реферат Людвиг Ван Бетховен

Реферат.
                            Людвиг ван Бетховен.
                      Семья. Детские и юношеские годы.
     Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в  Германии,  в  городе
Бонне. Этот не большой городок был резиденцией кельнского  курфюрста[1].  Не
последнее место отводилось здесь музыке. В музыкальной капелле на  службу  у
 курфюрста находились дед и отец Людвига. Дед композитора – фламандец[2]  по
происхождению ещё юношей поселился в Бонне.  От  деда  унаследовал  Бетховен
многие  черты  характера:  настойчивость  и   неистовую   работоспособность,
гордость и независимость нрава.
     Иоганн ван Бетховен – отец Людвига – также  служил  в  капелле.  Певец,
скрипач и клавесинист, он был способным музыкантом, но гибельная  страсть  к
алкоголю сделалась  причиной многих страданий семьи и  особенно  Людвига. К
обнаружившемуся с раннего детства  дарованию  Бетховена  он  отнёсся  как  к
новому   источнику   доходов.   Принуждениями,  побоями  он   заставлял   4-
летнего
ребёнка часами просиживать за фортепиано,  бесконечно  твердя  бессмысленные
упражнения на скрипке. Обучение у Бетховена было без  всякой  системы:  один
учитель сменял другого, и хотя среди них встречались  и  знающие  музыканты,
никто из них не оставил заметного следа в  музыкальном  воспитании  будущего
композитора.
     Новый учитель Людвига,  Нефе,  прибыл  в  Бонн  в  1779  году  и  занял
должность
музыкального руководителя боннского  “национального  театра”.  С  1782  года
юный Бетховен систематически посещал театр и даже работал  в  нём.  Этим  он
был обязан своему новому учителю.
     В 1782 году Бетховен  уже написал  три  сонаты  для   клавесина;  тогда
ему шёл
тринадцатый год. Но никаких перемен в материальном положении  Бетховена   не

последовало. Когда Людвигу исполнилось14 лет, его отец окончательно  потерял
голос и пил запоем. Заработка не хватало…
      В  шестнадцатилетнем   возрасте   Людвиг   уже   пользовался   широкой
известностью в Бонне. Он преподавал и  выступал  аристократических  домах  и
при дворе. Его импровизации за клавесином, полные  огня  и  воображения  уже
тогда поражали слушателей. Первые произведения Людвига –  вариации,  сонаты,
фортепианные квартеты, песни  –  могли  выдержать  сравнение  с  сочинениями
признанных немецких композиторов.
      По  мере  знакомства  Людвига  с  сочинениями   Моцарта   растёт   его
преклонение
перед гением этого музыканта.  Сыграть  ему  свои  сочинения,  услышать  его
советы становится непреодолимым  желанием  Бетховена.  И  весной  1787  года
юноша направляется к Моцарту в  Вену.  Моцарт,  всецело  занятый  сочинением
“Дон Жуана”, всё же нашёл время послушать игру  Бетховена.  Юный  композитор
блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему,  поразив  всех,  кто  там
присутствовал. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена:  “Обратите  внимание
на него. Он всех заставит о себе говорить”.
     Внезапно получив известие  о  тяжёлой  болезни  матери,  Людвиг  спешно
уехал
из Вены домой. Её хрупкий организм не выдержал тяжелой длительной болезни,
бесконечных семейных невзгод, непрестанной нужды.
     После  смерти  жены  отец  совсем опустился, а  вскоре  и  вовсе  умер.
Людвиг
становится главой семьи. Помимо работы в  капелле,  он  вечерами  играет  на
альте
в оркестре оперного  театра,  даёт   уроки   музыки.  Непосильная   нагрузка
заметно
подорвало  здоровье  Бетховена.  К  тому   же  он  перенёс   тиф   и   оспу,
оставившую
заметные следы на лице.
      Но  жестокие  удары  судьбы  не  сломили  сильного  духом  юношу.   Он
продолжает  самообразование.  Во  время   французской   революции   Бетховен
поступил в Боннский университет на факультет философии. Но он проучился  там
всего один год. Почему он прекратил занятия – неизвестно.
     Бетховену не  удалось  получить  систематического  образования. С   11-
ти лет
будущий композитор уже перестал посещать общеобразовательную  школу.  Однако
  он   начал    заниматься   самообразованием:   изучил   французский   и
итальянский   языки,   знал   латынь  и   всю   жизнь   питал    глубочайшее
уважение к
классической литературе.
     Как ни печально было детство Бетховена, он навеки сохранил о  нём  и  о
его родных местах,  где  оно  протекало,  нежное  и  грустное  воспоминание.
Сердце его
навеки осталось верным этому краю.
     В течение 4-ёх лет – с 1788 года  до отъезда из Бонна  в 1792  году   –
Бетховен
прошёл  превосходную  практическую  школу  оркестровой  игры  и  изучил  все
популярные оперы того времени.
                           Первый венский период.
     В начале ноября 1792 года Бетховен выехал в  Вену.  Годы  1792  –  1802
составляют  так  называемый  венский  период  в   творчестве   Людвига   ван
Бетховена.  Со  своим  музыкальным  прошлым  молодой  композитор  решительно
порывает. Новым композициям он даёт номера, начиная с первого “опуса”.
     В эти годы Бетховен сочиняет  главным  образом  пьесы  для  фортепиано.
Одна за другой создаются первые  15  фортепианных  сонат,  два  превосходных
концерта
для фортепиано с оркестром,  6  струнных  квартетов,  Серенада  для  флейты,
скрипки и альта. Среди этих произведений есть и такие,  как  “  Патетическая
соната”, “Соната в роде фантазии”, получившая название “Лунной”.
    Вначале Бетховену жилось в Вене трудно. Его первое жилище  находилось  в
полуподвале. Юноша страдал от сырости  и  холода. Появились непредвиденные
расходы. Людвиг начал учиться танцам, а затем  и   верховой   езде.   Однако
танцы
давались Бетховену с трудом, и он никогда не научился хорошо танцевать.
     Средства Бетховена складывались из  подарков  аристократов,  в  салонах
которых он выступал, а позже и из  авторских  доходов.  Ему  удалось  начать
печатать свои произведения почти с первых шагов композиторской  деятельности
в Вене, что было тогда делом не лёгким.
     В первый период пребывания в Вене Бетховен продолжал писать  в  большом
количестве  камерные  ансамбли  для  различных  инструментальных   составов:
струнного трио, квинтетов, секстетов и т.д.
     Прошло четыре года с тех пор,  как  Бетховен  приехал  в  Вену.  И  вот
старые друзья, хорошо знавшие его в юности, стали  замечать,  как  изменился
его характер. И  прежде  вспыльчивый  и  замкнутый, Бетховен становился  всё
более
раздражительным, подозрительным даже  по  отношению  к  тем,  кого  искренне
любил.  Эту  перемену  его  друзья  объясняли  тем,  что  Бетховену,  с  его
гордостью и независимым характером, особенно трудно переносить  своё  ложное
положение среди венской знати. Кроме  того,  им  было  известно,  как  плохо
Бетховен разбирается в людях и как тяжело переносит разочарование в них.
     Все это верно. Но дело было  не  только  в  этом.  В  1800,  по  другим
сведениям в 1801 году у Бетховена начал ослабевать слух…
     Крушение мечты о счастье, ужас, испытываемый от надвигающейся глухоты,
привели Бетховена  к  мыслям  о  самоубийстве.  По  совету  врачей  Бетховен
уезжает  в  Гейлигенштадт  –  уединённое  место  неподалёку  от  Вены.  Курс
лечения, принятый Бетховеном, не  оправдал  надежд,  и  мысли  о  смерти  не
покидают его. В октябре 1802 он пишет завещание братьям Карлу и Иоганну.
     В потоке произведений, созданных в 1800 – 1803 годах,  нашло  отражение
всё, что переживал в ту пору  Бетховен:  мрачная  подавленность  и  неистово
пламенный протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины  и
жажда жизни, активной деятельности. Таковы третий  фортепианный  концерт  c-
moll, соната as-dur, с похоронным маршем и “Лунная” соната, соната d-moll  и
ряд других произведений.
     Жизнь  Бетховена  в  течение   1803–1805   годов   не   была   особенно
разнообразной.
Важным событием явилась новая “академия”. Исполнялись две  первые  симфонии,
Третий концерт для фортепиано и недавно законченная оратория.
     В период 1805 – 1809 были созданы ещё три симфонии –  Четвёртая,  Пятая
и Шестая, три концерта – один скрипичный и  два  фортепианных  (Четвёртый  и
Пятый), хоровая фантазия и увертюра.
     К этой эпохе,  к  годам  любви  и  надежды  относятся  и  Три  струнных
квартета, образующих группу отчётливо связанных между собой произведений.  В
январе 1808 года, издав эти квартеты, он посвятил их  графу Разумовскому.
                    Последний период жизни и творчества.
      В период с 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет сравнительно медленно  и
мало. Первым в ряду произведений последнего  творческого  периода  был  цикл
песен  “К  далёкой  возлюбленной”.  Совершенно  оригинальный  по  замыслу  и
музыкальной  композиции,  он  явился  ранним   предвестником   романтических
вокальных циклов Шуберта, Шумана. Вслед за песнями на протяжении  нескольких
лет (1816 – 1822) выходят пять последних фортепианных сонат.
     В конце 1815 года умер брат Бетховена,  Карл  Каспар.  Отношения  между
братьями натянутые, но в последние годы болезни  Карла  композитор  проявлял
к умирающему самое сердечное внимание и нередко помогал ему  деньгами.  Карл
Каспар завещал опеку над 9-летним сыном не жене, а  своему  великому  брату.
Одинокий Бетховен, всегда  страстно  жаждавший  семьи  и  обожавший   своего
племянника Карла,  с  радостью  согласился…  Немало  унижений  и    волнений
пришлось пережить Бетховену в связи с  этой  злосчастной  опекой.  Маленький
Карл не любил своего дядю, хотя умел ловко подлаживаться к нему. Двуличие  и
лживость племянника доставляли бесконечно много огорчений Бетховену.
     Постоянное  беспокойство,  полная  глухота,  болезнь  глаз,  желудка  и
печени  –  всё  это  вместе  взятое  сделало  Бетховена   стариком   уже   в
пятидесятилетнем возрасте.
    …26 марта 1827 года Бетховен был ещё  жив.  День  был  мрачным.  Тяжёлые
глыбы облаков скопились на небе. Между  четырьмя  пятью  часами  надвинулись
такие тучи, что в комнате стало совсем темно.  Удар  грома  потряс  комнату.
Бетховен открыл глаза, угрожающим  жестом  поднял  к  небу  правую  руку  со
сжатым кулаком.  Выражение  его  лица  было  страшно.  Казалось,  он  сейчас
крикнет: “Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..”  Но  рука  упала.  Глаза
закрылись… Он пал в бою…
     …Его похороны состоялись 29 марта.



Автор – Дмитрий Шкулис.
Средняя школа “Науямесчё”, г. Вильнюс
1998 г.
-----------------------
[1] Курфюрсты – князья (духовные и светские), за которыми в 13 веке было
закреплено право избирания императора.
[2] Фламандцы – народ на севере Бельгии.