Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова

Министерство образования Российской Федерации
             Шадринский Государственный Педагогический Институт
                          Филологический факультет
                             Кафедра литературы



                          ГАЛАНИНА Ольга Фёдоровна

                   Роль моральной оценки в характеристике
                     героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова



                              Дипломная работа



|Дипломная работа                     |Научный руководитель: доцент, канд.  |
|Защищена на заседании                |фил. наук Дзиов А. Р._______         |
|ГЭК «___»_____________2002г.         |                                     |
|с оценкой «___»(____________)        |Рецензент: канд. филол. наук, доцент |
|Председатель ГАК___________          |Черемисин Б. Е._____________         |



                              Шадринск, 2002г.
                                 Содержание:

    I Введение   3


    II Основная часть. 12

       1.   Общие принципы моральной характеристики героев.    12
       2. Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова.
         26
       3. Ильинична как воплощение материнства.     35
       4. Петро Мелехов.     40
       5. Дарья Мелехова. Трагедия ее бесплодной жизни.  47
       6. Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой. 55
       7. Аксинья – тип настоящей русской женщины.  63
       8. Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова.    74
       9. Федор Подтелков – «человек особой, правильной породы».    82
       10. Бунчук – герой, сломанный революцией.    89
       11. Григорий Мелехов – «образ мятущегося человека – правдоискателя».
         95

    III Заключение     107


    Библиография.      111



I Введение

    Жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова совпали с  одним  из
трагических периодов в истории нашей Родины.  Сложная  обстановка  сложилась
не только в обществе, но  и  литературе.  Врагами  объявлялись  те,  кто  не
вписывался в рамки общественных норм. Столь жестокие требования  относились,
конечно, к наиболее талантливой части  русских  художников.  Они  клеймились
«попутчиками», подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям.
    В  литературе  царствовала  РАПП  (Российская  ассоциация  пролетарских
писателей),   которая   занималась   «завоеванием   гегемонии   пролетарской
литературы».[1] Представители пролетарского искусства, поддерживаемые  новой
властью, заполонили литературу. Это отвечало идее «перековки» общества.
    «...Н. И. Бухарин говорил: «У нас еще нет коммунистического общества, а
если нет коммунистического общества, то на нас лежит  обязанность  заботится
о  судьбах  страны.  Нам  необходимо,   чтобы   кадры   интеллигенции   были
натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы  будем  штамповать
интеллигентов, будем вырабатывать их, как на  фабрике.  «Процесс»  штамповки
интеллигенции» сопровождался жестоким преследованием вплоть  до  физического
уничтожения национальной духовной элиты».[2]
    Но «...как ни старались люди ... изуродовать ту землю, на  которой  они
жались; как ни забивали ее камнями, чтобы ничего не росло на  ней,  как  они
не счищали всякую пробившуюся травку... Весна  была  весною,  солнце  грело,
трава, оживая, росла и зеленела  везде,  между  плитами  камней,  и  березы,