Сравнительная рецензия на произведения В. Распутина "Изба" и "На родине

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                          филологический факультет

                       КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
                                   МОСКВА
                                    1999

                           СРАВНИТЕЛЬНАя РЕЦЕНЗИя

 НА ПРОИЗВЕДЕНИя В.Г. РАСПУТИНА «ИЗБА» И «НА РОДИНЕ» (ОПУБЛИКОВАНЫ В ЖУРНАЛЕ
                           «НАШ СОВРЕМЕННИК» №1,6)



      В этом году в январском и июльском номерах журнала  «Наш  Современник»
были опубликованы одни  из  последних  произведений  Валентина  Григорьевича
Распутина: «Изба» и «На Родине». Этот писатель  знаком  читателям  по  таким
произведениям, как «Деньги  для  Марии»  (1967),  «Последний  срок»  (1970),
«Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Век живи  –  век  люби»
(1982),  «Пожар»  (1985).  В.Г.  Распутин  является   одним   из   известных
представителей такого направления современной  литературы,  как  деревенская
проза, именно на этом поприще он снискал известность и был награжден   рядом
государственных наград  еще  в  советские  времена.  В  настоящее  время  он
продолжает  свой  литературный  труд,  занимается  проблемами   экологии   и
положением  русской  деревни,   которой   он   посвятил   почти   все   свои
произведения.


      Действие в рассказе «Изба» происходит в сибирской деревне, стоящей  на
реке Ангаре. Главная героиня умерла и все основные события,  происходящие  в
рассказе, отсылают нас  в  прошлое.  Рассказ  строится  на   описании  жизни
Агафьи, начиная с послевоенных лет  и  заканчивая  нашим  временем.  Уже  из
названия  следует, что центральным образом в рассказе  является дом  Агафьи,
а точнее изба, которая в  произведениях  Распутина  является  олицетворением
русской деревни.


      Второе рассматриваемое произведение,  это  рассказ–быль  «На  родине».
Место действия в обоих рассказах одно и  то  же  -   деревня.  Но  в  данном
произведении автор показывает современное состояние родины  главного  героя,
обрамляя  его  философскими  размышлениями  о  судьбе  и  причинах  перемен,
приведших к той картине, которая является общей для всей русской деревни.


      Проблемы, затрагиваемые в «Избе» и  «На  родине»  являются  логическим
продолжением центральной темы произведений Распутина, а именно темы  русской
деревни. Однако в этих двух произведениях  затрагиваются  различные  аспекты
данной проблемы - в «Избе» рассматривается беда, настигшая  жителя  деревни,
и  показано  это  на  примере  одного  человека  -  Агафьи,  а   во   втором
произведении автор выносит на первый план  картины,  показывающие  состояние
деревни в общем. В обоих рассказах очень четко  видно  единение  человека  с
тем миром, который его окружает. По мнению Распутина, все  беды  деревенской
России начались тогда, когда человек  решил,  что  он  не   один  из  многих
жителей, населяющих нашу планету, а ее Хозяин. Из города пришли  новые  люди
со своими целями и задачами, которые они готовы  выполнить  несмотря  ни  на
что. Молодежь, заинтересовавшаяся городом,  покинула  села,  ушла  в  город,
оборвалась та связующая  нить,  которая  связывала  поколения  между  собой.
Именно эта проблема поднята в этих произведениях. По сути, автор  продолжает
развитие той темы, которую он поднял в  более  ранних  своих  произведениях,
например в «Прощании с Матерой»  и  «Последнем  сроке».  Правда,  во  втором
произведении тема деревни не показана открыто, она как бы  завуалирована,  а
основное свое внимание автор уделил  вопросу  преемственности  поколений.  В
«Прощании с Матерой» одна из главных героинь, старуха  Дарья  прямо  говорит
об  этой  нити,  на  которой   завязываются   узелки   новых   поколений   и
развязываются старые узлы, но нить - одна, порвавшись, она обрекает  деревню
на разрушение. С некоторой долей уверенности «Избу» можно назвать  одним  из
возможных продолжений «Прощания с Матерой», если  представить,  что  жителей
острова переселили не в город, а в другую деревню, потому что  многое  здесь
напоминает это произведение. Прежде всего, это  причина  переселения  людей:
возможно, эта та самая ГЭС, из–за которой  и  затопили  Матеру.  В  рассказе
«Изба» повторяется мысль, высказанная еще в «Прощании с  Матерой»,  мысль  о
том, что городские жители живут  для  работы,  а  деревенские  работают  для
жизни.  И  это  важно  для  автора,  этим  он  еще  раз  подчеркивает   свое
негативное отношение к  жителям  городов.   В  этом  случае  можно  будет  и
рассказ «На родине»  назвать продолжением «Избы».


      В рассказе «На родине» в центе  внимания  автора  описание  земли,  на
которой происходят события, они, вернее не происходят,  а  текут,  медленно,
тяжело, словно затяжная смерть, смерть деревни, которая длится  вот  уже  не
один десяток лет, а мы и не замечаем этого. Здесь  как  раз  и  видна  связь
между  произведениями.  В  «Избе»  показана   деятельность   леспромхоза   в
шестидесятых  –  семидесятых  годах,  когда  в  сибирские   леса   приезжает
молодежь, полным ходом кипит работа, идет рубка леса, почти  праздник  какой
– то! Но лес закончился, лесоповал пропал, а за ним и  молодежь,  оставившая
после  себя  пустые,  наспех  сколоченные  дома,  да  изуродованную   землю,
мертвую, всю покрытую пнями да корягами. И вот именно эта картина  предстает
перед  нами  в  рассказе  «На  родине».  Это  своеобразный  итог:  вот,  что
получилось из поколения, потерявшего  связь  с  предками.  Здесь  даже  есть
прямое   указание  на  причины  всего  произошедшего,  «лопнуло,  оборвалось
роковое  несоответствие  между  масштабами  самого   человека,   оставшегося
прежним, и масштабом его  деятельности».


      Тяжелое, но между тем светлое впечатление производят люди,  оставшиеся
на этой земле, потому что им некуда идти, да они  и  не  хотят,  предпочитая
разделить участь своей маленькой Родины.  Как  бы  ни  было  им  тяжело,  но
здесь, на своей земле,  им  легче  все  перенести,  даже  болезни:  сдвинули
Агафью с места, она сразу оказалась в больнице с «надсадой». Не  долечившись
вышла, начала переезд, и  все  болезни  сразу  отхлынули.  Началась  работа,
вернулась «охота  к  жизни»,  снова  она  «выкрепилась  в  кремень».  Ту  же
привязанность к месту  Распутин  показывает  и  на  другом  герое  «Избы»  -
Савелии. Вроде и  старый,  и  больной,  а  работает,  но  уехал  в  город  и
буквально «сгорел» за несколько месяцев от рака.


      Заметим, что очень важное  место  во  многих  произведениях  Распутина
занимает образ дома, в котором живут его герои. Не  являются  исключением  и
рассматриваемые  рассказы.  В  «Избе»  большую   часть   действия   занимает
восстановление Агафьей своего дома после переезда  на  новое  место.  Дом  и
Агафья – как бы единое целое, о чем говорит тот факт, что  после  ее  смерти
дом  сохраняет  черты  характера  своей   первой   хозяйки,   ее   упорство,
выносливость, сам воздух здесь похож на жилой,  вроде  и  не  пропадала  она
никуда. И опять здесь просматривается некая связь  с  «Матерой»,  но  только
там свой дом хоронила старуха Дарья, а  здесь,  наоборот  дом  остался  жить
один без  Агафьи.  Даже  пожар,  который  устроили  его  новые  обитатели  –
алкоголики, не смог уничтожить дом, и  опять  здесь  аналогия  с  «Матерой»,
вспомним листвень, который никак не могла уничтожить  санитарная  группа.  В
«Избе» есть свой материнский Петруха, это «Катя – Ваня», спившиеся,  молодые
еще люди, которых прозвали так  за  их  неразлучность,  но  нет  в  них  той
безумной  бесшабашности  Петрухи,  с  которой  он  творил  свои  деяния,   а
спивались они как-то «зло, беспощадно, тихо». Становится  очевидным,  что  в
своих поздних произведениях Распутин еще  глубже  вскрывает  проблемы  связи
поколений, дома, памяти предков, и придает  им  более  глубокий  философский
смысл.


       В рассказах «Изба» и «На родине» автор продолжает следовать традициям
языкового стиля, начатым  еще  в  ранних  произведениях,  что  выразилось  в
использовании  им  просторечья   («надсада»,   «выкрепилась   в   кремень»),
неологизмов,  в  введении   писателем   «говорящих»   фамилий,   необходимых
Распутину для передачи атмосферы сибирской деревни.


      Оценивая  и  исследуя  творчество  Валентина  Григорьевича  Распутина,
многие  критики  и  литературоведы  сходятся  во  мнении,  что  в   середине
восьмидесятых в творчестве писателя наступил  спад,  что  отразилось  в  его
повести  «Пожар».  Но  на  мой  не  очень  опытный  взгляд,  рассматриваемые
произведения  являются  неким  сосредоточением  более  чем   тридцатилетнего
литературного опыта автора. Здесь объединены  воедино  все  проблемы,  давно
волнующие В.Г. Распутина:  о  мире  и  о  месте  в  нем  человека.  Человек,
читавший  и  другие  произведения  данного  автора,  уже  узнает  его  язык,
свойственный только Распутину, мягкий, добрый, наполненный тихой  печалью  и
болью о русской деревне. В творчестве писателя проглядывается  четкая  связь
между его произведениями, где новые являются этапом  своеобразной   эволюции
и творческим ростом писателя.

-----------------------
                           Выполнил: Морозов И.В.
               I курс, 102-я группа, филологический факультет.



-----------------------
.

.

.

.

.

.

.

.

.