Схема анализа литературно-художественного произведения

При анализе художественного произведения следует различать идейное
                     содержание и художественную форму.
А. Идейное содержание включает:
1)  тематику  произведения  -  выбранные  писателем   социально-исторические
  характеры  в их взаимодействии;
2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства  и  стороны  уже
  отраженных  характеров,  выделенные  и  усиленные  им  в   художественном
  изображении;
3)  пафос  произведения  -   идейно-эмоциональное   отношение   писателя   к
  изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм,  сатира,
  юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос  -  высшая   форма   идейно-эмоциональной   оценки   жизни   писателя,
раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного  героя
или  целого  коллектива  является  выражением  героического  пафоса,  причем
действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и  направлены
к   осуществлению   высоких    гуманистических    принципов.    Предпосылкой
героического в художественной литературе является героика  действительности,
борьба со стихиями природы, за  национальную  свободу  и  независимость,  за
свободный труд людей, борьба за мир.
Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое  и
неустранимое  противоречие  между  стремлением  к  возвышенному   идеалу   и
принципиальной невозможностью его  достижения,  то  перед  нами  трагический
пафос. Формы  трагического  весьма  разнообразны  и  исторически  изменчивы.
Драматический  пафос  отличается   отсутствием   принципиального   характера
противостояния   человека    внеличностным    враждебным    обстоятельствам.
Трагический характер всегда отмечен исключительной  нравственной  высотой  и
значительностью.  Различия  характеров  Катерины  в  «Грозе»  и   Ларисы   в
«Бесприданнице»  Островского  наглядно  демонстрируют  разницу  в  указанных
видах пафоса.
Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел  романтический  пафос,  с
помощью  которого  утверждается   значительность   стремления   личности   к
эмоционально  предвосхищаемому  универсальному  идеалу.   К   романтическому
близок сентиментальный пафос, хотя его  диапазон  ограничен  семейно-бытовой
сферой проявления чувств героев и писателя. Все  эти  виды  пафоса  несут  в
себе утверждающее начало и реализуют возвышенное  как  основную  и  наиболее
общую эстетическую категорию.
Общей  эстетической  категорией  отрицания  негативных  тенденций   является
категория  комического.  Комическое  -  это  форма  жизни,  претендующая  на
значительность, но исторически  изжившее  свое  положительное  содержание  и
поэтому вызывающая смех. Комические противоречия  как  объективный  источник
смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически.  Гневное  отрицание
социально опасных комических явлений определяет гражданский характер  пафоса
сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой  сфере
человеческих отношений вызывает юмористическое  отношение  к  изображаемому.
Насмешка  может  быть  как  отрицающей,  так  и  утверждающей   изображаемое
противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно  многообразен  в
своих  проявлениях:  улыбка,  насмешка,   сарказм,   ирония,   сардоническая
усмешка, гомерический хохот.
Б. Художественная форма включает:
1) Детали предметной изобразительности:  портрет,  поступки  персонажей,  их
  переживания и речь (монологи  и  диалоги),  бытовая  обстановка,  пейзаж,
  сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков
  персонажей во времени и пространстве);
2)  Композиционные детали: порядок, способ и  мотивировка,  повествования  и
  описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные
  эпизоды, обрамление  (композиция  образа  -  соотношение  и  расположение
  предметных деталей в пределах отдельного образа);
3)  Стилистические  детали:  изобразительно-выразительные  детали  авторской
  речи,  интонационно-синтаксические  и  ритмико-строфические   особенности
  поэтической речи в целом.



           Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги  и  монологи  персонажей,  интерьер,  обстановка
  действия.
10.  Речевой  строй   произведения   (авторское   описание,   повествование,
  отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и  отдельных  образов,  а  также  общая  архитектоника
  произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.



         Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.


А. Место писателя в развитии русской литературы.

Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

  1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
     2. Традиции и новаторство писателя в области:
         а) идей;
         б) тематики, проблематики;
         в) творческого метода и стиля;
         г) жанра;
         д) речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.



       Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения,  круг  умственных  интересов,
  склонностей и привычек:
          а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
          б)  влияние  на  окружающих   (основная   сфера,   виды   и   типы
воздействия).
4. Область чувств:
          а) тип отношения к окружающим;
          б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
          а) с помощью портрета;
          б) в авторской характеристике;
          в) через характеристику других действующих лиц;
          г) с помощью предыстории или биографии;
          д) через цепь поступков;
          е) в речевой характеристике;
          ж) через «соседство» с другими персонажами;
          з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора  к  созданию  данного
образа.



                   План разбора лирического стихотворения.


I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
5. Ведущая тема.
6. Основная мысль.
7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении  в  их  динамике
  или статике.
8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
9. Преобладание общественных или личных интонаций.
X. Структура стихотворения:
11. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
          а) по сходству;
          б) по контрасту;
          в) по смежности;
          г) по ассоциации;
          д) по умозаключению.
2. Основные  изобразительные  средства  иносказания,  используемые  автором:
  метафора, метонимия, сравнение,  аллегория,  символ,  гипербола,  литота,
  ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности в плане  интонационно-синтаксических  фигур:  эпитет,
  повтор, антитеза, инверсия,  эллипс,  параллелизм,  риторический  вопрос,
  обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
          а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
          б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5.  Рифма  (мужская,  женская,  дактилическая,  точная,  неточная,  богатая;
  простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая),
  игра рифм.
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен,  секстина,  септима,
  октава, сонет, Онегинская строфа).
7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие  виды
  звуковой инструментовки.



               Как вести краткую запись о прочитанных книгах.

1. Автор. Даты  жизни.  Общественная  среда,  в  которой  формировалось  его
  мировоззрение.
2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.
3.  Время,  изображенное  в  произведении,  и  место  происходящих  основных
  событий. Общественная среда, представители которой  выводятся  автором  в
  произведении   (дворяне,   крестьяне,   городская   буржуазия,    мещане,
  разночинцы, интеллигенция, рабочие).
4. Эпоха.  Характеристика  времени,  в  которое  написано  произведение  (со
  стороны экономических и общественно-политических интересов  и  стремлений
  современников).
5. Краткий план содержания.