реферат Остафьево

|ОСТАФЬЕВО                                          |


 
|          От станции "Щербинка" Московской железной|
|дороги Курского направления до Остафьева четыре    |
|версты. Обширный, спокойной архитектуры главный    |
|корпус дома с двумя боковыми флигелями белеет среди|
|темной зелени старых деревьев. Сзади дома - парк.  |
|Старая липовая аллея примыкает прямо к середине    |
|главного корпуса. Среди вековых деревьев нет ни    |
|увеселительных скульптур, ни беседок, вместо них - |
|памятники тем, кто сделал Остафьево знаменитым:    |
|Жуковскому, Вяземскому, Пушкину, Карамзину.        |
|          Сам дом был построен отцом поэта Петра   |
|Андреевича Вяземского, а последними владельцами его|
|перед революцией были Шереметьевы. В этом здании на|
|2-м этаже 12 лет, начиная с 1804 года, писал 8-й   |
|том "Истории государства Российского" Карамзин. Эта|
|книга стала основоположницей новой русской         |
|литературы. Поэтому-то Остафьево на карте нашей    |
|культуры занимает место рядом с Михайловским и     |
|Ясной Поляной. В XIX веке усадьба Остафьево        |
|принадлежала Петру Андреевичу Вяземскому -         |
|блестящему поэту пушкинской плеяды. Русский Парнас |
|- такую славу оно приобрело в то время. Имение дало|
|первоначальный импульс богатой умственной жизни    |
|Остафьева. Построил его отец поэта - князь Андрей  |
|Иванович Вяземский. Сам он был одной из интересных |
|фигур в то время. Служебные неудачи он так объяснил|
|в письме императору Павлу I: "Природа влила в душу |
|мою непреодолимое омерзение от кривых дорог".      |
|Образованный, остроумный, он был звездой первой    |
|величины на московском общественном горизонте и    |
|собирал вокруг себя интеллектуальную элиту         |
|первопрестольной столицы. Духовные интересы его    |
|определялись французскими энциклопедистами. Его    |
|библиотека был одной из самых обширных в Москве. В |
|памяти сына он запечатлелся целые дни сидящим с    |
|книгою в большом кресле у камина.                  |
|          Приобретение Остафьева связано с         |
|женитьбой стареющего князя Вяземского на           |
|жизнерадостной ирландке Евгении О’Рейли, которую он|
|встретил во время одного из своих заграничных      |
|вояжей, увез от мужа в Россию и с большим трудом   |
|добился для нее развода (она-то и стала матерью    |
|будущего поэта). Этот брак рассорил его с          |
|родственниками. Тогда-то Вяземский и купил         |
|Остафьево и начал его переустраивать.              |
|          Князь Вяземский был большим другом и     |
|покровителем Карамзина. Великий писатель и историк |
|породнился с ним, женившись в 1804 году на его     |
|старшей дочери (от первого брака) Екатерине. После |
|его смерти в 1807 году Карамзин на несколько лет   |
|становится фактическим хозяином Остафьева. Здесь   |
|двенадцать лет "остафьевского затворничества" (с   |
|1804 по 1816 г.) он посвятил главному "труду       |
|жизни". День за днем он внимательно шлифовал каждую|
|фразу, подчинив себя самому строгому режиму.       |
|Великие произведения требуют великих трудов.       |
|Карамзин сам говорил, что, начав работу над "      |
|Историей государства Российского", он принял       |
|монашеский постриг. Весь строй жизни в Остафьеве   |
|был подчинен главному труду. Целыми днями он       |
|создавал свой труд. Он почти не отдыхал, и только  |
|редкие посещения нарушали его затворничество. Он   |
|был очень воздержан в пище. В писании не терпел    |
|неопрятности, неряшества, безвкусия.               |
|          В жизни он был совсем другим. До своего  |
|добровольного затворничества он был желанным гостем|
|в московских гостиных. Всегда веселый и остроумный,|
|он быстро подчинял окружающих своему обаянию.      |
|Обходительным и добрым отношением ставил           |
|собеседника на равных. Любил шумные споры. С       |
|неумолимой последовательностью он отказался от     |
|многолетних привычек. Погрузившись в прошлое, он   |
|начал избегать общества, которое раньше было для   |
|него острой потребностью. "Служенье муз не терпит  |
|суеты" - было его девизом. Обстановка его кабинета |
|была аскетичной: голые штукатуреные стены,         |
|выкрашенные белой краской, у окна большой сосновый |
|стол, ничем не прикрытый, около него деревянный    |
|стул, на козлах и досках разложены рукописи. Вот   |
|почти и вся мебель. Ничего лишнего, все только для |
|работы. Удалена любая мелочь, которая могла бы     |
|отвлечь или рассеять внимание. Благородная         |
|простота.                                          |
|          Брак Карамзина наделал много шума в      |
|Москве: невеста обладала изрядным приданым, а жених|
|жил лишь литературным заработком. Но брак оказался |
|счастливым. Брат его жены - будущий поэт Вяземский |
|- сочувствовал сопернику Карамзина, Струкову. Когда|
|брак был уже решен, он с сестрой изливал грусть    |
|стихами самого Карамзина.                          |
|          Вооружались против Карамзина собственным |
|его оружием. У детей были с ним свои счеты: в те   |
|редкие вечера, когда не было посетителей, а было   |
|всего лишь несколько человек, отец ужинал с детьми.|
|Эти вечера особо ожидались детьми. Карамзин        |
|оказывался гостем именно в эти исключительные дни. |
|Беседы и прения с ним длились долго. В ожидании    |
|ужина дети дремали, а ужин откладывался. За это    |
|дети и имели на него зуб.                          |
|          Одно время казалось, что Карамзин как    |
|художник устарел. Но его "Бедная Лиза" уже почти   |
|двести лет переиздается. Переживают свое           |
|возрождение и "Письма русского путешественника".   |
|Мысли о России, о ее грандиозном прошлом,          |
|становятся все навязчивее. Зреет великий замысел.  |
|"Говорят, что наша история сама по себе            |
|занимательна... можно выбрать, одушевить,          |
|раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора,   |
|Никона могло выйти нечто привлекательное, сильное, |
|достойное внимания не только русских, но и         |
|чужеземцев… у нас был свой Карл Великий - Владимир,|
|свой Людовик XI - царь Иоанн, свой Кромвель -      |
|Годунов, и еще такой государь, которому нигде не   |
|было равных - Петр Великий". Карамзин поставил     |
|своей целью создать первую по-настоящему народную  |
|книгу: "Что библия для христиан, то История для    |
|народов", - занес он в свою записную книжку. Пушкин|
|писал о его труде, что он "открыл Россию, как      |
|Колумб Америку" для русских читателей. Все с       |
|огромным интересом читали доселе неизвестные       |
|широкому кругу людей исторические события,         |
|описанные понятным, простым слогом. Все первое     |
|издание было раскуплено сразу же. Это было         |
|"открытие отечества". Русский человек взглянул на  |
|себя другими глазами: он впервые познал свой       |
|великий и мучительный исторический опыт.           |
|Современникам казалось, что Карамзин "спас Русь от |
|забвения". Его не раз сравнивали с Кутузовым -     |
|победителем Наполеона. Русский писатель, по        |
|крылатому выражению Полонского, "есть нерв великого|
|народа": "Ему дано остро чувствовать биение пульса |
|времени". Это справедливо относится к Карамзину.   |
|          В начале 1816 года Карамзин выехал в     |
|Петербург. Поездка была связана с хлопотами по     |
|поводу печатания "Истории государства Российского".|
|Это пребывание затянулось на десять лет до самой   |
|смерти историка. В Остафьеве больше он никогда не  |
|был. Там же все оставалось полным воспоминаниями о |
|благородной жизни великого затворника. В одной из  |
|комнат сосредоточены предметы, напоминающие        |
|литературных друзей П.А. Вяземского, начиная с     |
|Пушкина. Все стены этой комнаты увешаны портретами |
|- современниками Пушкина - Жуковского, Державина,  |
|Баратынского, Тютчева, Гоголя, Крылова, Дениса     |
|Давыдова. Многие портреты с надписями. Под одним из|
|портретов Жуковского знаменательная надпись:       |
|"Победителю - ученку от побежденного учителя в тот |
|высокоторжественный день, в который он окончил свою|
|поэму "Руслан и Людмила" 1820 г марта 26. Великая  |
|пятница". Рядом портрет Наталии Николаевны         |
|Пушкиной. У окна стоит простой дубовый стол на     |
|высоких точеных ножках - стол А.С. Пушкина, на     |
|столе его письменные принадлежности и гладкая      |
|камышовая трость, в верхний конец которой вделана  |
|золоченая пуговица с мундира Петра I. Эта пуговица |
|была подарена Петром арабу Ганнибалу - прадеду     |
|Пушкина, от которого по наследству она перешла     |
|Александру Сергеевичу. Здесь же хранится жилет,    |
|снятый с поэта после дуэли, и мелкие щепы дерева с |
|того памятного места. На окне у стола под          |
|стеклянным колпаком стоит букетик высохших полевых |
|цветов. Этот букетик был собран Пушкиным на        |
|Остафьевских полях и подарен дочери Вяземского. В  |
|наше время в Остафьево проводятся пушкинские       |
|мероприятия, в связи с 200-летием поэта все места, |
|где он был, приводятся в порядок. Уходят на второй |
|план те люди, которые творили здесь до него, и о   |
|которых мы сегодня вспомнили.                      |
|          Хотелось бы закончить рассказ об         |
|Остафьеве стихами П.А. Вяземского, жившего и       |
|творившего в этих стенах, который был, с одной     |
|стороны, предтечей Пушкина, а с другой, остался    |
|самобытной фигурой, стихи которого звучат и по сей |
|день (вспомним, например, песню на его стихи "Я пью|
|за здоровье немногих, не многих, но верных         |
|друзей").                                          |
|                                                   |
|Моя вечерняя звезда,                               |
|Моя последняя любовь!                              |
|На потемневшие года                                |
|Приветный луч пролей ты вновь!                     |
|Средь юных, невоздержных лет                       |
|Мы любим блеск и пыл огня;                         |
|Но полурадость, полусвет                           |
|Теперь отрадней для меня.                          |
|(1855)                                             |
|                                                   |
|Все сверстники мои давно уж на покое,              |
|И младшие давно сошли уж на покой;                 |
|Зачем же я один несу ярмо земное,                  |
|Забытый каторжник на каторге земной?..             |
|(1872)                                             |
|                                                   |
|ДРУЗЬЯМ                                            |
|Я пью за здоровье не многих,                       |
|Не многих, но верных друзей,                       |
|Друзей неуклончиво строгих                         |
|В соблазнах изменчивых дней.                       |
|Я пью за здоровье далеких,                         |
|Далеких, но милых друзей.                          |
|Друзей, как и я, одиноких                          |
|Средь чуждых сердцам их людей.                     |
|В мой кубок с вином льются слезы,                  |
|Но сладок и чист их потом;                         |
|Так, с алыми -черные розы                          |
|Вплелись в мой застольный венок.                   |
|Мой кубок за здравье не многих,                    |
|Не многих, но верных друзей,                       |
|Друзей неуклончиво строгих                         |
|В соблазнах изменчивых дней.                       |
|За здравье и ближних далеких,                      |
|Далеких, но сердцу родных,                         |
|И в память друзей одиноких,                        |
|Почивших в могилах немых.                          |
|(1862)                                             |
|                                                   |
|Жизнь наша в старости - изношенный халат:          |
|И совестно носить его, и жаль оставить;            |
|Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;  |
|Нельзя нас починить и заново исправить.            |
|Как мы состарились, состарился и он;               |
|В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,     |
|Чернилами он весь расписан, окроплен,              |
|Но эти пятна нам узоров всех дороже.               |
|…Еще люблю подчас жизнь старую свою                |
|С ее ущербами и грустным поворотом,                |
|И, как боец свой плащ, простреленный в бою,        |
|Я холю свой халат с любовью и почетом. (1875-77)   |