реферат Теория социального менеджмента

Бабичев Николай Петрович


Предпосылки возникновения и осн этапы теории и практики СУ.

3 вида систем:
 - технические
 - биологические
 - социальные

Соц  система  самая  сложная,   в   ней   присутствует   человек.   Развитие
человеческого общества – предпосылка  для  возникновения  науки  управления.
Разделение труда – это специализация.

Этапы развития науки управления:
1. Административная  школа  (школа  науки  управления)  Тейлор.  НОТ.  Форд:
   изобрел конвейер. В основе развития чел общества лежат потребности.
2. Школа чел-ских отношений. Мейо.
3. Поведенческое направление в теории управления (Маслоу…)
4. Количественная школа.
5. С  т.зр. системного подхода все объекты можно рассматривать как  систему.
   Качество  системы   больше   суммы   качеств   элементов   системы.   Это
   синергический эффект.
6. Ситуационный.

Упр-е д. осущ-ся на основе понимания объективных экономических законов.

Содержание, особенности и виды ТСУ.

СУ как наука специально не изучает эконом, юрид., полит. и  др. стороны упр-
я.
Предмет ТСУ – теория и методология их вз\действия, основанные  на  системной
связи всех общественных явлений в процессе их вз\действия и вз\влияния.
В ТСУ исследуются:
 - осн понятия
 - законы
 - принципы
 - методы вз\действия разных соц систем, сохранения их целостности, создания
   новых  соц  образований  на  основан   целесообразности   и   совокупного
   интеллекта, кот присущ общ-ву на данном истор этапе.
Задача ТСУ – обеспечение целостного представления о вз\действии сложных  соц
систем, их стр-ре, внеш и внутр связях, саморазвитии и воздействии одной  на
другую, о специф отношениях, кот складываются м\у объектом и субъектом  упр-
я.
Наличие  устойчивого  равновесия  м\у  С  и  О  упр-ских  явлений  одной  из
важнейших закономерностей в упр-ии, кот  обуславливает  остальные  законы  и
принципы.
Нарушение равновесия м\у С и О  упр-я  приводит  к  возникновению  кризисных
ситуаций.
Предмет  ТСУ  –  исследование  упр-ской  дейст-ти  в  единстве  с  упр-скими
отношениями, кот складываются в процессу создания системы соц труда.
Следовательно: наука СУ не явл-ся прикладной какой-либо науке (юр.,  полит),
она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (фил.,  эк-ка,
социология), а также на науках , кот  исслед.  орг-технич.  и  соц-технолог.
законы и принципы построения сложных систем (упр-е пр-вом,  дух.,  культурн.
развитием, кибернетика, теория систем).
Осн метод исследования ТСУ –  системный  подход,  системный  анализ  явлений
общественной жизни.
Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы.
В узком смысле СУ – процесс  воздействия  на  соц  процессы  для  достижения
поставленных целей.
В широком смысле СУ – сфера д-ти людей.
Необходимость СУ обусловлена разделением труда в группах людей, в  масштабах
гос-ва, а также необходимость его кооперации – совместным  трудом  –  основа
развития чел-ского общ-ва, а упр-е – необх эл-т общего труда.
В любой группе сущ 2 вида разделения труда:
 - горизонтальное
 - вертикальное
Ключевое понятие управления – воздействие. Оно сущ во всех видах  систем.  В
соц  системах  оно  проявляется  как  воздействие  С  на  О  упр-я  с  целью
поддержания или перевода О в желаемое состояние. Воздействие в  соц  системе
м.б. разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти.
В завис-ти от этого меняется само содержание понятия «управления».
Отличие особ.  СУ  от  др.  видов  упр-я  –  это  процесс  целенаправленного
воздействия.
Осн элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и  полагания
целей развития  О.  исходя  из  потребностей  общества  и  возможностей  его
организации. Всякое воздействие в соц системе носит сознат х-р.
Содержание СУ определяется качеством целеполагания.  Источник  активности  в
соц системах –  стимулы  (внешн.,  внутр.,  позит.,  негат.,  матер.,  дух.,
осозн.,  неосозн.)  поэтом  создавая  ту  или  иную  систему  стимулируя  мы
посредством ей м. Влиять на соц процесс и управлять ими.
Сущность новой упр-ской парадигмы – повышается  роль  и  значение  творчески
активной личности в развитии, соц орг-ции , а не только  формального  органа
упр-я как было ранее.
Упр-е воздействие осущ-ся в процессе упр-ской  д-ти.  Эта  д-ть  объективна,
поскольку она направлена на какой-либо О. В тоже время любая деят-ть  чел-ка
имеет субъективный х-р. упр-ская д-ть призвана обслуживать  реализацию  цели
и функции упр-я., обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь упр-ских реш-
й.
Упр-ская д-ть – набор выработанных практикой и научным  познанием  способов,
средств и  целесообразн поступков чел-ка в сфере упр-я.
В процессе упр-ской деят-ти  субъекты,  органы  упр-я  и  чел-к  в  упр-ское
отношения. Их можно разделить  на  отношения,  связанные  с  целеполаганием,
анализом инф-ии, постановкой целей, и орг-ей их достижения.
Упр-ское отношение – единство объективного  и  субъективного.  Они  опред-ся
особенностями соц-эк-кой системы.
Орг. отношения – необх. эл-т мех-ма  упр-я  имеющий  свою  внутр  стр-ру,  в
которой  выделяют отношения централизма и  самостоятельность,  субординации,
координации и ответственности.
Они  подразделяются  на  вертикальные   и   горизонтальные,   формальные   и
неформальные.
В  процессе  орг-ции  отнош-й  при  вз\действии   с   людьми   имеет   место
специализация по опред-м предметам, содержанию,  видам  работ,  что  требует
кооперации. Формальное  построение  органа  по  подразделениям  и  должности
создает  лишь  внешне  логическую  схему  для  орг-ции  деят-ти,  кот   д.б.
соотнесена с неформальной схемой. Только тогда упр-я работа  имеет  шанс  на
успех. Если мы не учит-м в упр-ской деят-ти действующую упр-скую схему,  эф-
ть упр-я снижается.
Система упр-я:
 V управляемая
 V управляющая
Каждая  может  рассматриваться  самостоятельно.   Они   имеют   многогранную
иерархич. стр-ру, т.к. в каждой подсистеме  сущ-т  свои  прямые  и  обратные
связи, кот выступают внутр. источниками самореализации.
Кроме О и С упр-я в систему упр-я входят  функции  упр-я.  (конкрет.  напр-я
деят-ти).
Функции упр-я по своим предназначением делятся на:
 - целевые (напр-ны к опред-й  цели  системы,  кот  может  охватывать  разн.
   уровни ур-ни соц орг-ции).
   Осн эл-т целеполагания –  прогнозирование  (предвидение)  изменений,  кот
   будут происходить по мере развития самой системы.
 - организационные.
Осн  задача  упр-я  –  организация  системы   упр-я,   конечный   рез-т   ее
функционирования явл принятие и реализация упр-ского решения.

Закономерности и принципы СУ.

Законы упр-я выражают важные внутр устойчивые  черты,  особенности  процесса
упр-я. Они носят объективный  х-р  и  опред-т  логику  поведения  людей,  не
зависимо от них. Чем лучше мы познаем и  используем  требования  объективных
законов, тем более действия людей приходят  в  соответствие  с  требованиями
реальной жизни.
Законы упр-я:
1. З-н необходимого разнообразия.
   Разнообразие упр-щей системы д.б. не меньше разнообразия упр-мого О.  Чем
   сложнее О. упр-я, тем сложнее д.б. и орган упр-я.
2. З-н специализации управления.
   Упр-е современными стр-ми ведет в  расчленению  функций,  к  специфич  их
   проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и  различн  направлениях.
   Упр-е требует наличие высокого профессионализма в разл сферах.
3. З-н интеграции упр-я.
   Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных  ур-нях
   и направлениях упр-я в единый упр-ских  процесс,  кот  осущ-ся  в  рамках
   данной системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают  цели,  задачи,
   интересы общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы
   в соотв. с пост-м изменением во внешней и внутренней среде.
4. Закон экономии времени
   Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем.
   потерь (мат., чел., фин-х рес-в),  что  во  многом  зависит  от  скорости
   реакции СУ на изменения в О упр-я. Это  один  из  первейших  законов.  От
   этого закона зависит эф-ть упр-ского реш-я.
5. Закон приоритетности соц целей.
   Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не  произв.,
   не полит, не  эк-ка как таковые, а пост. повышение  кач-ва  жизни  членов
   общ-ва.  В  наст.  время  в  мир-м  сообщ-ве   получили  развитие  след-е
   тенденции:
 - формир-е соц-ориенитр-го рынка;
 - построение соц гос-ва;
 - соц партнерство;
   осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й  момент  –  повышение  кач-ва
   жизни всех граждан.
6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии.
   Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку
   упр-е   связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и  собст-ти  –
   неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться объективно-
   субъективным явлением.
7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы.
   Миссия – видение необходимости сущ-я П  со  стороны  рук-ва  П.  Сущность
   закона: каждая соц система состоит  из  ряда  подсистем:  экон.,  полит.,
   технологич., дух-культ., орг-ной,  соц-й.  Все  вместе    они  составляют
   единый организм. Но поддержание целостности  этой  системы  возможно  при
   доминировании ген. цели над целями подсистемы.
   В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается  как  нач.
   стадия формирования закона.
   Закономерность развития соц  упр-я  приводит  к  появлению  универсальной
   закономерности (соц доктрина) – это разновидность глоб. технологии,  кот.
   опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В  этом  случае
   она выделяет приоритеты  в  реализации  коренных  соц.  интересов  нации,
   содержит мех-мы их реализации (экон., м\нар, культурн., экологич….).  Соц
   доктрина  явл.  основополаг.  для  определения  стратегич-х   целей   соц
   политики, опред-е соц  ориентиров  выработки  любого  вида  политики  для
   выражения интересов граждан. Процесс выработки соц доктрины  предполагает
   анализ сложившейся соц-эк-кой ситуации, оценки прошлого  истор-го  опыта,
   изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе  в
   соц доктрине выделяют:
   1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы;
   2) среди них  выделяют  ряд  интересов,  от  удовл-я  кот.  зависит  нац.
      Безопасность, осущ-е независ. развития.
   3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для  достижения
      стратег-х целей.
8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я.
   Самоуправление – основа  развития  муниципальных  образований.  Население
   городов, районов выступает собственником, совладельцем  П-й,  фин-х  орг-
   ций.

В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности:
1. Единство системы СУ (оно  обусловлено  культ.,  экон.,  полит.  факторами
   развития).
2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц  системы,  что
   предполагает рац. соотносит-ть внутри них и м\у ними.
3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для  каждого
   этапа  развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации.
4. Участие разл-х слоев населения в СУ.

Принципы СУ.

Принцип – правило, осн. положение,  норма  поведения,  кот.  руководствуются
органы упр-я в сложившихся соц усл-х.
Принципы упр-я представляют опред-ные треб-я к упр-ю.
Принципы упр-я представляют  собой  обобщение  людьми  объективно  дейст-щих
законов и закономерностей, признаков,  черт  этих  законов,  кот  становятся
общим началом совмест. д-ти.
Вз\связь принципов, законов, закономерностей.
Законы соц развития поражают соц законы  соот-щего  этапа  или  периода  соц
развития, кот в свою очередь поражают законы и закономерности соц  упр-я,  а
те в свою очередь поражают принципы СУ.
Отличие м\у принципами и методами упр-я: принципы не выбирают, им следуют.
Принципы:
1.  Единоначалия  в  принимаемых  решениях   и   коллегиальности   при   его
   обсуждении.
2. Единства воздействия для поддержания целостности в соц системе.
3. Сочетания отраслевого и тер-го упр-я.
4. Приоритетности в достижении стратег-х целей.
5. Научности СУ.
6. Прогнозирования СУ.
7. Мотивации труда.
8. Рационального подбора, расстановки и использования кадров.
9. Экономичности и эффективности упр-я.
10. Системности.
11. Иерархичности (любая система – многоступенчатая).
12. Необходимого разнообразия (сис-ма упр-я д.б. разнообразней,  чем  объект
   упр-я).
13. Обязательности обратной связи.
14. Сочетания единоначалия и коллегиальности.
15. Делегирования полномочий.
16. Гуманизма и нравственности в упр-ии.
17. Гласности в принимаемых решениях.

Любой принцип позволяет сформулировать систему методов и  выбирать  тот  или
иной метод в соотв-и с требованиями ситуации. Методы не  позволяют  выбирать
принципы.

Методы соц. управления.

Методы упр-я     - совокупность приемов  и  способов  воздействия  на  упр-й
объект для достижения поставленных целей;
                 - способ достижения пост. целей.
Через МУ реализ. осн. содержание упр д-ти, направленность  МУ  ориентирована
на систему (объект упр-я).
Содержание МУ – это специфика приемов и способов воздействия.
Орг. форма – воздействие  на  конкретно  сложившуюся  ситуацию:  воздействие
прямое и косвенное.
В  упр-й  практике  исп-ся  разл-е  методы,  их   комбинация,   кот   позв-т
поддерживать систему в динамическом равновесии.
Методы:
 - социальные (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);
 - социально-психологические (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);
 - экономические (реализ. через экон. стимулы);
 - административные;
 - самоуправление (как разновидность саморег-я соц системы).
Все методы м. поделить на 2 группы:
 V основные;
 V вспомогательные;
Сколько целей, столько и методов.
Осн. методы выделяются по  содержательному  признаку,  т.е.  соот-я  методов
объективным  законам  (соц,  эк-ким,  орг-технич.).  комплексные  методы   =
комбинация основных методов.
1. Соц.  методы  управления  связаны  со  способами  достижения  соц.  целей
   общества.
   Соц. методы выступают как комплексные. Включают спектр методов:
 - соц. нормирование – позволяют упорядочить соц. отношения между  группами,
   работниками…);
 - соц. регулирование  –  упорядочение  соц.  отношений  путем  выявления  и
   регулирования интересов и целей коллективов, групп, работников: договора,
   взаимные обязательства, системы отбора, распределение, удовлетворение соц
   потребностей);
 - методы морального стимулирования  - для поощрения коллектива,  работника,
   кот. достигли проф. успеха в опред. деят-ти).
2. Соц.-психологические методы применяются для  обеспечения   растущих  соц.
   потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и  повышение
   на этой основе труд. актив. людей.
   Психологические методы направлены на регулир-е отнош-й м\у  людьми  путем
   рац-го подбора и расстан-ки персонала.
   К ним относятся:
 - методы комплектования малых групп;
 - метод гуманизации труда  -   нацелен  на  использ-е  психол.  воздействия
   цвета, музыки, исключ-е монотонности, расширение творч. процессов);
 - проф. отбор и обучение.
3. Экономические методы – способы  достижения  эк.  целей  упр-я  на  основе
   реализации требований эк. законов. Эк. законов много – эк.  методов  тоже
   много. Эк. законы позволяют гармонизировать эк. интересы общ-ва,  кол-ва,
   личности через использ-е опред. эк. показателей  (налоги,  %  за  кредит,
   норма прибыли на влож. капитал…). Из эк.  методов  чел-ка  больше   всего
   интересует методы эк. стимулир-я.
   Эк. стимулир-е – метод упр-я, кот.   опирается  на  эк.  интересы  р-ков.
   Принципы эк. стимулир-я:
 - взаимосвязь и согласованность целей эк. стимул-я с целями  развития  орг-
   ции;
 - дифф-я эк. стимул-я, направленная на реализацию необходимых  изменений  в
   стр-ре пр-ва;
 - сочетание эк. стимул-я с эк. санкциями (штрафы, пеня,…);
 - сочетание эк. стимул-я с др. методами.
4. Принципами орг.-адм. воздействия  –  базируются  на  власти,  дисциплине,
   ответ-ти. Осущ-ся в следующих видах:
 - прямое адм. указание, оно имеет обязан. х-р;
 - установление правил, кот. регул-т деят-ть подчиненных;
 - разработка и внедрение орг-ций по реализации и совершенствованию;
 - контроль за деят-тью орг-ции.
   В рамках орг-ции возм-ть след. формы проявления орг.-адм. методов:
 - обязательное предписание (приказ, запрет…);
 - договорные методы (консультация, разрешение, компромисс…);
 - рекомендации, пожелания (совет, разъяснения).
5. Самоуправление – процесс превращения труд. коллектива, чел-ка из  объекта
    упр. деят-ти  в  субъект.  В  этом  смысле  соединяются  труд  и  упр-е.
   Предусматривает выбор и самост-е принятие субъектом упр-я  тех  или  иных
   упр-ских реш-й каждого члена коллект. Самоупр-е возможно только  в  таких
   эк. условиях, когда каждый р-к и труд коллективы реализуют себя в  кач-ве
   субъектов  собственности.  Труд  и  упр-е   соединяются   через   отнош-я
   собственности. Эк форма реализации их связи явл. корпоратизм. На практике
   корпоративное самоупр-е реализ-ся  с  большим  трудом.  Причины  этого  –
   сохранение старых методов рук-ва, конфликтность, разл. проф.  подготовка,
   различие в понятиях самостоятельность и самоупр-е.

Система СУ.

Сущность, содержание, структурные эл-ты системы.

Система – множество вз\действующих эл-тов, кот. находятся в опред. связях  и
отношениях. Система (греч.) – составленное из частей соединение.
Системы:
 - Естественные (природные);
 - Искусственные (социальные).
Все, что не входит в систему, но оказывает на нее  влияние,  на  что  влияет
система называется внешней средой.
В зависимости от вз\действия с внешней средой различают:
 - Открытые;
 - Закрытые.
По степени сложности:
 - простые;
 - сложные (с многоцелевыми задачами).
Системы  состоят  из  подсистем,  каждая  из   кот.   м.б.   рассмотрена   в
отдельности,  и  во  вз\связи,  целостности.  В  соц   системах  поддержание
целостности осущ. посредством саморег-я и целенаправ.  воздействия.  Поэтому
они  состоят  из  двух   самост-х  но  вз\связ-х  подсистем:  управляющей  и
управляемой. К управляемой подсистеме относятся все эл-ты, обесп-е непосред-
но процесс создания матер. и дух-х благ и оказание У.
К управляющей подсистеме относ.  все  эл-ты  обесп-щие  процесс  целенаправ.
воздействия. В соц. системе и в ее осн. подсистемах сущ-т однородные  группы
эл-тов, кот. образуют системы меньшего уровня:
 - технические (производственные мощности);
 - технологические (основана на делении деят-ти на стадии,  процессы.  Эл-ты
   этой системы: предметы труда, отд. операции, процедуры…);
 - организационные   (позвол-т  с  пом.  разработки  стр-ры  упр-я,  соотв-х
   инструкций , положений рац. использ-ть  технич.  ср-ва,  предметы  труда,
   инф., ресурсы…);
 - экон-кая (предст. собой единство хоз. и фин. процессов и связей);
 -  социальные (совок-ть соц. отношений, образуемых в рез-те совместной деят-
   ти).
Все эти системы  вз\связаны.  При  этом  технич.,  технологич.,  организац-е
системы образуют организационно-технич. сторону упр-я, а  эк-ке  и   соц.  -
соц-экономическую сторону упр-я.
Связь между упр-мой и упр-щей системами осущ. с пом.  инф-ции,  кот.  служит
основой для  выработки  упр.  воздействий  и  решений,  поступающих  упр-щей
сист. В упр-мую для исполнения.
Каждая соц. система  самоуправляемая,  но  испытывает  воздействие  из  вне.
Внешн. и внутр. воздействия  в любой системе обусловлены.  Чем  значительнее
одно, тем меньше роль другого.
Функционирование любой системы подчинено глобальной цели, а ее  эл-ты  имеют
локальные задачи, решение кот. подчинено их сущ-нию. Функционирование  таких
систем и упр-е ими – это не только процесс их целостности, но и  перевод  их
в др. кач-ное состояние.
Хар-ные черты СУ:
 - познание и использование общественных законов и закономерностей упр-я;
 - обеспечение системности и непрерывности процесса упр-я воздействия;
 - моделирование упр-х субъектов и объектов в упр-ии с учетом их кол-ного  и
   кач-ного изменений.
ТСУ устанавливает законы и закономерности, принципы развития соц  процессов,
а также построением соц систем.
При построении упр-ских систем необх учит-ть принцип самоорганизации.
Для процессов самоорганизации необх. такое условие:
 - относит-ная открытость систем;
 - наличие эл-та случайности;
 - определенность диапазона систем. параметров (упр-щих  параметров:  коэф-т
   эф-ти, ВНП,…)
Идеи самоорг-ции не противоречит идеи упр-я.

Подходы к изучению проблем СУ:
1. Конкретно-исторический: изучает отношения СУ как процессы, находящиеся  в
   сост. развития и изменения под влиянием действующих на них факторов.
2. Комплексный: использ-ся при изучении  отношений  упр-я  с  пом.  эконом.,
   правового, соц-психол., др. подходов к анализу отношений упр-я.
3. Аспектный: позволяет исслед-ть одну из сторон отношений  упр-я  или  одно
   из свойств. Аспектный подход изучается различными науками.
4.  Системный:  рассматривает  упр-мую,  упр-щую  подсистему  как  целостный
   комплекс вз\связанных общей целью эл-тов.
Целостность соц.  системы,  ее  эф-ть  зависит  от  сбалансированности  двух
подсистем объекта и субъекта. Объектами упр-я  выступ.  обществ.  отношения,
общественные процессы, соц. орг-ции, соц. рес-сы, сам чел-к.
В центре внимания соц. систем явл. не чел-к как  таковой,  а  отношения  м\у
людьми, связи м\у событиями и явлениями м.б.:
 - устойчивыми и неустойчивыми;
 - закономерными и случайными.
Когда связи м\у событиями  явл.  дост.  устойчив.  И  выражают  тенденцию  к
сохранению или изменению людей  в  общ-ве,  то  такая  связь  выступает  как
общественный процесс.
Именно эти связи явл. главным объектом СУ.

Классификация соц. процессов:
1)  по  формам   общественной   жизни   (экон,   соц.,   полит,   дух-культ,
   личностная…);
2) по обществ. содержанию;
3) по ур-ню участия людей  в  решении  обществ.  вопросов  (соц.  активность
   людей низкая, средняя, высокая);
4) по  направленности  на  укрепление  и  прогрессивному  развитию  обществ.
   связей (конструктивные, деструктивные (антисоциальные);
5) по ур-ню орг-ции общ-ва (внутренние (внутриличностные,  внутригрупповые),
   внешние (межгрупповые)).

Следующий компонент СУ – ресурсы.
Ресурсы:
 - запасы;
 - предельное значение какого либо средства.
Соц. ресурсы можно опред-ть как запасы творческой  энергии  личности  (соц.,
познавательной, общ-ва в целом).
Перед  упр-ем  стоит  проблема  найти  способ  более  эф-го  использ-я  соц.
ресурсов. С  этой  целью  их  необходимо  разделить:  инновац.,  стратегич.,
кадровые, орг., научные…).
Особенности соц. ресурсов:
1) они явл. неисчерпаемыми ( в отличие от природных);
2) они возобновляемы;
3) в отличие от природных, соц. ресурсы если не  используются,  то  начинают
   деградировать;
4) в отношении соц. ресурсов критерии недостаточности пока нет;
5)  соц.  ресурсы  обладают  не   только   большим   многообразием,   но   и
   вз\заменяемостью.

В соц. системе все объекты упр-ских воздействий в той или иной мере  явл.  и
их субъектами. Общая закономерность соц. системы  –  непрерывное  усложнение
объекта упр-я. Это связано с тем,  что  обществ.  явления  становятся  более
сложными,  динамичными,  нелинейными,  следовательно  высокие  требования  к
отношениям внутри системы, кот. имеют сложную структуру.
Отношения внутри упр-щей системы:
 - вертикальные, горизонтальные,  отношения  м\у  рук-ми  и  подчиненными  в
   каждом  звене   (субординация),   в   разных   звеньях   упр-я   (отнош-я
   координации);
 - отраслевые, региональные, территориально-отраслевые, внешние, внутренние,
   межличностные,  коллективные,  индивидуальные,  межсистемные,  временные,
   постоянные, непосредственные, косвенные, функциональные, смешанные…).
Организационные отношения реализуются в упр-ской  деят-ти,  сост-щей  частью
упр-ской  деят-ти  организационная.  Они  тесно  связаны  м\у  собой.  Упр-е
предполагают орг. усилия, а орг-ция не имеет смысла без упр-я.
Упр-ть тем, что не организовано очень сложно.

Выводы:
1. Система – множество взаимосвязанных  элементов,  кот.  нах.  в  отнош.  и
   связях м\у собой. Она  разделяется  на  подсистемы,  каждая  из  кот.  м.
   рассматриваться изолировано. То, что не входит в систему,  но  влияет  на
   нее наз. внешней средой. Внешняя и внутр.  среда  нах.  в  диалектическом
   единстве.
2. Каждая соц. система имеет две подсистемы:
 - управляемая – обществ. отнош-я, процессы, ресурсы, общества.
 -  управляющая   –   входят   все   эл-ты,   кот.   обеспечивают    процесс
   целенаправленного воздействия на управляемую подсистемы.
3. Все объекты упр-го воздействия м.  выступать  в  то  же  время  в  кач-ве
   субъекта упр-я.

Организация.

Понятие «организация» употребляется в трех значениях
1) объект, система, кот. обладает сложной внутренней стр-рой (гос.  орг-ция,
   П…);
2) состояние  упорядоченности  (порядок  в  системе:  внутр.  форма,  стр-ра
   системы);
3) деят-ть  органа  или  человека  по  созданию  упорядоченности  или  целой
   системы;
Хар-ка структуры:
По степени  сложности
            формализации
            централизации
Орг. деят-ть не возможна без создания соц  организаций.  Различают  2  формы
организаций:
 - формальная;
 - неформальная.
В соответствии с данными формами сущ-т два типа орг-ций:
 - основан на адм. принципах (при определении раб. мест,  функц-х  обяз-тей,
   прав  и  полномочий.  Такая  орг-ция  наз.  склярной  и   вып-т   функции
   ориентирования, нормирования, внеш. Контроля.
Принципы такой орг-ции:
 - общая цель деят-ти;
 - устойчивая нормативная связь  м\у  членами  орг-ции,  установл.  правила,
   сложившаяся орг стр-ра;
 - взаимодействие с внешней средой;
 - использование ресурсов для достижения цели.
Орг стр-ра хар-ся разделением труда, спец.  подразделениями,  иерархичностью
должностей, порядком использования рес-в.
Ресурсы в формальной орг-ции: труд, оборуд-е, ден. ср-ва, чел-ские рес-сы.
Орг отнош-я разделяются на:
 - координационные
 - контрольные
 - субординационные (связь м\у  рук-лем  и  подчинен.)  субординация  бывает
   линейные (вып-т указания рук-лей) и функциональные.
Выводы:
1. Орг.  отношения  в  системе  упр-ских  отнош-й  играют  осн.  роль.  Орг.
   отношения пронизывают все упр-ские отнош-я.
2. Особое место в системе орг. деят-ти занимает  соц.  орг-ция  (формальная,
   неформальная). Их создание изучается наукой «Орг. культура».
3. Упр-е явл. опред видом  искусства.  Орг.  деят-ть  осущ-ся  с  учетом  не
   только проф., но и личностн. кач-в рук-ля, кот. в своем  единстве  сост-т
   стиль упр-я.

Принятие управленческих решений.
Принятие упр-ских реш-й – этап упр-й деят-ти, реализация упр-х  отношений  и
лижерских  спос-тей каждого управленца.
Решение – акт органов  упр-я  или  руководителя,  в  кот.  поставлена  цель,
сформулированы задачи, предусмотрены испол-ли,  определены  рес-сы.  Решение
принимается в случае выявл. Проблемной ситуации.
Принятие решений – процесс  неслучайного  выбора  действий.  В  завис-ти  от
того, в какой степени знаком с ситуацией субъект,  кот.  принимает  решение,
различают след-е решения:
 V детерминистские (реш-я уверенности);
 V вероятностные (реш-я риска);
 V стратегические (реш-я неуверенности).

Сущ-т 4 ур-ня принятие реш-я, для каждого из  кот.  требуются  опред.  упр-е
навыки:
1) рутинный (рук-ль ведет себя по программе, автоматически);
2) селективный (рук-ль оценивает достоинство целого круга возможных реш-й  и
   старается выбрать из него лучший вариант действий);
3) адаптационный  (  рук-ль  ищет  новые  реш-я  известной  проблемы,  успех
   зависит от его личной инициативности и возможности прорыва в неизвестное.
   Пр.: при принятии системного реш-я);
4)  инновационный  (рук-лю  необх.   найти   способы   понимать   совершенно
   неожиданные проблемы, решение кот. зависит от развития умения мыслить по-
   новому).
Рук-лям от ур-ня принимаемого реш-я требуется соотв-е навыки.  Реш-я  бывают
единоличные и коллегиальные.
В завис-ти от соотнош-й единоличного и коллегиального (их идеального веса  в
принимаемых реш-ях) выделяют 5 типов принимаемых решений:
1)  единоличное  принимаемое  решение  без  предварительной  консультации  с
   сотрудниками и без последующих их информирования ;
2)   единоличное   принимаемое   решение   с   последующим   информированием
   подчиненных;
3)  единоличное  принимаемое  решение  с  предварительной  консультацией   в
   коллективе;
4) принимаемое совместно с сотрудниками;
5) полная передача подчиненным функций приема решение.
В соотв-и с названными типами прин. реш-й м. выделить 5 стилей рук-ва:
 . директивный;
 . директивно-коллегиальный;
 . коллегиальный;
 . коллегиально-либеральный;
 . либеральный.
Личностные хар-ки рук-ля.:
 . концептуальные способности (спос-ть разраб-ть концепции);
 . спос-ть вз\дейст-ть с людьми;
 . диагностические спос-ти;
 . аналитические спос-ти (умение абстрактно мыслить);
 . технические спос-ти (умение раб-ть с соврем-й техникой.
Психологические условия:
 - прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач и соотношение
   их с реал. Условиями;
 - составление подробного инф. описания факторов, кот. необх.  для  принятие
   упр-го реш-я и возм. дейст-й по его реализации;
 - умелое оперирование своими знаниями, пост. исп-е своего опыта и интуиции;
 - активное подключение специалистов по выр-ке предложений по приним. реш-ю,
   кот. осущ-ся бы под углом нашего зрения;
 - основательная волевая подготовка, внутр.  преодоление  борьбы  мотивов  в
   пользу приним-го реш-я, кот. меньше сопряжено с риском;
 - критическая оценка эффективности путем реализ-и выработанного реш-я.
Различают рук-лей с внутр. и внеш. стратегией при принятии реш-й.  К  первой
 группе относят тех, кто  считает,  что  кач-во  реш-й  зависит  от  собств.
компетенции, воли. Люди с внешней  стратегией  убеждены,  что  их  успехи  и
неудачи зависят от внеш. Обстоятельств, на кот. они не м. влиять.
Продуктивность – способность построения гипотез, приним. нестандартных  реш-
й. Критичность – склонность все тщательно анализировать.
В зависимости от сочетания продуктивности и  критичности  мышления  выделяют
типы решений:
1. Импульсивное  П > К
   Проблема построения гипотез преобладает над ее проверкой.
2. Рискованное решение П ? К
   Процесс   построения   гипотезы   доминирует   над   ее   проверкой,   но
   незначительно.
3. Уравновешенное П = К
   Процесс построения гипотезы  уравновешивается проверкой .
4. Осторожное  П ? К
   Проверка гипотез преобладает над ее построением.
5. Инертное П < К.
   Контроль гипотез преобладает над ее построением.
Факторы, влияющие на процесс принятия реш-я:
 V информационные;
 V мотивационные (интересы, мотивы, установки субъекта, кот. принимает  реш-
   я);
 V характерологические (черты хар-ра  субъекта  или  хар-ра  взаимоотнош.  в
   группе, если принимается групповое реш-е);
 V технологическое (соблюдение принципов, правил, технологических  процедур,
   методов принятия упр-го реш-я).
При принятии реш-я важно то, на что ориентируется чел-к:
 - на дело
 - на других
 - на вышестоящего рук-ля
 - на себя
Принципы принятия эффективных реш-й:
1) Принцип системности – ориентация на всесторонний учет значимых факторов.
2)  Принцип  стандартизации  -   больш-во  упр-х  ситуаций  м.б.  сведено  к
   стандартным, базовым. Процедуры решения стандартных ситуаций разработаны.
3) Принцип опт. информированности.
4) Принцип автоматизма реализации упр-го реш-я – принятое рук-лем  реш-е  д.
   быстро и без искажения доводиться до соответствующего уровня.
5) Принцип учета вероятностных последствий реализации данного реш-я.
6) Принцип свободы выбора - если ЛПР имеет опред. степень свободы, то  реш-е
   будет эффективным. Если свободы нет, то рассчитывать на эф-ное решение не
   стоит.
7) Принцип ответственности – ЛПР несет ответственность за  результаты  прин.
   реш-я.
8) Принцип соразмерности прав и ответственности – плохие  реш-я  принимаются
   тогда, когда ЛПР не несет за них ответ-ти и когда тот на  кого  возложена
   ответ-ть не имеет прав.
9) Принцип творчества –  в  книге  «Раскрепощенный  менеджер»  выделяется  5
   стадий для творческого решения проблемы:
   - изучение проблемы;
   - выработка идей;
   - отсев примененных идей;
   - планирование нововведений;
   - обратная связь, анализ.
10) Принцип своевременности – он ориентирует на выбор  лучшего  момента  для
   прин. реш-я.
11) Принцип единства, единоначалия, коллегиальности.
12) Принцип соучастия – активное привлечение к прин.  реш-я  тех,  кого  оно
   касается.


Стадии принятия решения:
 V настройка (оценить, понять, распределить проблемы,  выявить  трудности  в
   них);
 V цели;
 V критерии оценки;
 V информация;
 V планирование (начинается с прин. реш-я о том, что д.б. сделано);
 V действие (практич. работа по реализации плана);
 V анализ действий для их улучшения.

Методы прин-я упр реш-я:
1 гр.: общие методы
2 гр.: групповые методы
3 гр.: методы воздействия на прин. реш-е.

Соц. контроль и эффективность упр-я.

Соц контроль – совокупность ср-в  и  приемов,  с  помощью  которых  общество
гарантирует, что поведение его членов, отд. субъектов  упр-я  будет  соот-ть
общественным нормам и ценностям.
Порядок в обществе означает, что каждая личность  принимая  на  себя  опред.
обяз-ти вправе требовать от других их вып-я в собств. целях.

3 способа осущ-я соц. контроля:
а) воспитание  - люди сознательно принимают нормы и ценности общества,  отд.
групп.
б) социализация - люди сознательно  принимают  нормы  и  ценности  общества,
отд. групп.
в) принуждение – применение опред. санкций: когда отд.  индивид,  группа  не
следует законам, правилам, то общество прибегает к принуждению.
В   этом   смысле   соц.   контроль   связан   с   понятиями   «свобода»   и
«ответственность». Свобода не  возможна без ответственности.
Формы ответственности:
 - политич-я;
 - юридич-я;
 - нравственная;
 - финансовая.
Соц. контроль не м.б. сведен к  учету  или  отчетности,  а  складывается  из
сложных  отношений,  кот.  пронизывают  соц.  систему.  Соц  контроль   м.б.
рассмотрен как завершающая часть упр-го процесса. Та  часть,  кот.  отвечает
за реализацию принятого реш-я. На основе  соц.  контроля  мы  опред.  рез-ты
соц. д-ти. В этом случае контроль обеспечивает стабильность в развитии  общ-
ва.
Функции соц. контроля:
 - диагностическая;
 - обратной связи (без нее рук-ль не знает л ходе выполнения задач);
 - ориентирующая (те вопросы, кот. чаще всего контролируются С-м упр-я,  они
   как бы сами собой приобретают особое значение в глазах исполнителя;
 - стимулирующая  (напр.  на  выявление  резервов,  прежде  всего  чел-ского
   фактора);
 - педагогическая
 - корректирующая (явл. рез-м реализации принятого реш-я).
Виды контроля:
 . предварительный (дать обоснование принимаемого  реш-я);
 . текущий (вносить коррективы в процессе вып-я принятого реш-я);
 . последующий ( для проверки эф-ти принятие реш-я).
Сущн-ть эф-ти состоит в том, что  упр-е  обеспечивается  реш-е  поставленных
задач в возможно короткие сроки при наименьших затратах ресурсов.  Эф-ть  не
правомерно рассматривать как рез-ты  различн.  видов  конкр.  упр.  д-ти.  В
обществе интегрирующим показателем эф-ти упр-я явл.  соц.  рез-т,  в  кач-ве
кот. выступает повышение кач-ва жизни граждан при наименьших  затратах  всех
остальных ср-в.
Центр.  проблема  методологии  эф-ти  –  это  согласованность  целей,  выбор
инструментов, приоритетов и получение тех или иных рез-в.
Осн. усл-е получение эф-ти:
 V согласованность рез-в с фундаментальными перспективными  целями  развития
   соц. системы;
 V ориентация на чел-ка (на чел. фактор,  кот.  явл.  и  целью  и  средством
   развития системы).
При этом сущ-т особенности расчета эф-ти:
1) разные эф-ти не м.б. измерены в одних и тех же единицах;
2) эффекты м. иметь различную направленность (+/-) или разную модальность;
3) не сущ-т в полной мере стоимостных оценок некоторых рез-в д-ти;
4) практическая значимость всех действий субъектов упр-я  в  конечном  счете
   опред-ся рез-ми развития общества, сбалансированностью,  жизненными  рез-
   ми, качеством их жизни, возможностью данной страны.
Схема оценки эф-ти заключается в построении теор.  модели  объекта  упр-я  с
учетом мирового и отечественного опыта и наложения этой модели  на  реальную
жизнь. В рез-те этого происходит оценка проблемной ситуации.
Для построения  теор.  модели  разрабатываются  базовые  понятия,  критерии,
показ-ли, индикаторы для оценки кач. и колич-х изменений.
Колич-е изменения  сущ-т в 2 осн. видах:
 . статистические;
 . социологические.
Их использование позволяет принимать соотв. упр-е реш-я.
Показатель статистики разделяется на след. ур-ни:
 . м/н;
 . гос-ный;
 . региональный;
 . местный (муниципальный).
Критерий  –  объективная  направленность  эф-ти,  ср-во,  с   помощью   кот.
производится оценка, классиф-я чего-либо.
Эталон – это количественно-качественное  состояние  объекта,  кот.  отвечает
всем общественно необх-м хар-кам и ожиданиям.
2 типа эталонов:
1) м/н (ООН, МОТ, ЮНЕСКО…);
2) гос-е (национальные).
Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни:
 V экон-кая (темпы эк. роста, произв-ть труда, ВВП, …);
 V социальная (душевой доход, семейный доход, мин. прожит. ур-нь,….);
 V  политическая  (хар-ся  развитостью  демократич.   институтов,   наличием
   гражданского  общ-ва,   включение   населения   в   упр-е    общественно-
   хозяйственными  делами);
 V духовно-культурная (уровень развития  культуры,  науки,  образования;  из
   бюджета выделяется 0,3% на развитие этой сферы на сегодня).

Основные субъекты соц системы.

Ос-ти упр-я на рубеже веков.
В наст. время надвигаются негативные тенденции:
1)  планетарные  изменения  в   прир.   среде   (сокращение   биологического
   разнообразия, возникают эл-ты парникового  эффекта,  истощение  озонового
   слоя, загрязнение почвы, истощение лесов…);
2) резко возрастает соц. дифф-я м\у странами  и  внутри  стран,  что  спос-т
   возник-ю локальных и глобальных конфликтов;
3) рост числ-ти населения при сокращении рес-в;
4)  противоречие  м\у  личностью  и  общ-вом.   Это   одно   из   главнейших
   противоречий,  кот.  выступает  как  фактор  разбаллансированности  мира,
   следовательно возникают соц. конфликты.
Стремление  человечества  господствовать  над  природой,  над  социальностью
настолько деформировано  соц. и прир. мир,  что  многие  люди  не  чувствуют
удовлетворение от жизни, не  нашли  своего  места…,  что  порождает  чувство
неудовлетворенности жизнью и осн. ее смысл сводиться к зарабатыванию  денег.
Осознание  этого противоречия способствовало менеджерской революции  (вторая
половина 20 века). Под ее влиянием многие страны добились опред.  соц.  рез-
в.
Сущность менеджерской  рев-ции:  в  ней  особое  значение  приобретает  рац.
Начало, знание, научн.  проектри-е,  матем.  и  соц  моделир-е.  Эти  методы
научн. упр-я направляются на более полное исп-е соц. рес-в, рес-в  чел-ского
фактора. Эта рев-ция предполагает, что разработка упр-х концепций,  программ
перестает быть привилегией рук-вого центра и становиться  достоинством  всех
ур-ней упр-я, в т.ч. и муниципальных.
Все это спос-т более эф-му влиянию  на  объект  упр-я.  Возникает  понимание
того, что стабильность не м.б. достигнута за счет разрушения прир., соц.,  и
дух. факторов.
Под воздействие менеджерской рев-ции разрабатываются и  предъявляются  новые
требования  к  развитию  субъекта  управления   (гос-во),   кот.   вынуждено
делегировать   многие   функции   хоз.   регулированием   предприятием,   их
объединениям, тер. единицам.  Это  спос-т  укреплению  матер.  и  фин.  базы
органов  самоупр-я,  разгружает  верхний   эшелон   власти,   позволяет   им
сосредоточиться  на  реш-и  перспективных  задач.  Под   воздействием   этих
факторов происх. процесс становления  упр.  культуры,  формируется  концепт.
мышление снизу до верху.
Эта тенденция реализуется в  жизни  очень  медленно.  Несмотря  на  то,  что
многие проблемы решены, есть те, кот. остаются. Например,  противоречие  м\у
глобальным объектом упр-я (Земля) и субъектом упр-я (мировым сообществом).
Это противоречие углубляется. Суть противоречия заключается в том, что:
1) процессы носят глобальный хар-р, а упр.  воздействие  ограничено  рамками
   отд. регионов;
2) второе противоречие – отставание темпов соц. прогресса от НТП;
3) кризис глобального упр-я (высказано на м\нар конференции в  1992  году  в
   Рио-де-Жанейро). Сущ-щая соц.-эк. модель, реализуемая развитыми  странами
   мира не м.б. рекомендована  другим  странам,  поскольку  это  м.  усилить
   глобальную катастрофу. Кризис упр-я сопровождается  кризисом  духовности.
   Это выражается в том, что насаждаются ложные ценности.  Например,  вместо
   истинной  ценности  самой  жизни  –  гуманизм,  творчество,   насаждается
   потребительство, стремление к наживе.
Для решения  соц.  проблем  создаются  мировые  общественные  орг-ции  (ООН,
ЮНЕСКО, м\нар академия информатизаций –91г….). Гл. усл-е  выживания  мира  –
ускорение темпов соц. прогресса (подключение  коллективн.  разума,  инновац.
рес-в, упр. ресурс). Упр. ресурс – осн. ресурс выживания чел-ва.
Осн. субъекты упр. в соврем. мире: полит. институты, полит. лидеры,…  Однако
их развитие происходит не в едином инф. пространстве.
Необходимо развивать мировое инф. пространство,  на  основе  которого  можно
было бы учитывать разл. геополит. факторы (геополитика  –  наука  о  методах
воздействия политич., эк. физ. географии не внутр. и  внешн.  политику  гос-
ва).  Геополитика  дает  возм-ть  анализировать  настоящие  и   моделировать
будущее и вырабатывать инф-ю.
Глобалистика – наука о  закономерностях  и  тенденциях  развития  глобальных
процессов. Глобалистика и геополитика  помогают  выявить  воздействие,  кот.
испытывают все  страны мира под влиянием революции.

Гос-во – осн. субъект СУ.
Гос-во выступает как форма общества, кот. делегировано  право  распоряжаться
обществ. делами. Гос-во явл-ся гос-вом, потому что  в  нем  сосредоточена  и
реализуется гос. власть.
Власть – вз\связь, в процессе кот. люди в силу разных причин (соц.,  матер.,
инф.,…) добровольно (осознано)  или  по  принуждению  признают  верховенство
воли других, а также нормативн. установлений и в соответ. с их  требованиями
совершают поступки и действия, строят  свою жизнь. В этой связи  гос.  упр-е
хоз. делами  хар-ся  только  ему  присущими  свойствами.  Гос.  воздействие:
властное, политическое, кот. имеет в основе правовую  обусловленность.  А  в
реализации силу гос. аппарата, обладающего ср-вами принуждения.
Гос-во будучи сложным  обществ.  явлением  и  выступает  как  субъект  упр-я
придает упр-ю общественными делами свойство системности. Только  при  помощи
гос-ва   в   общ-ве   возможно   достижение   необходимой   согласованности,
координации,   субординации,   целеустремленности,   а    следовательно    и
рациональности и эф-ти упр-я.
Гос-во  реализует  свое  полит.  воздействие  посредством   законодательства
устанавливая общие типовые правили (нормы) поведения людей  во  всех  сферах
обществ. жизни. Обеспечение их соблюдения осущ. не только силой  власти,  но
и др. мех-ми регул-я: эк-кими, ценностными, нравственными, нормативными.  Их
роль по мере развития гос-ва повышается.
Эф-ть гос. упр-я зависит от таких факторов, кач-во соц. связи общ-ва и  гос-
ва. Любая страна нуждается в сильном  гос-ве,  поскольку  от  этого  зависит
нац. и личная безопасность граждан.  В  наст.  время  сильным  гос-вом  явл.
правовое  демократическое  гос-во.  Если  этого  не  происходит,  то  гос-во
отрывается от общ-ва. В наст.  время  КАС  разрушена,  а  новая  система  не
создана. Поэтому действие гл. субъекта упр-я не редко носит спонтанный  хар-
р.  Управляемость  обществ.  процессом  снизилась.   Происходит   отчуждение
граждан от власти.
Пути устранения противоречия м\у обществом и гос-вом: поставить д-ть  Гос-ва
под эф-ный соц. контроль общества на основе  расширения  демократии  народа,
развитии народного самоупр-я.
Формы реализации власти народа:
1) непосредственно через местное самоупр-е;
2) через органы гос власти.
В наст. время власть не подконтрольна обществу и  она  приобрела  искаженный
хар-р,  т.е.  сосредоточилась  преимущественно  в   исполнительных   органах
власти.
Чтобы изменить  сущ-щее  у  нас  положение  вещей  надо  построить  пирамиду
власти: сделать власть ответ-й за распоряжение и общественными делами, а  не
владельцем собст-ти граждан, их судеб. В этом случае гос-во из  работодателя
и наемника превратится  в  ассоциацию  совладельцев  собственности  и  рез-в
труда. Развитие демократии народного  самоупр-я  не  ослабляет  центрального
власть,  оно  разгружает  ее   от   несвойственных   функций   и   позволяет
сосредоточиться на реш-и современ. вопросов отправления  (реализ.)  властных
полномочий, разработка стратегии развития общ-ва,  опред-е  политич.  курса,
нахождение  места  гос-ва  в  геополит.  пространстве,   усиление   информ.-
аналитической  р-ты,  что  способствовало  бы  нац.  и  личной  безопасности
граждан. Мировой опыт показ-т, что делегируя  опред.  функции  гражданам  на
разных ур-нях упр-я позволяет сбалансировать интересы как отд. людей, так  и
больших  соц.  групп,  наций,  народностей,..  Достижения   такого   баланса
интересов явл.  искусством  соврем.  политич.  системы.  Это  будет  залогом
прочности  гос-ва. Реш-щим  эл-том  в  балансе  интересов  были  и  остаются
отношение собственности. Они явл. основой эк. жизни общ-ва, кот. и  защищает
гос-во. В нашей стране провозглашен курс на многообразие форм  собст-ти,  но
мех-м пока не работает. На смену монополии  гос.  собст-ти  приходит  другая
монополия – частная. Такое явление противоречит логике развития нашего  гос-
ва и мировым тенденциям. Как преодолеть тенденцию монополизации  собст-ти  и
власти.  Сделать  собст-ть  разнообразной  по  форме   собст-ти:   владение,
распоряжение,  пользование,  а  власть  сделать   публичной   (принадлежащей
гражданам).  Путь  здесь  один  –   формир-е   гражданского   общ-ва,   кот.
контролирует гос-во.
Пределы возможности вмешательства гос-ва в обществ. отношения:
1. Законы природы.
2. Законы общественного развития в т.ч. и экономического.
3. Не возможность гос.  влияния  определяется  уровнем  духовной,  правовой,
   нравствен. культурой населения.
4. Возможность власти ограничены существованием прав чел-ка.
Нижняя граница гос. вмешательства определяется 2-мя обстоятельствами:
 - важность и значимость для общества обществ. отношений;
 - возм-ть саморегуляции.
Мех-мы и аппарат гос-ва.
В гос. аппарат входят:
 - законодательные орг.;
 - исполнительные орг. (осущ-т гос. упр-е: правит-во, мин-ва, ведомства);
 - судебные орг. (осущ. правосудие и решают споры);
 - надзорные орг. (прокуратура, фин-тамож. контроль, инспекции).
В  узком  смысле  гос.  мех-м  или  мех-м  гос-ва  можно   представить   как
совокупность или систему органов гос-ва, кот. осущ. гос. функции. В  широком
смысле сог. Мех-м – совокупность всех гос. органов  и  организаций,  осщ-щие
функции гос-ва. Сюда входят и те стр-ры, кот. осущ-т функции гос-ва,  но  не
обладают властными полномочиями (вооруженные силы, гос. П, тюрьмы).
Принципы орг-ции и д-ти гос. аппарата.
1. Общие (относятся как к гос. аппарату, так и к гос-ву в целом):
 - политические (демократизм, гласность, признание чел-ка высшей ценностью…)
 - правовые (верховенство закона, приоритетность прав  и  закон-х  интересов
   граждан…)
 - идеологические (нравственность, справедливость, учет обществ. мнения…)
2. Специальные / организационные (относятся только к аппарату гос-ва):
 - разделение властей;
 - компетентность (экономичность, ответственность в пределах компетентности,
   сочетание коллегиальности и единоначалия).
Орган гос-ва – это элемент гос. аппарата (орг-ция, учреждение), кот.  осущ-т
опред. часть гос. функций и наделенный властными полномочиями.
К гос. органам относятся:
 - мин-ва;
 - ведомства;
 - местное самоуправление;
 - суды.
Признаки органа гос-ва:
1) орг. единство (наличие опред. стр-ры);
2) состоит из гос. служащих;
3) пользуется частью гос. имущества, кот. нах. в операт. гос. пользовании;
4) нах. на бюджетном финансир-и;
5)  обладает  опред.  полномочиями  или  компетенцией.   В   пределах   этой
   компетенции,  это  подразделение  м.  издавать  акты,  обязательные   для
   исполнения.
Эф-ть гос. упр-я – степень достижения  целей  гос-ва  при  осущ-ии  упр-я  с
учетом произведенных затрат. Эф-ть гос. упр-я очень сложная.

Особенности объекта соц. упр-я.

Кризис упр-я усугубляется (объясняется) противоречием м\у О и С упр-я.
О упр-я выступают:
 . общественные отношения;
 . обществ. процессы;
 . соц. организации;
 . соц. ресурсы (в т.ч. сам чел-к).
Для эф-го функционирования системы необх-мо осветить проблемы,  происходящие
в О упр-я, на изменение которого  направлены  действия  С  упр-я.  В  центре
этого воздействия стоит не чел-к, а постоянно измен-ся отношения,  в  рез-те
кот. происх.  разл.  события  и  явления  во  времени  и  пространстве.  Эти
отношения хар-ся опред. последовательностью, имеют  причины  возник-я  этапы
развития.
Связи м\у событиями и явлениями м.б.:
 - устойчивыми;
 - неустойчивыми;
 - закономерными;
 - случайными.
Когда  связь  м\у  событиями  и  явлениями  выражает  опред.   тенденции   к
сохранению или изменению положения людей в обществе,  то  такая  связь  м.б.
охарактеризована как обществ. процесс (то, что выражает опред. тенденцию).
Классификация общественных процессов:
1. По формам общественной жизни:
 - экономическая;
 - соц-я;
 - политическая;
 - духовно-культурная;
 - личностная.
2. По общественному содержания.
3. По хар-ру осуществления:
 - массовые;
 - системные;
 - эпизодические.
4. По уровню участие  людей  в  решении  общественных  вопросов  (активность
   граждан):
 - низкий;
 - средний;
 - высокий.
5. По направленности действий:
 - конструктивными (на развитие обществен. связей);
 - деструктивные антисоц-е).
6. По ур-ню орг-ции общества:
 - внутренние (внутриличностные, внутригрупповые);
 - внешние (межличностные, межгрупповые).
7. По содержанию и длительности.

Ресурс           – запасы, средства, используемые при необходимости.
            = предельное значение какого-то средства.
Соц.  рес-сы  –  запасы  творческой  энергии  личности,  любой  вид  д-ти  –
творчество.
Формы творчества – социальная,  познавательная,  деятельностная,  соц.  орг-
ции, общество в целом.
В  наст.  время  перед  Укр.   Стоит  задача  раскрыть  возм-ть   проявления
творчества  личности.  Без  этого  мы  не  сможем  осущ.  преобразовательных
процессов. В наст. время перед  управленцами  стоит  проблема  найти  мех-мы
более полного исп-я соц. рес-в. С этой целью мех-мы необх-мо разделить на:
 . мотивационные;
 . интеллектуальные;
 . информационные;
 . социально-психологические;
 . демографические;
 . соревновательные;
 . инновационные;
 . стратегические;
 . научные…
Особенности соц. рес-в:
 - они творческие неисчерпаемы ( отличие от природные рес-в);
 - целиком возобновляемые рес-сы.
 - в процессе исп-я они имеют тенденцию к увеличению;
 - прир-е рес-сы м. хранится долго,  то  соц.  в  случае  невостребованности
   деградируют;
 - в отношении  соц.  рес-в  критерий  «достаточно»  –  «недостаточно»  явл.
   неоднозначным и неразработанным;
 -  соц.  рес-сы  обладают   не   только   большим   разнообразием,   но   и
   взаимозаменяемостью.
Все объекты упр. воздействия в какой-то мере явл их  субъектами  (пр.:  соц.
орг-ции, кот. сами создаются, проектируются, но  возникнув  оказ-т  обратное
влияние на развитие общественных процессов).
Закономерности (факторы), влияющие на усложнение объекта:
1) НТП;
2) Усиление м\нар интеграц-х процессов на осн. инф. технологий;
3) Процессы демократизации  всех  сфер  обществ.  жизни  -  это  приводит  к
   усложнению  внутри стр-ры О упр-я.
Отношения в СУ:
 V м\у ступенями (вертик-е связи);
 V м\у звеньями упр-я каждой системы (горизонт-е связи);
 V м\у звеньями на разл. ступенях;
 V отношения м\у  рук-ми  и  подчиненными  в  каждом  звене  упр-я  (отнош-я
   субординации);
 V отношения м\у рук-ми  и  подчиненными  в  разных  звеньях  упр-я  (отнош.
   координации);
 V отраслевые;
 V региональные;
 V межотраслевые;
 V внешние;
 V внутренние;
 V межсистемные;
 V межличностные;
 V коллективные;
 V индивидуальные;
 V линейные;
 V функциональные;
 V смешанные,…
Управленческие, орг-ционные отнош-я реализ-ся в упр-ской  д-ти.  Упр-ские  и
орг-ционные отношения не м. существовать друг без друга.

Осн. функции СУ.

Содержание любого вида упр-ской деят-ти находит свое  конкретное  воплощение
в выполняемых функциях.
Функции упр-я бывают:
 . общие;
 . конкретные.
Общие:
1) планирование;
2) организация;
3) мотивация;
4) контроль.
Они присущи всем сферам упр-я.
Конкретные функции упр-я  явл-ся  специфическими  для  каждой  сферы  упр-я.
Пример: эк. упр-е производством складывается  из  таких  конкретных  функций
как:
 - МА исследования и сбыт продукции;
 - Финансовая деят-ть ;
 - Метариально-технич-е снабжение.
Все конкретные функции упр-я обществом делятся на 3 группы:
1. Изменение в условиях жизни людей:
 V функция обеспечения условий безопасности граждан (ее вып-т гос-во);
 V создание условий, гарантирующих права и свободы граждан;
 V функция помощи людям в обеспечении источниками средств к сущ-ю и создание
   благоприятных возм-тей для повыш-я их дохода;
 V охрана труда, его облегчение, улучшение условий;
 V обесп-е  охраны здоровья граждан;
 V обесп-е опт. адаптации людей к меняющейся соц. обстановке;
 V развитие  соц-бытовой  инфраструктуры,  улучшение  матер-бытовых  условий
   жизни людей;
 V создание, совершенствование участия граждан в  управлении  делами  гос-ва
   произ-ва.
2. Формирование развития соц. качеств людей и обусловленные  этим  изменения
   в их образе жизни.
 V обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей;
 V орг-ция инст. деят-ти, формирующая обществ. нравы;
 V помощь людям в адаптации к меняющимся соц.-эк. условиям;
 V обеспечение дисциплины и правопорядка;
 V формирование у людей восприимчивости к инновациям;
 V  развитие  трудовой  ,  соц-полит,  творческой  и  др.   видов   обществ.
   активности.
3. Формирование, функционирование  и  развитие  соц.  систем  как  целостных
   образований.
 V формирование и пополнение кадрового состава, подбор и расстановка кадров;
 V формирование и развитие соц. орг-ции и коллектива;
 V развитие соц. стр-ры коллектива;
 V  создание,  развитие,  изменение  содержания  деят-ти   соц.   институтов
   (администрации, профсоюзы, совет акционеров…)

Современные технологии СУ.

Понятие и сущность технологий СУ.
Упр-я технология – осуществление  систематического  упр-я,  последовательных
действий по выбору целесообразных  процедур  и  выполнению  входящих  в  них
информационных преобразований и орг. воздействий соотнесенных такому  классу
технология. Ситуаций.
Выполнение этих процессов обеспечит преобразование, переход соц.  системы  в
желаемое  состояние.  Упр-я  технология   выступает   средством   разрешения
проблемных ситуаций в соц. системах.
Методы реш-я проблемн. ситуаций соц. технологии:
1) реагирование на ситуацию;
2) поиск аналогов состояния;
3) исследование состояния;
4) выбор процедур преобразования в данной ситуации.
Упорядоченность системы в упр-я - это непрерывность деят-ти ее  подсистем  и
элементов. Непротиворечивость системы  зависит  от  того,  насколько  в  ней
частные  функции  не  противоречат  др.  другу.  В  соц.   системе   степень
упорядоченности в конечном счете зависит от хар-ки направленности,  взаимной
непротиворечивости   особых   интересов   с   общими.   Повышение    степени
упорядоченности увеличивает устойчивость системы, но н понижает  способность
к эволюции.
Основная функция упр-ской технологии – обеспечение научной и  функциональной
взаимосвязи процесса упр-я с конкретными соц. технологиями. В  теории  упр-я
нет единого пока мнения о сущн-ти соц. технологии.
Соц технологии:
1) опред. способ достижения соц. целей;
2) сущность этого способа – пооперационное осущ-е деят-ти;
3) операции разрабатываются предварительно, сознательно, планомерно;
4) эта разработка проводится с использованием научн. знаний;
5) при разработке учитывается специфика обл-ти, в кот. осущ-ся деят-ть;
6) соц. технологии выступают в 2-х  формах:
 - как проект, содержащий процедуры и операции;
 - как сама деят-ть, построенная в соответствии с этим проектом;
7) соц. технология – элемент чел-ской культуры.
Соц. технология возникает двумя путями:
 - вырастает в культуре, эволюционно;
 - строится как искусственное образование.
Как явление соц. практики, соц. технология  –  комплекс  приемов  достижения
соц. полезной цели в обеспечении благоприятных условий жизни людей.
Появление   соц.   технологий   связано   с    потребностью    быстрого    и
крупномасштабного «тиражирования» видов деят-ти, идей, проектов.
Использование тех или иных соц технологий определяется эф-ть соц. упр-я.
Соц. технологии в известной  мере  опред-ся  типом  общественного  развития,