сне он  делает  то,
что не решился сделать в жизни.  «Разумеется,  погубит.  Утром  бы  еще  не
погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить.  Символично,  что
пробуждает Понтия Пилата приход Афрания, в некотором роде прообраз  Воланда
– Сатаны. В конце Булгаков прощает Понтия Пилата, отводя ему такую же  роль
в своей филосовской концепции, как и мастеру. Многие  литературные  критики
называют прогулку по лунной дороге апофеозом победы человека над собой.
       Продолжая свой тысячелетний  спор,  Иешуа  и  Понтий  Пилат  как  бы
сливаются в единcтво добра  и  зла.  Олицетворением  подобного  единства  в
произведении М.Булгакова вытупает Воланд. Добро  и  зло  порождены  людьми,
следовательно, человек свободен в своем выборе  и,  соответственно,   несет
полную ответственность за свои поступки.