Третья встреча с Чацким

Третья встреча с Чацким.
Вступление.
Комедию А. С.  Грибоедова  «Горе  от  ума»  я  читал  трижды:  в  школе  (по
принуждению), в институте (от  безделья)  и  после  него  (из  любопытства).
Соответственно менялось и моё мнение об этом произведении. В школе всё  было
по  стандарту:   текст   Грибоедова,   комментарии   Гончарова,   написанное
сочинение. Нет-нет, вы не подумайте чего  такого  –  я  всегда  был  честным
мальчиком  и  сочинения  писал  сам,  а  уж  если  и  вставлял  цитаты,   то
обязательно указывал, что это сказал  такой-то.  Но  ещё  я  был  правильным
мальчиком и всегда писал то, что  говорили  учителя  литературы.  А  учителя
литературы  говорили,  что  …  Ну,  в  общем,  вы  понимаете,  почему  после
прочтения «Горя от ума» я обратился к «Мильону терзаний»  и  почему  в  моём
школьном сочинении было написано, что Чацкий  хороший,  а  все  остальные  –
сволочи. Ну ещё  Софья,  может  быть,  ничего,  только  вот  она  не  совсем
правильно себя с Молчалиным повела, за что её в Саратов и  сослали.  Короче,
жалко бабу.
В институте я перечитывал Грибоедова исключительно из чувства  морального  и
интеллектуального превосходства над грибоедовским героем,  а  заодно  и  над
самим автором. Время  было  такое  –  молодое,  самоуверенное  и  свободное.
Верилось, что я весь из себя такой гений, жизнь проста и понятна, и всё  ещё
впереди. Ну и для того, чтобы лишний раз утвердиться в этом  мнении,  второй
раз прочитал Грибоедова. Получилось как раз то, что и требовалось  доказать:
Чацкий – олух, ничего из себя не представляет, понахватался там за  границей
всяких коммунистических идей и решил  на  отдельно  взятом  московском  балу
устроить Великую октябрьскую социалистическую революцию.  Чем  метать  бисер
перед свиньями, лучше бы занялся изучением акций, фьючерсов и всяких  прочих
финансов – глядишь, может, и толк бы из него вышел. Все остальные  персонажи
комедии вообще не заслуживали никакого внимания ибо, по моему  мнению,  были
неспособны понять смысл даже buy & hold strategy, не  говоря  уже  о  всяких
там «стрэддлах» и «стрэнглах».
В третий раз Грибоедов попался мне на глаза совершенно  случайно.  Мелькнула
мысль: интересно, а каким мне  покажется  произведение  сейчас?  Результатом
третьего прочтения и явилось это «сочинение».
Основная часть.
Кого в «Горе от ума» можно считать умным?
Как кого? Чацкого, разумеется! Он хоть и  олух,  а  по  сравнению  со  своим
окружением выглядит как «луч  света  в  тёмном  царстве»!  Разве  непонятно?
Непонятно.
Сначала  мне  стало  непонятно,  почему  Чацкого  считают  умным.   Приехал,
посмеялся над старыми знакомыми – и уже умный? Смеялся он понятно  почему  –
в заграницах, вишь, бывали, в самом, поди, городе Париже, это тебе  не  фунт
изюму. Через сто пятьдесят лет советские загранкомандированные  будут  точно
так же относиться к своим «невыездным» родственникам и знакомым,  поэтому  в
таком в поведении Чацкого ничего необычного нет. Кроме  того,  он  знался  с
министрами, знает самого Фому Фомича – не у каждого такие  «связи»  имеются.
Отношение Чацкого к своему старому московскому  окружению  –  это  отношение
столичного  жителя,  побывавшего,  к  тому  же,   за   границей   и   потому
«просвещённого», к провинциалам (нельзя забывать,  что  в  XIX  веке  Москва
была  провинцией).  Отсюда  и  его  пренебрежительный  тон,  снисходительные
насмешки и  общее  «недовольство  Москвой».  По  приезде  Чацкий  сразу  был
уязвлён тем, что Софья довольно равнодушно отнеслась к  его  возвращению,  а
ведь он надеялся сразу покорить сердце бедной девушки  своими  рассказами  о
заграничной жизни и о своих столичных  приключениях!  Ну  что  же,  ситуация
банальна: девушка не дождалась молодого человека. Добро бы его на  два  года
в армию призвали, так хоть обидно было бы, а так он сам от  неё  за  границу
сбежал, а потом  удивляется,  что  его  возлюбленная  не  сохранила  должной
нравственной твёрдости. Фамусов тоже порадовал: взялся его  поучать,  что-де
надо именьем хорошо управлять, служить да  и  вообще  слушать,  что  старшие
говорят. И этот тупой чиновник, никогда  ничего  кроме  своего  календаря  в
жизни не читавший, вздумал учить его уму-разуму!  Да  пошёл  он  в  ж  …  Ну
немножко и поспорили. Скалозуб этот ещё дуб дубом … А уж Молчалин,  так  это
вообще фрукт! У самого за душой нет ничего  как  в  материальном,  так  и  в
духовном смысле, а тоже туда же – поучать! К Татьяне Юрьевне съездили бы,  с
Фомой Фомичём подружились бы … Да пошёл ты со  своими  советами  к  такой-то
матушке! Сам подлизывайся к этим «уродам с того света», а  я  –  уж  извини-
подвинься. Но вконец «добил» Чацкого бал в  доме  Фамусова.  Никто  (точнее,
почти никто –  исключение  составил  Платон  Михайлович  Горич)  не  обратил
особого внимания на приезд Чацкого в родной город: приехал, и  хрен  с  ним.
Ни тебе внимания, ни  тебе  почтения  –  сцена  в  явлении  22,  где  Чацкий
начинает разглагольствовать и  останавливается  только  тогда,  когда  вдруг
обнаруживает, что слушатели все куда-то подевались и заняты  своими  делами,
гениальна. Апофеоз! В кои-то веки обратил  на  себя  внимание  этих  людишек
(ему невдомёк, чем это вызвано) и тут такой конфуз – никто не стал  слушать.
Вокруг  какого-то  французишки  так  и  вьются,  а  его,  такого  умного   и
«просвещённого», игнорируют! Обиженный на всю Москву за такой приём,  Чацкий
сам говорит об этом:
             Чего я ждал? что думал здесь найти?
             Где прелесть эта встреч? участье в ком живое?
             Крик! радость! обнялись! – Пустое.
А уж когда выясняется, что Софья ему предпочла Молчалина, так тут уж  совсем
невмоготу – только и хватает сил крикнуть: «Карету мне, карету!»  Получается
как в известном анекдоте: «Доктор, меня все игнорируют … – Следующий!»
   Зачем же Чацкий лез из кожи  вон,  чтобы  добиться  внимания  со  стороны
московского «света»? Ну если  ты  относишься  к  этим  людям  с  насмешливым
снисхождением и высокомерным пренебрежением, так чего ж  ты  хочешь  от  них
услышать? Похвал? Лести? Восторженного внимания?  Суть  заключается  в  том,
что  Чацкий  посредственен  даже  по  меркам  московского  «света».  У  него
четыреста по официальным сведениям (и  триста  на  самом  деле)  душ,  этого
хватает на поездки по  заграницам  и  вольную  жизнь  в  столице,  но  этого
совершенно не достаточно для того, чтобы  заполучить  уважение  всяких  этих
княгинь да графинь с их мужьями.  Вот  если  бы  у  него  было  бы  хотя  бы
тысчонки две-три крестьян и несколько имений, тогда да. Уж  тогда  бы  он  с
ними разговаривал по-другому, тогда ему  не  нужно  было  бы  добиваться  их
внимания. Он до них и не снизошёл бы, он бы их просто  не  замечал  (как  не
замечает сейчас слуг  да  лакеев),  а  вращался  исключительно  в  столичных
светских   кругах.   Чацкий   есть   заурядный   представитель   московского
дворянского  сословия  с  гипертрофированным  от   заграничных   поездок   и
столичной жизни самомнением, отсюда и весь его  «мильон  терзаний».  Он  изо
всех сил старается завоевать хоть  какой-то  авторитет  в  своём  кругу,  но
поскольку у него всего  триста  душ,  все  его  усилия  бесплодны.  И  ведь,
подлецы, всё время ему его бедностью тыкают: как только княгиня узнала,  что
Чацкий небогат, сразу же заорала на всю  Ивановскую:  «Князь,  наза-а-а-ад!»
Думаете, приятно такое слышать? Даже заграничные  путешествия  нисколько  не
прибавляют ему веса в «обществе», а об «успехах» на службе в Петербурге  все
наслышаны настолько, что жалеют его прямо в глаза  (естественно,  насмехаясь
за глаза). При этом мы не знаем  точные  причины  его  отставки.  По  словам
самого  же  Чацкого,   он   не   «сработался»   со   своими   руководителями
(прислуживаться  тошно),  порвал  с  министрами  и   т.   д.,   но   в   чём
действительная причина его неудач (о которых наслышан даже Молчалин)?  Может
быть, в силу  своего  «ума»  и  «просвещённости»  он  претендовал  на  нечто
большее,  чем  ему  было  положено  по  служебному  (да  и  по  социальному)
положению, а когда его не оценили по  достоинству,  он  плюнул  на  всю  эту
службу и подался в Москву, чтобы потешить самолюбие в кругу своих  знакомых?
Интересно, куда же он поедет  в  своей  карете  дальше?  Тоже  «в  глушь,  в
Саратов», пока не найдёт себе восторженных слушателей и поклонников?
  Итак, Чацкий умом не блещет, ибо как  может  блистать  умом  человек,  не
замечающий, что его не слушают? Но почему  это  не  бросается  в  глаза  при
чтении комедии?  Потому  что  окружение  Чацкого  подобрано  соответствующим
образом.  Чем  занимаются  все  без  исключения  герои   пьесы   Грибоедова?
Разговаривают разговоры. Посмотрим, какие  темы  обсуждают  герои  «Горя  от
ума»: о мужчинах, о знакомых, о политике (точнее, о «свете»), о невестах,  о
былых временах. Всё. Ну ещё приставания мужчин к  женщинам  и  наоборот,  но
это не в  счёт.  Сколько  ума  нужно  иметь  для  того,  чтобы  вести  такие
разговоры? Правильно, ноль. Чацкий абсолютно прав,  считая  всех  окружающих
его людей пустышками. Но это только с внешней стороны, также  как  и  Чацкий
кажется умным только с внешней стороны.  Весь  этот  «свет»  далеко  не  так
глуп, как кажется, эти люди прекрасно понимают, кто  чего  стоит.  Например,
Хлестова отлично понимает,  кто  есть  Скалозуб,  Молчалин  или  Загорецкий.
Соответственно к ним и относится. Точно  так  же  всё  понимает  и  графиня-
внучка и прочая, и прочая, и прочая. Ну, разве что за  исключением  выживших
из ума стариков. Или Молчалин  не  понимает,  кто  есть  кто?  Понимает.  Но
относится ко всем совершенно по-иному. И  к  Софье  он  относится  в  полном
соответствии с её положением, но пристаёт почему-то к Лизе. Практически  все
персонажи Грибоедова есть недалёкие люди с непомерно  раздутым  гонором  (за
исключением, разве что, Лизы или Платона Михайловича, но эти  люди  проходят
как-то  мимо,  а  Молчалин  –  особая  статья),  так  что  ума  в  пьесе  не
наблюдается.  Зато  наблюдается  одуряющая  скука.   Скучают   все:   Софья,
Молчалин, Фамусов, Скалозуб, чета Горичей,  Тугоуховские  со  своими  шестью
дочерьми, Хлестова, Репетилов  и  вся  прочая  братия.  Из  этого  состояния
ненадолго их вывел своим «сумасшествием» Чацкий,  этого  события  им  хватит
примерно  на  неделю,  а  там,  глядишь,   ещё   какое-нибудь   происшествие
приключится, опять будут пережёвывать. «Горе от ума»  –  это  комедия  не  о
противостоянии одиночки и  отжившего  общества,  а  о  развлечениях.  Каждый
развлекается как  может:  Фамусов  пристаёт  к  Лизе  и  слушает  календарь,
Молчалин тоже пристаёт к  Лизе,  Чацкий  развлекается  тем,  что  пыжится  и
насмехается надо всеми, Софья развлекается любовью  к  Молчалину,  Репетилов
развлекается  в  Английском  клубе,  прочие   развлекаются   «сумасшествием»
Чацкого. Серо. Убого. Скучно.