реферат Деидеологизация общества
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение …………………………………………………………………………2
Деидеологизация общества …………………………………………………….3
Заключение ……………………………………………………………………..11
Список литературы …………………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ.
Вот уже несколько лет идет борьба с идеологией. Требование
деидеологизировать социальную жизнь — это, пожалуй, то немногое, что еще
объединяет членов распадающегося общества.
Деидеологизация — «социально-философское течение в западной
общественной мысли, получившее распространение в середине XIX в. и ставящее
целью оправдание буржуазного объективизма и "беспартийности" в науке».
У нас же речь не идет о процессе внутри науки. Напротив, выдвигается
требование деидеологизировать социальную жизнь во всех ее проявлениях: в
отношениях наций, поколений, полов, классов, жителей различных регионов и
т, д. Наша деидеологизация не является «социально-философским течением»,
делом профессионалов, занятых социальной философией, социологией или
политологией. Наша деидеологизация — дело общенародное. И как в недалеком
прошлом никто не мог официально не придерживаться «научной идеологии», так
и в настоящем никто не может возразить против деидеологизации, не попадая в
парии, не получая клейма тоталитариста и пособника мирового коммунизма.
Для тех, кто в наше трудное время не нервничает при решении
теоретических вопросов очевидно, что в недалеком будущем тотальная
деидеологизация приведет к взаимному непониманию социальных субъектов, к
усугублению их разобщенности, безысходному противостоянию, к углублению
кризиса самосознания тех социальных групп, которые призваны играть ведущую
роль в социальной жизни наций, классов, поколений и др. Сейчас некоторым
обидно вспоминать свою былую приверженность идеологии. Логика обиды
подсказывает: идеология плохая, не научная, она нас подавляла, теперь мы ее
поборем.
Но нужно ли бороться с идеологией, осуществлять тотальную
деидеологизацию? Достаточным основанием для этого может быть только
доказательство того, что идеология не нужна и вредна обществу. Лишь в этом
случае стоит тратить силы на борьбу с ней.
ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА.
Итак, определимся по вопросу о необходимости идеологии как социального
явления, о том, положительный или отрицательный эффект возникает вследствие
функционирования такого явления в обществе. Безусловный авторитет в этой
области К. Мантгейм в своей работе «Идеология и утопия» показал, что
идеология соседствует и взаимодействует с утопией. На месте «свергнутой»
идеологии неизменно появляется утопия — явление не менее, чем идеология,
противоположное науке, объективному знанию. Утопия — попытка преодолеть
естественную обособленность, частность, субъективность отдельного объекта.
Идеология ненаучна, поскольку ее выстраивает, в ней доминирует частный,
субъективный интерес. Утопия ненаучна, поскольку в ней делается попытка
отрицать, «забыть» частный интерес субъекта. Таким образом, трудно найти
основание для того, чтобы предпочесть утопию идеологии, но можно их
поискать, чтобы уберечь и идеологию, и утопию от нелепых нападок,
последствия которых болезненны только для нападающего.