Человек в истекающем кровью мире

Человек в истекающем кровью мире
      Человек и  мир,  человек  и  история,  человек  и  общество.  Подобные
проблемы имели место как  в  произведениях  писателей  XIX  века,  так  и  в
произведениях  писателей  XX  века.  Обратимся  к  произведениям  двадцатого
столетия,  на  которые  в  значительной  степени  повлияли  мировая   война,
гражданская  война,  революция.  Достаточно   привести   один   факт.   Так,
революция,  которая,  казалось  бы,  дала  надежду   на   свободную   жизнь,
совершенно изменила людей: они  оказались  рабами  этой  системы.  Именно  к
исследованию данной исторической проблемы обратились М.А.  Булгаков  и  Б.Л.
Пастернак.
      Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова повествует о своем времени и
о людях, и потому он стал  своеобразным  уникальным  документом  той  эпохи.
Примечателен  тот  факт,  что  произведение  создавалось   писателем   свыше
десятилетия, впрочем, как и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».  Действие
романа «Мастер и Маргарита» происходит с  промежутком  почти  в  две  тысячи
лет. Центральным героем является Мастер, который создал  роман  о  Христе  и
Пилате. Этот роман в романе как бы фокусирует в себе  противоречия,  которые
обязаны решать последующие поколения людей,  каждая  мыслящая  и  страдающая
личность.
      Прототипом Мастера является сам писатель, который  испытывал  давление
со  стороны  общества  и  ощущал  творческую  несвободу.  Через  весь  роман
писатель пронес мысль о том, что  человек  всегда  сам  может  выбрать  свой
путь:  может  покориться  обстоятельствам,  а  может  и  бороться  с   ними.
Ответственность за все совершенные поступки  в  таком  случае  будет  тяжким
бременем лежать на самом человеке, и человек обязательно  заплатит  за  свои
поступки если не головой, то своей последующей жизнью. В  романе  Мастер  не
смог одержать победу, но писатель сделал  его  победителем.  Герой  струсил,
выбрал малодушный и более легкий путь: он просто убежал от трудностей,  уйдя
в сумасшедший дом, кроме того, Мастер сжег свой роман, написать который  уже
было смелостью. Ошибка Мастера заключалась в том, что он  не  смог  бороться
против кесарей, против власти, которая подавляла  творчество,  не  принимала
действительно  значимое,  избегала  новшеств  и  инициатив.  Поэтому   герою
дарован покой. Действительно, конфликт властей и Мастера был  неизбежен,  но
важна была борьба за правду. М.А. Булгаков красной нитью  через  весь  роман
проводит мысль о том, что  все  же  наступит  время  высшей  справедливости,
когда каждому по его вере воздастся.
      Другим  примером  является  роман  Б.Л.  Пастернака  «Доктор  Живаго».
Произведение создавалось в послевоенные годы. На его  страницах  запечатлена
жизненная история  сравнительно  небольшого  круга  лиц,  нескольких  семей,
соединенных отношениями родства,  личной  близости.  Их  судьбы  оказываются
прямо связаны с разворотом исторических  событий.  Основной  вопрос,  вокруг
которого вращается жизнь героев, – отношение к революции.
      История доктора Живаго и его близких – это история  людей,  чья  жизнь
сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции.  Казалось  бы,
все прекрасно: семья, любимая работа, –  но  война  не  проходит  мимо  дома
Живаго. Лишения и разруха октябрьских лет гонят семьи Живаго  и  Громеко  из
обжитого московского дома  через  всю  европейскую  Россию  на  Урал  искать
убежище. Самого Юрия захватывают красные партизаны, и, навсегда  разлученный
ими  с  женой  и  детьми,  он  вынужден  против  своей  воли  участвовать  в
вооруженной борьбе. Юрий Живаго, познав  всю  жестокость  войны,  сравнивает
жизнь прошлую и жизнь настоящую: «Таким новым была война, её кровь и  ужасы,
её  бездонность  и  одиночие...  Таким  новым  была   революция   их   войны
родившаяся,  кровавая,  ни  с  чем  не  считающаяся,  солдатская  революция,
направляемая знатоками  этой  стихии,  большевиками».  Герой  в  это  период
особенно отчетливо осознает свое место в мире. Взгляд Бориса  Пастернака  на
этот же вопрос выражен в словах самого доктора  Живаго:  «Человек  рождается
жить, а не готовиться к жизни». Становится понятным,  что  нормальная  жизнь
«в истекающем кровью мире» невозможна. Примечательно, что главный  герой  не
примыкает ник белым, ни к красным – он просто мечтает о мире, спокойствии  и
счастье.
      Таким образом, для писателя было  важно  изобразить  не  столько  саму
жизнь героя,  сколько  выразить  его  отношение  к  революции.  Опыт  Живаго
передает  отношение  опыт  самого  Пастернака,  его  отношения  с  созданной
Октябрем действительностью.
      На примере рассмотренных произведений известных  писателей  становится
ясным,  что  герои  жили  во  время   насилия,   жестокости,   недоверия   и
непонимания, что ценность человеческой  жизни  измерялась  не  нравственными
категориями. Отсюда судьбы булгаковских и пастернаковских  героев  по-своему
трагичны. Заслуга же писателей, создавших  данные  произведения,  состоит  в
том, что они смело выразили свою гражданскую позицию  к  истории  и  создали
уникальных героев, воспринявших их взгляды на действительность.
                     «Нет магии сильней, чем магия слов»
      Ежедневно каждый человек вступает в  общение  с  другими  людьми,  тем
самым  несёт  какую-либо  информацию  посредством  слов.  Зачастую   он   не
задумывается над тем, какая невидимая сила заключена  в  его  словах.  Магия
слов...  Какая  бездна  смысла  поистине  заключена  в  словах  французского
писателя А.Франса. Это и поэтическое волшебство, и афористичность  языка,  и
слова, запавшие глубоко в душу в какие-либо жизненные моменты.
      О влияния слог на жизнь общества и жизнь человека заметил в своё время
учёный Д.С. Лихачёв, который особо подчеркнул тот факт, что  «слово  связано
с любыми формами бытия», в  том  числе  с  культурой,  творчеством.  Следует
заметить, что умением управлять магией слов наделён не каждый.
      Исключительной магией слов были наделены поэты  и  писатели.  К  числу
великих гениев по праву следует отнести родоначальника русской поэзии

А.С. Пушкина, которого известный критик В.Г.  Белинский  справедливо  назвал
«солнцем русской поэзии». Мы не знакомимся с Пушенным, мы входим в него  –-в
мир, где давно ждут тебя, не удивляются тебе, а угадывают тебя и  встречают.
Разве ты можешь оказаться один на один с Пушкиным в мире  сказок,  былин,  в
мире любви, дружбы, в мире подвигов  и  непокоя?  То  тоскующий,  как  ветер
пустыни, то пронзительный и упрямый, то как вздох богатырский, Пушкин  идет,
движется, заполняет огромную  и  мудрую  душу  земли.  Пушкин  –  в  роднике
звенящем, в ливне, сверкающем над холмами. Пушкин – Родина. Пушкин –  жизнь.
Не могу объяснить это: виднеется ли недалеко молодая дубрава, собираются  ли
в вышине тучи, поёт ли трепетный жаворонок радом  –  всюду  чудится  Пушкин,
чудятся жизнь, сильная и знакомая. И является образ воли, образ поэта:
      Тоскует он в забавах мира,
      Людской чуждается молвы,
      К ногам народного кумира
      Не клонит гордой головы;
      Бежит он, дикий и суровы,
      И звуков и смятенья полн.
      На берега пустынных волн,
      В широкошумные дубравы...
      Русская земля щедро наделила поэтическим даром и поэтов XX века. Ярким
тому примером является талант С. Есенина. Перечитайте  такие  стихотворения,
как «По-осеннему кычет сова...», «Не жалею, не  зову,  не  плачу...»,  «Этой
грусти теперь не рассыпать...», «Отговорила роща золотая...» и другие, и  вы
почувствуете всю неизъяснимую  силу.  Именно  неизъяснимую.  Ни  понять,  ни
объяснить её, кажется, невозможно. Все слова доступны, даже слишком  просты,
а сцепления их, переливы и взаимные отражения  образов,  целостный  контекст
лирической массы излучают тот свет, который и составляет не  переводимую  ни
на какой другой язык «тайнописную» суть  лирики  –  лишь  небольшой  кусочек
жизни, и  непонятно,  как  этот  скудельный  сосуд  радостей  и  болей,  эта
бесконечно малая  величина  в  масштабе  вселенной  может  рождать  ощущение
непреходящей сущности бытия, а вместе с этим и ценности человеческой жизни.
      Оказывается, отдельный человек, его хрупкая малая личность может стать
огромной величиной в искусстве, превратиться в культурную эпоху, в её  смысл
и  контекст,  в  её  будущее.  На  память  при  ходят  удивительные   строки
известного поэта В. Шефнера:
      Словом можно убить, словом можно спасти,
      Словом можно полки за собой повести.
      Мудрые поэты и  писатели  вели  за  собой  читателя,  побуждая  его  к
раздумьям о цене человеческой жизни и  месте  в  ней.  Их  магия  слов  была
своеобразной путеводной звездой для читателя.