Шпора на экзамен в 2002 году

(1-7) Автор и его герой в произведениях А.И.Солженицына "Матренин двор"

Еще  каких-то  двадцать  лет  назад  имя  Александра  Исаевича   Солженицына
запрещено  было  произносить,  а  сегодня   мы   восхищаемся   его   глубоко
философскими   произведениями,   в   которых   раскрывается   мастерство   в
изображении  характеров,  умение  наблюдать  за  людьми  и  понимать  их.  И
особенно ярко раскрывается  это  в  произведении  "Матренин  двор".  Рассказ
"Матренин двор", написанный в 1959  году,  по  признанию  автора  "полностью
автобиографичен и достоверен ". В нем воспроизведены события, происшедшие  в
одном из районов "нутряной" России  и  относящееся  ко  времени  возвращения
писателя из ссылки в 1956  году.  В  основу  произведения  положена  встреча
автора   -   повествователя   с   простой   русской   женщиной.   Лирическое
повествование о жизни и смерти этой пожилой крестьянки  пронизано  авторским
пониманием правды и красоты. В центре рассказа Александра Исаевича -  судьба
деревенской женщины, проработавшей всю жизнь в колхозе не за  деньги,  а  за
"палочки ". В нем - обычная послевоенная жизнь русского села. Но  Солженицын
находит изюминку отношений власти и человека, нравственно -  духовной  жизни
народа, борьбы за выживание.
Рассказ начинается с того, что рассказчик, в  роли  которого  выступает  сам
автор, Игнатич, возвращается в Россию из пыльных, степей  Казахстана,  после
десятилетнего изгнания. Он знаёт, что здесь его  никто  не  ждет,  но  хочет
вернуться "просто в  Россию".  Автор  -  рассказчик  удивлен  тем,  что  все
изменилось  за  эти  долгие  годы.   С   большими   житейскими   трудностями
сталкивается Игнатич, но любовь к Родине дает ему силы. И вот,  наконец,  он
поселяется в доме Матрены Васильевны - одинокой женщины, потерявшей мужа  на
фронте, похоронившей  шестерых  детей.  Скудным  убранством  и  единственным
украшением её избы были горшки и кадки с фикусами,  тусклое  зеркало  и  два
ярких плаката. Но в размеренных, колоритных зарисовках постепенно

предстает перед читателем образ не только  одинокой,  обездоленной  женщины,
но и редкого  человека  с  безмерно  доброй  душой.  Несмотря  на  невзгоды,
Матрена не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни  одна  пахота
в деревне не обходилась без неё. Вместе с другими женщинами  впрягалась  она
в соху и тащила её на себе. Ни одной родственнице, близкой или  дальней,  не
могла Матрена отказать в помощи, оставляя свои неотложные  дела.  Ничего,  в
сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать.  Однако  платы  за  её  добро
нет. Для единственной козы Матрена не может собрать сена: " ... у полотна  -
не коси", "в лесу косить нету", "...  в  колхозе  мне  не  велят  ".  А  как
бесконечно долго  и  упорно  преодолевала  эта  женщина  неблизкий  путь  до
сельсовета, хлопоча о пенсии. Но ещё острее была проблема  с  топливом:  "Не
давали торфу жителям, а только везли начальству,  да  кто  при  начальстве".
Вот и  приходилось  бедным  деревенским  женщинам  собираться  по  несколько
человек для  смелости  и  носить  торф  тайком  в  мешках.  И  эта  страшная
действительность   пугает   читателя,   настораживает:   "Неужели    Матрена
Васильевна всегда так  жила:  воровала  торф,  впрягалась  в  соху,  обивала
пороги в сельсовете?"  Во  второй  части  рассказа  мы  узнаем  о  молодости
героини. Уже в юности судьба круто обошлась с  Матреной:  не  дождалась  она
своего любимого, Фаддея. пропавшего на войне  без  вести,  а  смерть  матери
Фаддея, сватовство его младшего брата как бы предрешили  её  судьбу.  И  она
решилась войти в дом, где уже  навсегда  поселилась  ее  душа.  Как  бы  ища
оправдание, Матрена говорит: "Мать у них умерла... Рук у  них  не  хватало".
Но жестокая жизнь возвращает Фаддея, который произнес  то,  что  будет  эхом
звучать в сердце героини всю жизнь: " ... если б то не брат мой родной  -  я
бы вас порубил обоих". Вот такой была одна  -  единственная  любовь  Матрены
Васильевны. Но был еще тот день, когда все показали свое  отношение  к  этой
праведной  женщины.  Возвращение  Фаддея  напомнило  Матрене  о   прекрасном
прошлом. Сколько лет ее сердце  грело  вспыхнувшее  однажды  и  не  погасшее
чувство! А Фаддей потерял чувство любви к Матрене, ничто не дрогнуло  в  нем
при виде мертвой. Сразу после похорон  он  заботится  только  о  разделе  ее
имущества и не успокаивается до тех пор, пока не перевозит к себе  домой  на
санках доставшиеся ему сарай и забот. А золовка как о ней  отзывается:  "...
и нечистоплотная бережная; ... и глупая  помогала  чужим  бесплатно...".  На
самом деле, это не глупость, а благое дело. Разве  многие  могли  бы  помочь
чужим людям "бесплатно"? А  она  могла,  так  как  Матрена  "не  похожая  на
других", "незаурядная", "особенная". Но точнее всех выразился сам  писатель:
" Всем мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она  тот  самый  праведник,
без которого, по пословице, не стоит село,  ни  город,  ни  вся  земля  наша
...".