Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Сочинение.
          "Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
                                   И чем более я размышляю, тем  более  две
                                   вещи  наполняют  душу  мою   все   новым
                                   удивлением и нарастающим  благоговением:
                                   звездное небо надо мной  и  нравственный
                                   закон во мне.
                                                                     И. Кант
                                    План.
        I. Мое понимание нравственного идеала.
       II. Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
              1. Центральная идея романа.
              2. Духовные искания Пьера Безухова.
              3. Духовные искания князя Андрея.
              4. Любовь – неотъемлемая часть характера  Наташи Ростовой.
        III. Мысль народная в романе.
      Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас
поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего,
никто не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает
как данное, что убийство – это плохо, а помощь ближнему – хорошо. Добро, по-
моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает
его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе
представления каждого человека – так называемый нравственный идеал, достичь
который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном
совершенстве – его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий
соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет
приближаться к нравственному идеалу.
      Вопросы о добре и зле – вечные вопросы  философии – не могли не найти
отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир", раскрывающем нашему
взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако
Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о
нравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными,
так как весь мир романа действует по его законам. Л.Н.Толстой, как
противник любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и
понятном виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту "другую,
лучшую" любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь:
           "Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и
       это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение
       самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее
       всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий".
К таким выводам приходит Пьер Безухов – один из любимых героев Л.Н.
Толстого, – точнее не приходит, а "кто-то говорит ему эти мысли".
Откровение приходит Пьеру во время плена.  Потеряв физическую свободу, Пьер
обретает иную, духовную:
            "Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня?
       Меня? Меня – мою бессмертную душу!"
"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с
самим собою … он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии
светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в
романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания
обманули его". Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот,
каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный
внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по
ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои
предыдущие поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и
самоочищению. В плену Пьер испытывает сильнейшие физические и духовные
потрясения: сцена казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Они только
подтолкнули Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самым важным
событием в плену и во всей жизни Пьера оказалась встреча с Платоном
Каратаевым – таким же пленным, солдатом Апшеронского полка. Платон Каратаев
– "олицетворение всего русского, доброго и круглого". "Он любил и любовно
жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с
известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его
глазами". Любовь к людям, к жизни, восприятие ее такой, какая она есть, –
вот что перенял Пьер у Платона Каратаева.
      Другой любимый герой Л.Н. Толстого – Андрей Болконский – так же как и
Пьер приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его
характера – гордость – одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь
его – постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу.
Но желание славы для князя Андрея – желание любви людской. Князь Андрей так
же, как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни: светская
жизнь, участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с
Наташей, Отечественная война – все они имели свое влияние на князя Андрея.
Но прежде чем прийти к "правильному" мироощущению ему приходится пережить
ужас смерти, увидеть страдания других людей. Он получает ранение в
Бородинском сражении и попадает на перевязочный пункт, что становится
переломным моментом в его судьбе. Он встречает Анатоля Курагина – своего
врага, – которому только что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства
ненависти. Впоследствии он осознает, что, умирая, он "увидал врага своего и
все-таки полюбил его". Он "испытал то чувство любви, которая есть самая
сущность души и для которой не нужно предмета".
      "Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех
его проявлениях", – вот тот истинно христианский тезис, к которому автор
приводит всех своих любимых героев. Наташа Ростова – самый яркий женский
образ романа – всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к
окружающему миру – ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н.Толстой, скорее, не
ее приводит этому тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.
      В соответствии с основами своего мировоззрения, Л.Н.Толстой  сближает
любимых героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище "наш
князь", данное ему солдатами полка. Наташа "умела понять все то, что было …
во всяком русском человеке". А Пьер, попав в плен, отказался переходить в
офицерский балаган и остался в солдатском, где все те качества, так
мешавшие ему в свете: "сила, пренебрежение к неудобствам, рассеянность и
простота" – "давали ему положение почти героя". В эпилоге Пьер говорит: "Мы
только для того беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей
безопасности". Здесь мысль народная выходит на высшую ступень –
общечеловеческую. Пьер чувствует себя ответственным за устройство мира, за
благополучие каждого человека. Он считает, что защитники добра должны
объединиться, чтобы противостоять силам зла.