Размышления о судьбе вишневого сада

Размышления о судьбе вишневого сада.
                                          Вся Россия наш сад. Земля велика и
                                       прекрасна, есть на ней много чудесных
                                                                       мест.
                                                   А.П.Чехов "Вишневый сад".
                                    План.
        I. "Вишневый сад" – последняя законченная пьеса А.П.Чехова.
       II. Бывшие хозяева вишневого сада.
          1) Раневская и Гаев – взрослые дети.
          2) Симеонов-Пищик – приспособившийся помещик.
      III. Лопахин – хозяин вишневого сада.
       IV. Будущие хозяева вишневого сада.
          1) Петя Трофимов – вечный студент.
          2) Аня Раневская – человек нового поколения.

      "Вишневый сад"  –  последняя  законченная  пьеса  А.П.Чехова.  Замысел
автора  заключается  в  том,  чтобы   высмеять   "недотепистость"   основных
действующих лиц. Чехов обрушивает  целую  лавину  едких  насмешек  почти  на
каждого из них. Однако нам все равно становится по-человечески  жаль  многих
персонажей. После первого прочтения "Вишневого сада" ни  у  кого,  по-моему,
не возникает  антипатии к Фирсу, "лакею,  старику  восьмидесяти  семи  лет",
который, несмотря на свой преклонный возраст, заботится  о  помещике  Гаеве,
как о малом ребенке. Но, трезво осмыслив прочитанное, мы  понимаем,  что  он
холоп "до мозга костей", что такой тип людей – пережиток  прошлого.  На  мой
взгляд, это  мнение  немного  надуманное,  неестественное,  и  я  не  берусь
судить, какое из них вернее. Даже  современниками  писателя  "Вишневый  сад"
воспринимался  по-разному.  Знаменитый   драматург   Станиславский,   вместо
создания "комедии,  местами  даже  фарса",  представил  пьесу  как  "тяжелую
драму" русской  жизни,  что  сильно  противоречило  замыслам  автора.  Чехов
говорил: "Я же комедию написал! Что же вы сделали слезливую драму".
      Чехов  беспощадно  высмеивает  ограниченность   и   глупость   главных
действующих лиц – Гаева и Раневской. Гаев  "прожил  все  свое  состояние  на
леденцах". Его любимое выражение – "Желтого в угол! Дуплет  в  середину!"  –
проскальзывает через слово. Раневская сорит деньгами направо и налево, в  то
время как сама увязла в долгах. Они представители "вымирающего  дворянства",
часть прошлого, люди, которые не смогли или не  захотели   приспособиться  к
действительности нового мира. Взрослые дети, они  смогли  сохранить  в  себе
некоторые черты людей  уходящего  мира:  доброту,  отзывчивость,  честность,
прямоту. Они  способны  на  высокие  чувства,  на  страдания.  Но  этот  мир
прошлого  стал  для  них  футляром,  в  который  они  пытаются  погружаться,
сталкиваясь с проблемами реальной жизни. Ни Гаев,  ни  Раневская  совершенно
не умеют вести хозяйство, и их  имение  собираются  продать  за  долги.  Они
тяжело переживают  возможную  потерю  имения:  "…  я  люблю  этот  дом,  без
вишневого сада я не понимаю своей жизни,  и  если  уж  нужно  продавать,  то
продавайте и меня вместе с ним". Им предлагают  "вишневый  сад  и  землю  по
реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под  дачи".  Однако
и Гаев, и Раневская совершенно  единодушны  в  этом  вопросе,  они   считают
предложение совершенно  неприемлемым  и  отказываются  от  него,  хотя  это,
несомненно, принесло  бы  огромную  прибыль  и  помогло  бы  расплатиться  с
долгами. Мало того, они обеспечили бы себе  "двадцать  пять  тысяч  годового
дохода". Может быть, они поступают правильно. Во-первых,  морально-этические
принципы, которые они сумели в себе  сохранить,  не  позволяют  им  вырубать
вишневый сад, символ красоты Русской земли. А во-вторых, для чего  им  будет
нужен этот новый сад, если они любили его только как напоминание о  прошлом?
Смена формации становится трагедией для обоих. Они не  могут  приспособиться
к новой жизни, но Чехов отказывает им  в  сочувствии,  он  считает  Гаева  и
Раневскую не достойными владеть вишневым садом, символическим  образом  всей
России.
      В отличие от Гаева и Раневской,  Симеонов-Пищик,  тоже  помещик,  смог
приспособиться к реалиям новой жизни. Он получил прибыль с железной  дороги,
которая прошла по его территории, затем сдал часть своего  имения  в  аренду
на двадцать четыре года. Фактически,  для  Пищика  предложение  англичан  об
аренде земли означает  то  же,  что  предложение  вырубить  вишневый  сад  и
построить на его  месте  дачи  для  Гаева  и  Раневской.  Но  Симеонов-Пищик
поступается  своими  принципами  и  отдает  участок  в  аренду.   Финансовые
трудности, опасения за судьбу дочери, огромные  долги  сломили  его  волю  и
характер. "Голодная собака ворует только в мясо", так  и  он  теперь  "может
только про деньги".
      Если Симеонов-Пищик сумел приспособиться к  новой  жизни,  то  Лопахин
научился  управлять  ею.  У  него  есть  врожденное  чутье  предпринимателя,
которое становится незаменимым качеством в новом мире. Лопахин –  человек  с
сильным  характером.  Характер  помог  ему  из   крестьянства   выбиться   в
буржуазию. Он умеет трезво оценивать сложную  ситуацию  и  находить  из  нее
наилучший  выход.  Именно  он  является  инициатором  предложения  Гаеву   и
Раневской: отдать вишневый сад под дачи. На  мой  взгляд,  Лопахин  –  самый
противоречивый персонаж в  пьесе.  "Битый,  малограмотный  Ермолай,  который
зимой босиком бегал", воспитанный в имении, где "дед  и  отец  были  рабами,
где их не пускали  даже  в  кухню",  впитал  часть  той,  уходящей  культуры
дворянской усадьбы,  которая  и  сформировала  его  "тонкую,  нежную  душу".
Однако духовная жизнь не может не противоречить практичной натуре  купца.  В
этом противоборстве побеждает  обычно  купец,  "хищный  зверь".  Именно  ему
Чехов отдает роль хозяина вишневого сада в настоящем.
      Однако будущее вишневого сада он связывает  с  представителями  нового
поколения – Аней Раневской и Петей Трофимовым. В  монологах  Пети  Трофимова
зачастую выражается мнение самого Чехова. Но, как и многие другие  персонажи
комедии, Петя – человек фразы. Он не совершает и, по-видимому,  не  совершит
ни одного поступка. Он как бы  застыл  в  развитии,  и  даже  его  прозвище,
"вечный студент", подтверждает это. Петя оказывается еще одним  Тургеневским
Рудиным.
      Как и Рудин, он способен влиять на других людей, в особенности на Аню,
которая, как губка, впитывает все его  мысли,  дающие  впоследствии  богатый
урожай стремлений и надежд в ее душе. Среди  основных  действующих  лиц  Аню
выделяет малое количество реплик:  она  человек  действия.  В  самом  начале
пьесы Аня привозит из Парижа свою мать, прожившую там пять лет, в  то  время
как ее имение уже собирались пустить с молотка. Ни  в  одной  сцене  Аня  не
показана в сатирическом свете. Она  смотрит  в  будущее  с  оптимизмом:  "Мы
насадим новый сад, роскошнее этого…".  Она  представитель  нового  поколения
людей, идущих на смену и Гаевым, и Раненевским, и Лопахиным,  людей  которые
смогут создать новую Россию!
Смотрите также:
Смотрите подробности rieker у нас на сайте.

Размышления о судьбе вишневого сада
Скачать реферат
Версия для печати