реферат Конспект лекций по предмету: международные экономические отношения

Содержание лекций:

Методы международной торговли.    1
Товарные биржи   2
Международные торги    3
Формы международной торговли      4
Внешнеторговая политика     7
Формирование интернациональной стоимости     8
Международный технологический обмен    10
Торговля результатами интеллектуальной деятельности     11
Международная лицензионная торговля    14
Международная миграция капитала   15
Международный кредит   16
Еврорынок   17
Валюта: сущность и классификация  18
Международная ликвидность   20
Валютный курс    20
Валютный рынок   22

                       Методы международной торговли.

Метод – это способ осуществления внешнеторгового обмена.
Выделяют следующие методы:
   1. Прямой – совершение операции непосредственно между производителем и
      потребителем.
      Преимущества:
         . Сокращает издержки производства
         . Снижает риск и зависимость результатов деятельности от возможной
           недобросовестности и некомпетентности посредников
         . Позволяет компании-производителю постоянно находится на
           зарубежном рынке, учитывать его изменения и своевременно
           реагировать
   2. Косвенный – совершение операции через посредника
      Преимущества:
         . Посредник обладает более высокой коммерческой квалификацией
         . Нет необходимости концентрации финансовых и интеллектуальных
           ресурсов на первом этапе выхода на зарубежный рынок
Доля посредников в международной торговле значительно выше, чем в
внутренней.
Функции посредников:
   1. объединение товаров различных производителей в один набор,
      соответствующий спросу локального местного рынка
   2. разукрупнение партий товара в интересах местной розничной торговли
   3. приспособление товара к условиям местного локального рынка
   4. физическое перемещение товара, включая транспортировку и складирование
   5. установление цены в результате постоянного контакта с местным рынком и
      различными производителями
   6. продвижение товара и его реклама
   7. поиск покупателя и продажа товара
   8. предоставление кредита покупателю

Виды торгово-посреднических фирм:

1. по характеру совершаемых операций:
   a. торговые – осуществляют операции от своего имени и за свой счет,
      работают с постоянными клиентами
      виды торговых фирм:
         . торговые дома
         . экспортные
         . импортные
         . оптовые
         . розничные
         . дистрибьюторы
         . дилеры
         . стокисты
   b. комиссионные – выполняют разовые поручения комитентов и действуют от
      своего имени, но за счет комитентов.
      виды комиссионных фирм:
         . экспортные
         . импортные
         . представители покупателя (продавца)
         . консигнаторы – посредник, имеющий склад. Работает с экспортером
           – консигнатором. Отношения между ними регулируются договором
           комиссии. При консигнации экспортер кредитует посредника на
           средний срок реализации товара.
   c. Агентские – выступают от имени и за счет принципала. Фирма сама
      заключает сделки или только посредничает. Характерно заключение
      договора на длительный срок. Юридически независимы.
      Виды агентских фирм:
         . Экспортные
         . Резиденты
         . Заграничные сбытовые (закупочные)
         . Импортные
         . Представители фирмы
   d. Брокерские – особый вид, в обязанности которых входит функция свести
      контрагентов. По законодательству многих стран брокеры не могут сами
      покупать или продавать.
   e. Фэкторы – торговые посредники, выполняющие широкий круг обязанностей
      от имени экспортера, причем фэкторы не только выполняют экспорт
      продукции принципала, но и финансируют экспортные сделки (оплата
      аванса производителю, выдача кредита покупателю).

                               Товарные биржи

   Товарная биржа – это постоянно действующий оптовый рынок однородных
   заменимых товаров. В настоящее время на товарных биржах совершается около
   20% операций. Также, товарная биржа является информационным центром.
   Виды товарных бирж:
     1. по собственности:
            . публичные (владелец - государство)
            . частные (владелец - АО)
     2. по масштабам деятельности:
            . международные
            . региональные
     3. по степени специализации:
            . универсальные
            . специализированные
Американская классификация участников товарной биржи:
   1. полные члены – физические лица, получающие доступ в биржевое кольцо,
      во все торговые секции биржи. Число определяется количеством
      постоянных брокерских мест.
   2. неполные члены – брокеры и дилеры, имеющие право торговать в одной
      секции.
   3. специальные члены – юридические лица, участвующие в торгах через
      доверенных рокеров и дилеров.
   4. не члены биржи – все оперирующие владельцы брокерских мест. Платят
      аренду. В России – приглашенные.
Виды товаров:
   1. растительного происхождения
   2. животного происхождения
   3. энергетические и смазочные, химикаты
   4. металлы, изделия и полуфабрикаты из них
Характерные черты биржевых товаров:
   1. должен быть однородным (заменимым)
   2. должен быть пригоден для стандартизации
   3. не должен быть скоропортящиеся
   4. спрос и предложение должны носить массовый характер
   5. предложение должно превышать спрос в течение продолжительного периода
      времени
   6. спрос и предложение должны легко прогнозироваться
Биржевая котировка – это установление цены на товар.
Виды котировок:
   1. цена продавца
   2. цена покупателя
   3. цена сделки
Виды биржевых операций:
   1. по результату осуществления сделки:
      . действительные
      . спекулятивные
   2. по сроку реализации (основная цель товарной биржи – возможность
      спекуляции на разнице в цене)
   3. по длительности:
      . кассовые
      . срочные
Контанго – это разница в цене товара, если цена товара по срочным сделкам
выше, чем по кассовым.
Бэквордейшн – это разница в цене товара, если цена товара по кассовым
сделкам выше, чем по срочным.

                             Международные торги

Международные торги – это метод заключения договоров купли-продажи, при
которм покупатель объявляет конкурс для продавцов с заранее определенными
технико-экономических характеристик и после сравнения полученных
результатов заключает договор на более выгодных условиях.
Для организации торгов создается тендерный комитет. В него входят
представители заказчиков, а также специалисты в данной области. Возглавляет
комитет руководитель компании-заказчика.
   Перед комитетом ставятся следующие задачи:
   1. Организация торгов:
      . Публикация объявлений о торгах
      . Определение вида и условий торгов
   2. Анализ предложений участников торгов
   3. Окончательное решение о передаче заказов

В настоящее время в международной торговле выделяют следующие виды торгов:

   1. открытые торги
           Торги, участие в которых могут принять все желающие фирмы,
           причем все фирмы обязаны выкупить у тендерных комитетов условия
           торгов. Объявления об организации публикуются в СМИ. Такие торги
           проводятся на сравнительно несложное оборудование и услуги.
           Победителем может стать маломощная, неопытная фирма, снижающая
           цены.
   2. открытые торги с предварительной квалификацией
           Данный тип торгов проводится в два тура:
           1. в первом туре принимают участие все желающие фирмы. Эти фирмы
              присылают в тендерный комитет на технико-экономические
              предложения, а квалификационный документ, в котором
              указывается уровень компании, опыт.
           2. На основе этих документов проводятся закрытые торги среди
              отобранных фирм (обычно около 8 фирм).
   3. закрытые торги
           К участию в торгах приглашается ограниченное число фирм и
           консорциумов, имеющих достаточно высокий авторитет. Организаторы
           уверены в возможностях поставщиков, поэтому участниками являются
           крупные фирмы. Тендерный комитет не производит публичного
           вскрытия предложений референтов и не объявляет ни состава
           участников, ни предложенных ими условий.
   4. гласные торги
           Торги, при которых тендерные комитеты организуют публичное
           вскрытие предложений и оглашают условия в присутствии фирм,
           участвующих в торгах, причем итоги торгов с указанием победителя
           и суммы контракта публикуются в СМИ.
   5. негласные торги
           Торги, при поведении которых тендерные комитеты не вскрывают
           предложения в присутствии оферентов и не публикуют сведения о
           победителе в СМИ. Такие торги размещают заказчики, покупающие
           повторно оборудование.
   6. единичные торги
           Это организация торгов при участии одного оферента, как правило,
           обладателя патента, или в случаях затруднения заключения
           обычного внешнеторгового контракта купли-продажи.

Аукционы

Аукционы – это торги, специализирующиеся на сбыт реальных товаров со строго
индивидуальными свойствами. Торги проводятся либо с повышением цены
(гласным или немым способом), либо с понижением цены. Покупатели могут
повышать цены до какого-то минимального уровня (от 0,01% до 0,025%). В роли
организаторов могут выступать как компании, которым это выгодно и они таким
способом монополизировали рынок. В основном это имеет место в антиквариате.
Также в роли организатора могут выступать компании-производители элитного
товара. Объектами аукциона являются: пушнина, чай, шерсть, пряности, табак,
живой скот, щетина и т.д. В азиатских странах торговля чаем контролируется
государством. Товары на аукционах сортируются по одинаковому количеству в
партии – лоты. Лоты формируются в более крупные партии – стренги. За месяц
до аукциона публикуется каталог с товарами.

                        Формы международной торговли

        1. экспорт – вывоз товара за рубеж, на условиях FOB, цена в
           долларах США.
        2. импорт – ввоз товара из-за рубежа, на условиях CIF, цена в
           долларах США
        3. реэкспорт – вывоз за рубеж ранее ввезенной продукции, не
           подвергшейся в реэкспортирующей стране существенной переработке.
      Существенная переработка:
        1. изменение наименования
        2. добавленная стоимость составляет более 50% от первоначальной.
      Причины реэкспорта:
        1. использование традиционных мест в международной торговле
        2. вынужденный реэкспорт
        3. реэкспорт с целью получения прибыли на разнице в ценах
        4. реэкспорт как составная часть более сложной внешнеэкономической
           операции
        5. реэкспорт как инструмент обхода сложных торгово-политических
           барьеров
        4. реимпорт – ввоз ранее вывезенной продукции, не подвергшейся в
           стране - реимпортере существенной переработке.
        5. встречная торговля – все виды товарообменных сделок объединяются
           в это понятие.
      Эксперты ООН делят на:
         . бартерные
         . торгово-компенсационные
         . промышленно-компенсационные
      Эксперты ОЭСиР делят на:
         . торговая компенсация – однократная операция на небольшую сумму,
           включающую обмен крайне разнородными товарами, которые
           органически не связаны между собой.
         . промышленная _______________________________________ - сделки на
           более крупную сделку, обычно соответствующую продаже
           оборудования или готовых предприятий, при этом существует связь