реферат Деидеологизация общества

СОДЕРЖАНИЕ.


Введение …………………………………………………………………………2


Деидеологизация общества …………………………………………………….3


Заключение ……………………………………………………………………..11

                Список литературы …………………………………………………………….12
                                  ВВЕДЕНИЕ.
      Вот  уже  несколько  лет  идет   борьба   с   идеологией.   Требование
деидеологизировать социальную жизнь — это, пожалуй,  то  немногое,  что  еще
объединяет членов распадающегося общества.
      Деидеологизация   —   «социально-философское   течение   в    западной
общественной мысли, получившее распространение в середине XIX в. и  ставящее
целью оправдание буржуазного объективизма и "беспартийности" в науке».
      У нас же речь не идет о процессе внутри науки.  Напротив,  выдвигается
требование деидеологизировать социальную жизнь во  всех  ее  проявлениях:  в
отношениях наций, поколений, полов, классов, жителей  различных  регионов  и
т, д. Наша деидеологизация  не  является  «социально-философским  течением»,
делом  профессионалов,  занятых  социальной  философией,   социологией   или
политологией. Наша деидеологизация — дело общенародное. И  как  в  недалеком
прошлом никто не мог официально не придерживаться «научной  идеологии»,  так
и в настоящем никто не может возразить против деидеологизации, не попадая  в
парии, не получая клейма тоталитариста и пособника мирового коммунизма.
      Для  тех,  кто  в  наше  трудное  время  не  нервничает  при   решении
теоретических  вопросов  очевидно,  что  в   недалеком   будущем   тотальная
деидеологизация приведет к взаимному  непониманию  социальных  субъектов,  к
усугублению их  разобщенности,  безысходному  противостоянию,  к  углублению
кризиса самосознания тех социальных групп, которые призваны  играть  ведущую
роль в социальной жизни наций, классов, поколений  и  др.  Сейчас  некоторым
обидно  вспоминать  свою  былую  приверженность  идеологии.   Логика   обиды
подсказывает: идеология плохая, не научная, она нас подавляла, теперь мы  ее
поборем.
      Но  нужно   ли   бороться   с   идеологией,   осуществлять   тотальную
деидеологизацию?  Достаточным  основанием  для  этого  может   быть   только
доказательство того, что идеология не нужна и вредна обществу. Лишь  в  этом
случае стоит тратить силы на борьбу с ней.
                          ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА.
      Итак, определимся по вопросу о необходимости идеологии как социального
явления, о том, положительный или отрицательный эффект возникает  вследствие
функционирования такого явления в обществе.  Безусловный  авторитет  в  этой
области К. Мантгейм  в  своей  работе  «Идеология  и  утопия»  показал,  что
идеология соседствует и взаимодействует с  утопией.  На  месте  «свергнутой»
идеологии неизменно появляется утопия — явление  не  менее,  чем  идеология,
противоположное науке, объективному  знанию.  Утопия  —  попытка  преодолеть
естественную обособленность, частность, субъективность  отдельного  объекта.
Идеология ненаучна, поскольку ее  выстраивает,  в  ней  доминирует  частный,
субъективный интерес. Утопия ненаучна,  поскольку  в  ней  делается  попытка
отрицать, «забыть» частный интерес субъекта.  Таким  образом,  трудно  найти
основание  для  того,  чтобы  предпочесть  утопию  идеологии,  но  можно  их
поискать,  чтобы  уберечь  и  идеологию,  и  утопию  от   нелепых   нападок,
последствия которых болезненны только для нападающего.