реферат Москва и московские князья 14-15 вв. Иван Калита

Москва , Ю-В округ



  Реферат по  москвоведению на тему : «Москва и московские князья 14-15 вв.

Иван Калита .»
                            ученика 10 класса «А»
                             средней школы №475

                            Гриценко Константина



                          Преподаватель Кроль С. Ю.
                                 Оглавление

       Глава 1. Положение Москвы в 14-15 вв.                     стр.3
                           Глава 2. Иван 1 Калита
                                         стр.4
                     Глава 3. «Тишина велика» для Москвы
                                    стр.5
     Глава 4. Москва делается церковным центром всей Руси        стр. 7
      Глава 5. Заключение
                  стр.10
                   Глава 1 . Положение Москвы в 14-15 вв.

          В 14-15  вв.  Москва  стала  основой  объединения  Руси  в  единое
государство , центром образующей русской народности .  Уже  мос-     ковские
князья  Юрий   Данилович   (княжил в 1303-1325гг) и Иван  Калита  (княжил  в
1325-1340гг)   получили    от    ханов   ярлыки  на  княжение,  которое    с
этого   времени   прочно   удерживалось     московскими князьями .При  Иване
Калите митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву ,  и
она стала политическим и  духовным  центром  тогдашней  Руси   .  Во  второй
половине 14 в. Москва возглавила  борьбу  против  монголо-татарского  ига  .
Московское ополчение составляло основное ядро русских войск  ,  разгромивших
под руководством Димитрия Донского (княжил в 1359-1389гг) на Куликовом  поле
(1380)  монголо-татарские  полчища  Мамая  .  Население  Москвы   героически
обороняло город от татарских ханов Тохтамыша в 1382году и Едигея в 1408 ;  в
1480 оно требовало от Ивана 3 решительной борьбы против полчищ  хана  Ахмата
, укрепило город  и  готовилось  к  осаде  .Москва  была  центром  развитого
ремесла  ,  в  осбенности  производили  металлические  изделия  и  оружия  .
Высокого  развития  достигли  также  строительное  мастерство  ,  иконное  и
книжное дело и т. д. Москва являлась крупнейшим торговым  городом  Восточной
Европы , так как была связана водными путями (Москва-река , Ока  ,  Волга  и
др.) с Поволжьем  , Средней Азией , Закавказьем  и  Персией  .  С  верховьев
Дона начинался путь по Дону , Азовскому и Черному морям в Константинополь  .
Купцы , торговавшие с итальянскими колониями в Крыму  ,  в  частности  с  г.
Сурож (Судак) , назывались  в  Москве  «гостями-сурожанами»  .  Через  город
Дмитров Москва была связана с верхним течением Волги – с водными  путями  на
Белоозеро и далее на Сурож .Сухопутные дороги соединяли Москву с  Новгородом
и Смоленском . По своим   размерам Мосва  принадлежала  к  числу  крупнейших
европейских  городов  .  Главную  массу  московского  населения   составляли
ремесленники  ,  мелкие  торговцы  ,  холопы   и   крепостные   феодалов   .
Незначительной по численности  ,  но  наиболее  экономически  и  политически
мощной группой населения являлись феодалы во главе  с  великим  князем  ,  а
также примыкавшие к ним крупные купцы .  Для  Москвы  14-15  вв.  характерна
большая имущественная дифференциация населения , резкие классовые  конфликты
.
          В  14-15  вв.  значительно  увеличилась  городская  территория  и
изменился внешний вид города . При  Иване  Калите  территория  Кремля  была
расширена и обнесена дубовыми  стенами  (1339-1340);в  нем  были  построены
каменные  церкви  ,  образовавшие   Соборную  площадь  .  Первой   каменной
постройкой был Успенский собор . В  1367  ,  при  Дмитрии  Донском  ,  были
возведены каменные стены , предопределившие в  основном  расположение  стен
современного Кремля ,  кроме  великокняжеского  двора  ,  находились  дворы
ближних бояр ,  монастыри  и  т.  д.  В  1404  в  Кремле  была  установлена
«часозвоня»  (башня  с  часами  ).  Вокруг  Кремля   разрастался   торгово-
ремесленный посад . Подступы к Москве охраняли монастыри-сторожи –  Данилов
, Симонов ,  Андронников  .  Наиболее  населенную  часть  Москвы  составлял
«великий посад» между Москвой-рекой и Неглинной .  К  Западу  от  Неглинной
располагалось менее заселенное Занеглименье .Район Замоскворечья  назывался
Зареяьем .  Поселения  продолжались  и  за  Яузой  .  К  Москве-реке  здесь
примыкали слободы котельников и кузнецов .

                          Глава 2 . Иван 1 Калита.

             Иван Данилович (год рождения не известен  –  умер  в  1340)  –
московский князь с 1325 , московский  великий  князь  1328  –  1340  ;  сын
московского князя Даниила Александровича . Ко  времени  правления  Ивана  1
Калиты относися расширение  территории  Московского  княжества  и  усиление
значения Москвы , которая стала основой  объединения  Разрозненной  Руси  в
единое государство с единым правительством , с единым руководством  .  Ведя
осторожную политику в отношении Золотой Орды и используя ханов  как  орудие
для выполнения своих замыслов , Иван1  Калита  ослабил  Тверское  княжество
,соперничавшее  с  Московским  .Современники  отмечают  ,  что  при  Калите
установилась “тишина велика на 40 лет , прекратились татарские набеги .  Он
диктовал свои условия Новгороду , Пскову , посылал своих данников на печору
,его влияние распространялось  на  всю  Северо  –  Восточную  Русь  .  Иван
Данилович считал себя великим князем “всея Руси”.
          Внутренняя политика Ивана 1 Калиты , способствовавшая  расширению
московских пасадов и слобод , привела к тому , что Москва  во  времена  его
княжества стала крупным  ремесленным  центром  .  Калита  добился  переноса
русских митрополитов из Владимира в Москву и усиления тем самым церковно  –
идеологического влияния московских митрополитов , поддерживавших московских
князей .
          Кремль при Иване 1 Калите  был  значительно  расширен  и  обнесен
прочной дубовой стеной (1339 ) ,  в  нем  были  построены  первые  каменные
церкви  ,  в  том  числе  Успенский  собор  ,    сделавшийся   усыпальницей
митрополитов, и Архангельский собор,
где хоронили московских князей . Каменные постройки , возведенные при Иване
1 Калите до нас не сохранились , так как были заменены новыми при Иване 3 .
Богатство московского князя подчеркивается его  прозвищем  «Калита»  ,  что
означает  «денежная сумка» .
          По завещанию Ивана 1 Калиты Московское княжество  было  разделено
между его сыновьями Семёном , Иваном и Андреем ; наследником Калиты был его
старший сын Семён Гордый .

                   Глава 3 . «Тишина велика» для Москвы .

           Княжение  Ивана  1  Калиты  отличалось  одной   особенностью   ,
драгоценной для москвичей . “Сел великий князь Иван  Данилович  на  великом
княжении всея Руси , - пишет летописец , - и была отныне тишина великая  на
40 лет ,и перестали татары воевать Русскую землю , и отдохнули христиане от
великой истомы  и тягости , от насилья татарского , и  была  оттоле  тишина
велия по всей земли».Запись сделана спустя много лет после  смерти  Калиты,
княжившего до того 15 лет , по крайней мере спустя четверть века после  его
смерти . Но послушаем отзыв  современника  ,  написанный  тотчас  же  после
смерти Ивана Калиты и , пожалуй , восторженный .
«О сем бо князи великом Иване ,  пророк глаголет : «В  последнее  время   в
апустевшей земли на западе восстанет цесарь правду любяй; суд  не  по  мзде
,ни по поганым странам ; при сем тишина велья в Русской земли и воссияет во
дни его правда» , яко же и бысть при его цесарстве . Сий бо  князь  великой
Иван , имевший правый суд паче меры … безбожным ересеям преставшим при  его
державе ,многим книгам написанным  его  повелением  ,  ревнуя  правоверному
цесарю греческому Мануилу , любяй святительский сан» . Писцы так и написали
в «апустевшей» земле  ,  дав  первый  случай  московского  аканья  в  наших
письменных источниках .
Порой  деятельность  Калиты  представляется  нам  в  темных  красках  .  Он
считается  главнчм  вдохновителем  разгрома  Твери  ,  защищавшей  права  и
достоинство  русских  людей   против   татарских   насильников   .   Однако
современники по-своему оценивали деятельность Калиты .  Они  видели  в  нем
прямого продолжателя политики Александра Невского ,Добивавшегося соглашения
с Золотой Ордой ради Русской земли еще не готовой к  решительной  борьбе  с
татарами , которую вскоре проведет с собой на Куликово поле Дмитрий Донской
, внук Калиты . Современники видели разорение  русской  земли  ,  пожары  и
разрушения Твери  ,  Торжка  ,  Кашина  и  других  городов  ,  бесчисленное
количество пленных , угоняемых татарское рабство . И вот среди  разрушенных
городов «точию соблюде и заступи господь бог князя Ивана Даниловича и  град
его Москву и всю его отчину» . При нем  Москва  сделалась  городом  славным
«кротостью» , свободным от непрерывной угрозы татарских нашествий ,  а  это
должно  было  чрезвычайно  способствовать  росту  и  богатству   города   .
Преобладание  Москвы  над  Тверью  ,  чего  так  добивался  Юрий   ,   было
окончательно достигнуто при его младшем брате .
           Великое  княжение  ненадолго  удержалось  у  тверского  князя  .
Александр Михайлович встал во  главе  тверичей  ,  которые  расправились  с
татарами  ,  насильничавшими  в  Твери  .  В  наказание  татарское   войско
опустошило Тверь и заставило Александра бежать в Псков . «Великий  же  Спас
милостивый человеколюбец господь своею милостию заступил благовернаго князя
великаго  Ивана  Даниловича  и  его  град  Москву  и  всю  его  отчину   от
иноплеменник , поганых татар» . Ценой разорения  Твери  на  этот  раз  была
спасена Москва . Благосклонный к московскому князю , летописец умалчивает ,
что Тверь разорили с помощью Калиты , ходившего в  Орду  и  вернувшегося  с
большой татарской ратью . В 1328 г. Иван Данилович снова  ходил  в  Орду  и
вернулся с ярлыком на великое  княжение  ,  оказавшимся  в  руках  ,умевших
крепко держать полученное добро . Москва прочно сделалась столицей  Северо-
Восточной Руси .
          По отношению к Орде московский князь  вел  традиционную  политику
отца и деда . В Орде он незаменимо встречал большие почести от хана  Узбека
,  приходившегося  ему  свояком  .  Узбек  прислушивался  к  мнению   Ивана
Даниловича , умевшего направлять события в свою пользу . В 1339 г. «по думе
его» хан вызвал в Орду русских князей , и в том числе Александра  Тверского
, вскоре подвергнутого  мучительной  казни  .  Калита  хорошо  знал  хищные
золотоордынские порядки , тщательно собирал  с  русских  земель  «выход»  и
готов был идти навстречу денежным  домогательствам  татар  с  тем  ,  чтобы
собирать в их пользу еще дополнительный  запрос  .  Но  напрасно  видеть  в
Калите какого-то  рьяного  низкопоклонника  перед  Ордой  .  Самый  тяжелый
денежный побор был все-таки легче опустошительных татарских  набегов  .  Во
всяком случае , Москва пользовалась при Калите полным и невиданным до  него
покоем : «…и бысть оттоле тишина велика на 40  лет  ,  и  престаша  погании
воевати Русскую землю  и  закалати  христиан  ,  и  отдохнуша  и  упочинуша
христиане от великыя истомы и многыя тягости и от насилиа татарьского».
          Иван Данилович считал себя уже не только московским но и  великим
князем “всея Руси .  Он  властно  диктовал  свои  условия  Новгороду  и  не
склонялся на мольбы  новгородцев  о  мире  .  Заняв  Торжок  ,  он  разорил
новгородские земли в течение нескольких зимних месяцев . Даже далекий Псков
испытал на себе  тяжелую  руку  великого  князя  ,  добившегося  временного
изгнания из него Александра Михайловича Тверского  .  Владения  московского
князя стали заметно продвигаться на Дальний Север  .В  1337  г.  московская
рать ходила в область Северной Двины ,  принадлежавшую  Новгороду  .  В  то
время Двинская область осталась в новгородском владении , но Иван Данилович
уже распоряжался на Печере и жаловал «…сокольников печерских , кто ходит на
Печеру» , различными льготами .
          Калита  заложил  основы  могущества  Москвы  .  Он  первый  начал
объединять вокруг нее русские земли . После долгого промежутка  времени  он
был первым авторитетным князем , влияние которого распространилось  на  всю
Северо-Восточную Русь .

           Глава 4. Москва делается церковным центром всей Руси .

          При Калите Москва стала духовным центром  всей  Русской  земли  ,
постоянным  местопребыванием  русских  митрополитов  .  Трудно  переоценить
политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в  Москву
. Старая традиция связывала для русских людей представления о  «царствующем
городе « с тем  местом  ,  где  жили  и  государь  и  митрополит  .  Пышные
богослужения по случаю поставления в епископы , когда в столице  собирались
высшие иерархи из других городов , постоянные сношения с Константинополем и
с княжескими столицами на Руси , встречи и проводы митрополитов и епископов
, одним словом , блестящие церковные церемонии  ,  до  которых  были  падки
средневековые люди , сделались достоянием Москвы . Можно было не признавать
притязаний московского  князя  ,  но  нельзя  было  под  страхом  отлучения
игнорировать митрополита .
          Москва получила  неоспоримые  преимущества  перед  всеми  другими
городами , и московская иерархия поднялась неизмеримо выше всех остальных .
Митрополит держал в своих руках право поставления епископов и суда над ними
и нередко им пользовался , силу духовной власти испытали даже иерархи таких
крупных городов , как Новгород  и  Тверь  .  Уже  в  1325  г.  новгородский
кандидат  Моисей  ездил  в  Москву  к  митрополиту   Петру   ставиться   на
архиепископию и присутствовал на погребении Юрия Даниловича вместе с  тремя
другими  епископами  .Легко  представить  себе  ,какие   большие   средства
стекались в Москву вследствие приезда видных духовных лиц , ибо  устройство
церковных дел обходилось недешево .
          Многочисленные политические нити сходились ко двору  митрополитов
, которые имели своими хозяевами  в  конечном  итоге  московских  князей  .
Москва  связывалась  с  Константинополем   ,   а   через   его   посредство
сюжнославянскими землями . Спор между Москвой и Тверью за преобладание  был
решен в пользу Москвы  уже  тогда  ,  когда  преемник  Петра  ,  митрополит
Феогност , родом грек , окончательно утвердил в ней свое местопребывание .
          По каким же причинам митрополиты выбрали своей резиденцией Москву
? Любопытные соображения по этому поводу высказал Пл. Соколов ,  по  мнению
которого московские князья предоставили митрополитам особо важные льготы по
сравнению с тем , что  получали  епископы  в  других  княжествах  .Льготное
положение митрополичьего дома  с  его  многочисленными  боярами  и  слугами
действительно создавало для митрополитов ряд преимуществ .
          Но дело было не только в одних льготах , а в том , что московские
князья обладали достаточной реальной силой , чтобы поддержать  угодных  для
них кандидатов на митрополичий
престол  .  Немалое  значение  имело   центральное   положение   Москвы   и
относительное удобство сношений с Константинополем .  Наконец  ,  одним  из
мотивов переноса кафедры митрополитов именно в Москву являлось отсутствие в
ней своих епископов . Митрополит «всея Руси» не  задевал  в  Москве  ничьих
церковных интересов . Иван Калита и митрополит Петр  положили  начало  тому
своеобразному светской и духовной власти ,  которое  стало  характерно  для
Москвы допетровского времени .  Двор  великого  князя  и  двор  митрополита
помещались в  непосредственном  соседстве  ;  светская  власть  нашла  себе
духовную опору , поддерживая ,в свою очередь , всей своей гражданской мощью
главу русской церкви – митрополита . Так  ,  маленький  Кремль  Калиты  уже
вместил в себя  зародыши  другого  ,  более  позднего  «царствующего  града
Москвы» .
          Утверждение митрополичьего  престола  в  Москве  было  ударом  по
тверским князьям , претендовавшим  на  первенствующую  роль  среди  русских
князей . Поэтому ожесточенная борьба между Тверью и Москвой за преобладание
сопровождалась такой же борьбой за митрополичий престол .
          В то время Юрий Данилович тягался в Орде за  великое  княжение  с
Михаилом Ярославовичем , монах  одного  из  тверских  монастырей  по  имени
Акиндин подал константинопольскому патриарху жалобу на митрополита Петра  .
Акиндин был только орудием в руках тверского князя  ,  но  для  митрополита
Петра возникла явная опасность низвержения с митрополичьего стола , так как
патриарх уже обещал Михаилу Ярославовичу  поставить  в  митрополиты  «…кого
восхочет  боголюбство  твое».  Однако  низвержение   митрополита   задевало
интересы  многочисленного  духовенства  ,  трогать  которое  избегали  даже
золотоордынские ханы . Кроме того , обвинение Петра в симонии , в  том  что
он  возводил  в  духовный  сан  за  деньги   ,   едва   ли   могло   сильно
скомпрометировать Петра . Ведь покупка и  продажа  церковных  должностей  в
середине века – явления постоянные . В самой  Византии  они  практиковались
еще больше , чем на Руси . Петр же был политиком  настойчивым  и  смелым  ;
найдя поддержку у московских князей ,  он  сблизился  с  ними  и  не  забыл
оказанных ему услуг . Петр подолгу оставался жить в Москве , где умер и был
похоронен  (20  декабря  1326  г.   )   .   Московские   князья   по-своему
воспользовались его смертью и добились  от  константинопольского  патриарха
канонизации  Петра  ,  сделавшегося  первым   «московским   и   всея   Руси
чудотворцем»  .  Преемник  Петра  грек   Феогност   окончательно   утвердил
митрополичье  место  за  Москвой  ,  которая  с  этого  времени   сделалась
гражданской и церковной столицей Руси .
          О близости Петра к Ивану Даниловичу  уже  в  15  в.  рассказывали
легенды , имевшие некоторое основание в действительности . В житии Пафнутия
Боровского находим такой рассказ : «О  видении  сна  великого  князя  Ивана
Даниловича .Той же благочестивый великый князь Иван Данилович  виде  сон  .
Мняшесь ему зрети , яко гора бе велика , а на верх ея снег лежаше , и зрящу
ему абие истояв снег и згыбе .  Возвести  же  видение  преосвященному  Перу
митрополиту всея Русии . Он же рече ему : «Чадо , гора аз смиренный .  Преж
тебе мне есть отити от жизни сея а тебе по мне .»  И  первие  преосвященный
Петр митрополит всея Руси преставися , потом князь великий  Иван  Данилович
преставись» .
         Поддержка церкви  обеспечила  московскому  князю  пеобладание  над
другими русскими князьями . С необыкновенной силой эта поддержка  сказалась
в 1329  г.  ,  когда  Калита  ходил  выгонять  из  Пскова  тверского  князя
Александра Михайловича . Калита прибегнул к помощи митрополита Феогноста  ,
который послал «проклятье и отлучение от церкви на князя  Александра  и  на
псковичь» . Православная церковь использовала любимое средство римских  пап
, столь часто издававших интердикты , или отлучения от церкви  .  Оно  было
грозным оружием в руках духовенства ,  действовавшим  как  удар  молота  на
слабые души скверных людей : закрывались церкви , прекращалось богослужение
, переставали крестить  младенцев  ,  венчать  вступающих  в  брак  ,  даже
отпевать покойников  .  Страх  отлучения  заставил  Александра  Михайловича
покинуть Псков , чтобы проклятье не легло на город . Так пишет летописец  ,
симпатизирующий  тверскому  князю  .  Новгородский  автор  пишет  проще   :
«Псковичи выпроводиша князя Олександра от себе» .

      Глава 5. Заключение .

                Со второй половины 15 в. Москва стала столицей
образовавшегося Русского централизованного государства . Всвязи
      с этим неизмеримо выросло ее политическое , культурное и
экономическое значение .С этого времени все важнейшие события в жизни
русского народа связаны с Москвой , которую В 14-15 вв. Москва становится
культурным центром всего русского народа . В Москве возникли общерусские
летописные своды , развивавшие идею единства Русского государства ,
создался цикл повестей о Мамаевом побоище (Куликовской битве) , в том числе
поэма «Задонщина» .Московская архитектура , живопись и прикладное искусство
достигли высокого уровня , положив начало так называемой московской школе .
Крупнейшим московским художником конца 14 – 1-й трети  15  вв.  был  Андрей
Рублев .писатели того времени называют «царствующим градом» .
Список литературы

      1. Канторович И. В.    Из истории Москвы . / М. 1997.
      2. Прохоров А. М.      Большой энциклопедический словарь .
         / М. 1991 .
      3. Тихомиров М. Н.     Древняя Москва 12 – 15 вв. / М. 1992 .
      4. Большая советская энциклопедия .