реферат Гражданское общество и правовое государство
ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
по предмету «ПОЛИТОЛОГИЯ»
тема №5: «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»
студентки группы А-1
3-го курса заочной формы обучения
ПЕТРАСЮК ОКСАНЫ
Донецк – 2004
ПЛАН
|Введение..................................................................|3 |
|............................................ | |
|1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы | |
|функционирования..........................................................|4 |
|............................... | |
|2. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные | |
|черты.....................................................................|7 |
|................................................ | |
|3. Проблемы становления и развития правового государства в современной | |
|Украине...................................................................|10 |
|........................................ | |
|Заключение................................................................|13 |
|......................................... | |
|Список использованной |14 |
|литературы................................................................| |
|.. | |
ВВЕДЕНИЕ
Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению
государства как органа управления обществом человечество перешло от
состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство
согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает
жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых
от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы
права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости
и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего
развития общество достигает только при развитой государственности, и
наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному
кризису и даже к исчезновению общества.
Однако государство не является абсолютным благом, с ним связано и
немало негативного. Она может злоупотреблять своим монопольным правом
принуждения и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы
в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных
народов, вводить жесткие законы, облагать население непомерными налогами и
т.д. Государственное насилие самое страшное, потому что оно опирается на
силу государственной власти с ее карательным аппаратом, совершается в
масштабе всего общества и не оставляет гражданам законных путей и способов
борьбы против него. Негативные стороны функционирования государства
проявляется не только в недемократических политических режимах. Любое, даже
самое демократическое, государство стремится к расширению своих полномочий
и установлению тотального контроля над обществом.
Однако, государство не является ни абсолютным благом, ни абсолютным
злом. С целью минимизации негативных последствий функционирования
государства для общества, ограничения возможного зла от нее, человечество
отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в
первую очередь, теория демократии с ее концепциями и принципами и их
практической реализацией. Особое место в арсенале теоретических способов
влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и
гражданского общества.
1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы
функционирования.
Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в
отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического
и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды,
реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По
определению Ж.Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из
множественности межличностных отношений и социальных сил, которые
объединяют составляющие данное общество мужчин и женщин без
непосредственного вмешательства и помощи государства». [2, с.176]
Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных
отношений и семейных общественных, экономических, культурных, религиозных и
иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства
государства. Система независимых от государства институтов и межличностных
отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для
удовлетворения их повседневных потребностей.
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом
истории человечества, государства и права. Общество отличное от
государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским
обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения
государства от социальных структур, обособления его к относительно
самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно
«разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и
развития гражданского общества складывались современное право и
государство.
Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства,
семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом
изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права»
Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через
систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и
правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права»
отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство
людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная
собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также
упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд
присяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство
той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы
частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного
интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм
собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. [3,
с.226]
Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но
и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения
получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их
произведениях показана динамика соотношения общества и государства,
основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные
формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй
в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так
как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать
общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда
отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой
общности... – писали Маркс и Энгельс. – Благодаря высвобождению частной
собственности из общности, государство приобрело самостоятельное
существование наряду с гражданским обществом и вне его...». [3, с.227]
Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков.
Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.
Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых
странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли
породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление
в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это
были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в
отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-
кастовых обществ.
Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших
регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского
общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к
последующему знаменовался существенными изменениями общественного и
государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми
движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной
идеологии.
На первом этапе (примерно ХVI-ХVII вв.) складывались экономические,
политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним
относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов
производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных
отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран
возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом
признаков современных государств (суверенитет, государственная казна,
профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени
относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и
культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики,
оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с
представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале.
Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и
привилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640
г.) ведется отсчет Нового времени.
На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболее
развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального
капитализма, основанного на частном предпринимательстве.
В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и
принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
- экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные
отношения;
- безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и
гражданина;
- легитимность и демократический характер власти;
- равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая
защищённость личности;
- правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия
властей;
- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
- свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
- невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные
обязанности и ответственность;
- классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
- эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни
людей.
Главным признаком и основой гражданского общества является
законодательное закрепление юридического равенства людей на основе
наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского
общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со
стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию
механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных
отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной
возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического
выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника
власти.
В современной политологии гражданское общество рассматривается как
сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает
в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне
рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит
разветвленная система независимых от государства общественных институтов,
реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.
Поскольку повседневные потребности граждан неравнозначны, постольку и сферы
гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно
можно выразить следующим образом.
Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и
т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря
производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных
взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные
институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и
ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном
совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс
социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные,
этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных
взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких
институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения,
творческие союзы, спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют
потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на
основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень
предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.
Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп
интересов, политических партий, движений и т.д.
2. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные
черты.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и
их различными объединениями на основе норм права.
Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму
государства, основанного на верховенстве права и господства закона.
Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно
существует и помимо закона. Главное отличие правового государства от
неправового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной
ответственности и равенстве государства и личности.
Правовое государство опирается:
- на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства;
- на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ
(групп, классов, наций) и государства;
- на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;
- на право граждан делать все то, что не запрещено законом;
- на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих
действовать в рамках конституции и законов;
- на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей
властей;
- на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;
- на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;
- на принцип независимого суда;
- на социальный контроль политики и власти;
- на принцип приоритета норм международного права перед нормами
национального права;
- на независимость массовой информации.
Категория правового государства тесно связана и, как правило,
употребляется рядом с такими определениями государства, как
демократическое, социальное и светское.
Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и
стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное
государство означает:
- право человека требовать от государства обеспечения прожиточного
минимума;
- обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия
существования (в том числе – не бесплатно);
- ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные
товары;
- четка социальная налоговая политика;
- принудительное социальное страхование отдельных групп населения.
Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления
гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных
управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на
демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.
Характеристика государства как светского означает отделение церкви от
государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности.
Альтернативной светского государства является государство теократическое и
клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не
менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему
образования изучение религиозных догм.
Основные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная
защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных партий, организаций, объединений,
действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических
концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
Правовое государство – это путь к возрождению естественно-исторических
прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,
общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое
государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же,
как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические
свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в
господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной
правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и
функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации
политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный
доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем
же заключается отличие правового государства от государства как
такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием,
несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью
гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и
должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом,
исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах,
установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед
гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает
общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней
и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на
соответствующем социально-экономическом базисе общества.