Чехов

ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ СЮЖЕТНОЙ СХЕМЫ.
ЧЕХОВ А. П.
«Злой мальчик»                                             Развязка

                                       кульминация



                        Завязка

Развернутая экспозиция



Рассказ Чехова «Злой мальчик» - история о двух влюбленных, Иване Ивановиче
Лапкине, «молодом человеке приятной наружности» и Анне Семеновне
Зямблицкой, «молодой девушке со вздернутым носиком». Кроме черт внешности
персонажей, из развернутой экспозиции (оканчивается словами «Он стоял в
воде, глядел на молодых людей и ехидно улыбался») читатель узнает, что
действие экспозиции происходит на берегу реки, где молодые люди «принялись
за рыбную ловлю», и о взаимной любви героев. Я отношу диалог к экспозиции,
а не к завязке, т.к. развитие дальнейшего действия, основываясь на заданных
фактах (молодые, романтичные, влюбленные), отталкивается все-таки от
проблемы, которой в рассказе служит даже не столько факт появления брата
Анны Семеновны, гимназиста Коли, сколько то, что он говорит, его позиция по
отношению к влюбленным: «А-а-а… вы целуетесь? – сказал он.- Хорошо же! Я
скажу мамаше». Итак, проблема героев, мешающая их отношениям – «злой
мальчик». Т.е. завязкой действия служит появление брата героини и
проявление его «низкого, гнусного и мерзкого» характера. Далее – действие
классически развивается по восходящей. Конфликт начинает разрастаться сразу
после обозначенной реплики Коли, в его коротком диалоге с Лапкиным:
 – Надеюсь, что вы, как честный человек… - забормотал Лапкин, краснея. –
Подсматривать подло, а пересказывать низко, гнусно и мерзко… Полагаю, что
вы, как честный и благородный человек…
 - Дайте рубль, тогда не скажу! – сказал благородный человек. – А то скажу.
Лапкин вынул из кармана рубль и подал его Коле. Тот сжал рубль в мокром
кулаке, свистнул и поплыл.
Отметим, что приведенный диалог служит моделью, по которой читатель может
восстановить и остальные подобные разговоры, о которых автор говорит: «Весь
июнь Коля не давал житья бедным влюбленным». Такое использование
композиционного элемента позволяет, во-первых, не «затягивать» рассказ и
сохранять интерес читателя к нему, а во-вторых, задействовать воображение
читателя.



Кульминация в рассказе спорна. Разумеется, можно обозначить событие,
случившееся как-то раз за обедом как наивысшую точку действия. В поддержку
такого мнения можно привести определение понятия «кульминация»: наивысшая
точка напряжения в развитии конфликта, в которой раскрывается сущность
противоборствующих характеров. Действительно, в этом эпизоде характеры
героев раскрыты ярко:
Как-то раз, за обедом, когда подали вафли, он [Коля] вдруг захохотал,
подмигнул одним глазом и спросил у Лапкина:
 - Сказать? А?
Лапкин страшно покраснел и зажевал вместо вафли салфетку. Анна Семеновна
вскочила из-за стола и убежала в другую комнату.

Но, с другой стороны, мы не узнаем ничего нового о героях. Застенчивость
Лапкина так же четко была показана в 1ом диалоге у реки (через
использование незаконченных фраз и умолчаний), там же мы узнали о грубости
и бестактности Коли, о смущении Анны Семеновны читатель мог догадаться хотя
бы по тому, что она вела себя абсолютно пассивно перед наглостью младшего
брата. К этим рассуждениям можно добавить и факты текста: после эпизода за
обедом не происходит перелома действия. Читаем: «И в таком положении
молодые люди находились до конца августа», - т.е. приведенный Чеховым
эпизод подобен первому диалогу по роли в тексте. А где же, собственно,
кульминация? Думается, перелом действия наступает с объявлением помолвки
влюбленных. В тексте на это есть прямое указание: «И в таком положении
молодые люди находились до конца августа, до того самого дня, когда,
наконец, Лапкин сделал Анне Сергеевне предложение», - т.е. ситуация резко
изменилась. С официальным обнародованием отношений герои получают право на
встречи и поцелуи, а Коля лишается власти над ними. После предложенной
кульминации действие быстро идет к логическому завершению – справедливому
наказанию «злого мальчика» (в тексте действие по нисходящей представлено
одним предложением: «Поговоривши с родителями и получив согласие, Лапкин
прежде всего побежал в сад и принялся искать Колю»). Само наказание при
таком рассмотрении композиции – развязка. Четкой и яркой при этом раскладе
представляется и идея рассказа: показать нелепость и всесильность некоторых
общественных традиций. Ведь чувство молодых людей не изменилось от
объявления помолвки, не стало глубже и сильнее, но, тем не менее, теперь
оно ЗАКОННО, дозволено, в отличие от «незаконной» влюбленности, которую
эксплуатировал Коля. Характерно, что и сами молодые люди считали свои
отношения до официального объявления неправильными – отсюда и слабость их
перед наглостью гимназиста. Сам Коля не столько «подлец», сколько находится
под властью традиций общества, подобно Лапкину и Анне Сергеевне. Чехов,
заставляя нас смеяться над ситуацией, заставляет и задуматься над ее
противоестественностью, которая из ребенка делает доносчика, а из
влюбленных – преступников.



 «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»


                             кульминация


                                             портрет тонкого-2

                 Завязка
                                                   развязка
Экспозиция:портреты героев



Тема рассказа – встреча двух бывших одноклассников, «двух приятелей: один
толстый, другой тонкий». В экспозиции (первый абзац) автор предлагает
читателю своеобразные портреты всех действующих лиц рассказа, причем
описания приятелей построены по одной схеме (запах, пища), жена и сын
тонкого предстают похожими на него самого – жена “худенькая женщина с
длинным подбородком”, сын – “высокий”. Также в экспозиции очерчено место
действия рассказа – вокзал Николаевской железной дороги. Экспозиция
лаконична, что соответствует самой форме произведения – рассказ.
Завязка рассказа – в начале диалога между толстым и тонким. Без диалога не
было бы действия и причины для данного повествования. Итак, диалог между
двумя приятелями развивается. Тонкий выглядит общительным человеком,
который искренне рад встрече с одноклассником, это подтверждают приемы
передачи его речи. Толстый тоже рад встрече, более того, он смотрит на
тонкого “восторженно”, спрашивая его о службе. Тонкий, несмотря на
наблестящую жизнь, оптимист (“жалованье плохое…ну, да Бог с ним!”), для
него служба отходит на второй план, а основное пока – старый приятель. Но
как меняется ситуация после того, как толстый сообщит о своих служебных
успехах! Поведение тонкого резко становится из дружеского “чинопоситанием”.
Из того, как повлияла реплика толстого на дальнейший ход разговора,
изменила его характер, читатель может заключить, что эта фраза –
кульминация. После нее разговор сходит на нет. Автор создает еще один
портрет тонкого – уже после кульминации, и, хотя обстановка и окружение
остаются прежними, на все будто наложен отпечаток “искривившей лицо тонкого
широчайшей улыбки”: «сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы,
узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще
длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего
мундира». Диалог тонкий ведет уже не с другом детства, но с крупным
чиновником, отчего себя чувствует мелким во всем – вплоть до голоса (он
хихикает, «как китаец»). Обращается к толстому исключительно «ваше
превосходительство». Интересно, что не



любимый русской литературой «маленький человек», а именно крупный
чиновник, тайный советник, выглядит более привлекательным в описываемой
ситуации: он пытается вернуть тонкого к дружеской беседе («Мы с тобой
друзья детства – к чему это чинопочитание!»), но скоро убеждается в
бесполезности этих попыток («Толстый хотел было возразить что-то, но на
лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной
кислоты, что тайного советника стошнило»). Наступает развязка: толстый
подает на прощание руку, отвернувшись, тонкий принимает это презрение как
должное и пожимает три пальца. Чехов заканчивает рассказ фразой «все трое
были приятно ошеломлены», относящейся к семье тонкого - она перекликается с
такой же фразой в середине рассказа, характеризующей состояние друзей при
встрече: «оба были приятно ошеломлены». Это созвучие еще раз подчеркивает
контраст тонкого-друга и тонкого, общающегося с важным «вельможей». С
помощью контраста двух образов тонкого – до и после кульминации – автор
ярче очерчивает основную проблему данного рассказа, свойственную для многих
его произведений – проблему «обмельчания маленького человека».

-----------------------
Появление
Коли

Помолвка и «наказание» Коли

Вопрос Коли
за обедом

помолвка

наказание Коли

Начало диалога

Реплика толстого о своей должности

Толстый хотел было возразить что-то…