реферат Акцентуация характера

ПЛАН:


                                           стр.


1. Вступление
                                                 2
2. Акцентуации характера у подростков
                      5
3. О динамике акцентуаций характера. Транзиторные (преходящие) изменения
характера
                                      6
4. Стойкие изменения характера
                          7
5. Список литературы
                                            9



                                 ВСТУПЛЕНИЕ

      Характер — это совокупность  устойчивых  черт  личности,  определяющих
отношение человека к людям, к выполняемой  работе.  Характер  проявляется  в
деятельности и общении (как  и  темперамент)  и  включает  в  себя  то,  что
придает поведению  человека  специфический,  характерный  для  него  оттенок
(отсюда название “характер”).
      Характер человека — это то, что определяет его  значимые  поступки,  а
не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся  обстоятельства.
Поступок человека с характером почти  всегда  сознателен  и  обдуман,  может
быть объяснен и оправдан, по  крайней  мере  с  позиций  действующего  лица.
Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о  нем  способность
вести  себя  самостоятельно,  последовательно,   независимо   обстоятельств,
проявляя  свою  волю  и  настойчивость,   целеустремленность   и   упорство.
Бесхарактерный человек в этом  смысле  —  тот,  кто  не  проявляет  подобные
качества ни в деятельности, ни в общении,  плывет  по  течению,  зависим  от
обстоятельств управляется ими.
      Попытки построения типологии характеров  неоднократно  предпринимались
на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и  ранних
из них явилась  та,  которая  еще  в  начале  нашего  века  была  предложена
немецким психиатром и психологом Э.Кречмером.  Несколько  позже  аналогичную
попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э.  Фромм,
К.Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.
      Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей.  Основные
из них следующие:
      1. Характер человека формируется  довольно  рано  в  онтогенезе  и  на
протяжении  остальной  его  жизни  проявляет  себя  как  более   или   менее
устойчивый.
      2. Те сочетания личностных черт, которые входят в  характер  человека,
не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие  выявлять
и строить типологию характеров.
      3. Большая часть людей в соответствии с этой  типологией  может   быть
разделена на группы.
      Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся  а  основном
на описаниях  акцентуациях  соответствующих  черт  характера.  Одна  из  них
принадлежит   известному    отечественному    психиатру    А.Е.Личко.    Эта
классификация построена на основе наблюдения за подростками.
      Акцентуация характера, по Личко,— это  чрезмерное  усиление  отдельных
черт характера, при котором  наблюдаются  не  выходящие  за   пределы  нормы
отклонения в психологии  и  поведении  человека,  граничащие  с  патологией.
Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются  в.
подростковом  и  раннем  юношеском  возрасте.  Объясняет  этот  факт   автор
классификации  так:  “При  действии  психогенных  факторов,  адресующихся  к
«месту  наименьшего  сопротивления»,  могут  наступать  временные  нарушения
адаптации, отклонения в поведении».  При  повзрослении  ребенка  особенности
его характера, проявившиеся  в  детстве,  остаются  достаточно  выраженными,
теряют свою  остроту,  но  с  возрастом  вновь  могут  проявиться  отчетливо
(особенно если возникает заболевание).
       У  подростков  от  типа  акцентуации  характера  зависит   многое   -
особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"),  острых
аффективных реакций и неврозов (как в  их  к  картине,  так  и  в  отношении
вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере  определяет
отношение  подростка  к  соматическим  заболеваниям,  особенно   длительным.
Акцентуация характера выступает  как  важный  фактор   фона  при  эндогенных
психических заболеваниях  и  как  фактор  предрасполагающий  при  реактивных
нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации  характера  необходимо
считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот  тип
служит одним из главных ориентиров для медико-психологических  рекомендаций,
для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее  же
весьма  существенно  для  устойчивой  социальной  адаптации.   Знание   типа
акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ  в
целях  наиболее,  эффективного  использования  разных   видов   психотерапии
(индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).
       Тип акцентуации указывает на  слабые  места  характера  и  тем  самым
позволяет  предвидеть  факторы,  способные  вызвать   психогенные   реакции,
ведущие  к  дезадаптации,  -   тем   самым   открываются   перспективы   для
психопрофилактики.
      Наконец, без знания характера подростка трудно бывает  решать семейные
проблемы, роль которых в развитии нарушений подростков  чрезвычайно  велика.
При психопатиях и акцентуациях характера у подростков  их  родители  нередко
имеют весьма неточное представление об особенностях  характера  своего  сына
дочери, следствием чего бывает неправильное к  ним  отношение,  неадекватные
требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты.
      Определение типа характера у подростка может  способствовать  поэтому
успеху   семейной   терапии,   психологической   коррекции    внутрисемейных
отношений.
      Другой важной задачей патохарактерологического обследования  подростка
является  диагностика  типов  патологических   девиации   характера:   типов
конституциональных        психопатий,        психопатических        развитий
(патохарактерологичеких формирований) и  психопатоподобных  нарушений.  Типы
здесь, по  сути  дела  те  что  и  при  акцентуациях  характера,  но  крайне
заострившиеся, приобретшие патологическую форму, т.е.  перешедшие  на  новый
качественный уровень.
      Данные  патохарактерологического  исследования  могут  дать  сведения,
важные для  дифференциального  диагноза  между  психопатиями  и  преходящими
психопатоподобными нарушениями поведения,  возникшими  на  фоне  акцентуаций
характера. Однако окончательное  заключение  здесь  делается  психиатром  на
основе всей совокупности сведений, которыми он располагает.
   Все  сказанное  делает  достаточно  актуальным  патохарактереологическое
обследование подростка с целью определения типа  акцентуации  характера  или
типа психопатии.
   Кроме  того,  обследование  позволяет  дать  оценку   некоторым   другим
личностным   особенностям   подростка   -   психологической   склонности   к
алкоголизации,  к  делинквентному  поведению,  к   симуляции   черт   своего
характера и системы своих личностных отношений, к повышенной  откровенности,
а также оценить  соотношение  черт  мужественности-женственности  в  системе
личностных отношений.

                     АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

      Относительная стабильность черт  характера  является  менее  доступным
для оценки в этом возрасте ориентиром, слишком короток бывает еще  жизненный
путь.  Под  сколько-нибудь  резкими  изменениями   в  подростковом  возрасте
следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные  и  коренные
смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый,  неугомонный  ребенок
превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного  подростка
или  нежным,  ласковый,  очень  чувствительный  и  эмоциональный  в  детстве
становится  изощренно-жестоким,  холодно-расчетливым,  бездушным  к  близким
юношей, то все это скорее  всего  не  соответствует  критерию  относительной
стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты,  случаи   эти
нередко оказываются  за рамками психопатии...
      Обычно  акцентуации  развиваются  в  период  становления  характера  и
сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при  акцентуациях  могут
проявляться не постоянно, а  лишь  в  некоторых  ситуациях,  в  определенной
обстановке,  и  почти  не  обнаруживаться  в  обычных  условиях.  Социальная
дезадаптация  при  акцентуациях  либо   вовсе   отсутствует,   либо   бывает
непродолжительной.
      Акцентуации характера  -  это  крайние  варианты  нормы,  при  которых
отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего  обнаруживается
избирательная  уязвимость  в  отношении   определенного   рода   психогенных
воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...
       В  зависимости  от  степени   выраженности   выделяют   две   степени
акцентуации характера: явная и скрытая.
       Явная  акцентуация.  Эта  степень  акцентуации  относится  к  крайним
вариантам  нормы.  Она  отличается   наличием   довольно   постоянных   черт
определенного типа характера...
      В подростковом возрасте особенности  характера  часто  заостряются,  а
при  действии  психогенных  факторов,  адресующихся  к  “месту   наименьшего
сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения  в
поведении.  При  повзрослении  особенности  характера  остаются   достаточно
выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
      Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть  отнесена  не  к
крайним, а к обычным вариантам  нормы.  В  обыденных,   привычных  условиях,
черты  определенного  типа  характера  выражены  слабо  или  не  проявляются
совсем. Даже при  продолжительном  наблюдении,  разносторонних  контактах  и
детальном  знакомстве  с   биографией   трудно   бывает   составить   четкое
представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа  могут
ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех  ситуаций  и  психических
травм,  которые  предъявляют  повышенные  требования  к  «месту  наименьшего
сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не  только  не
вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить  типа  характера.
Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит  к  заметной
социальной дезадаптации...

                      О ДИНАМИКЕ  АКЦЕНТУЦИЙ  ХАРАКТЕРА
               ТРАНЗИТОРНЫЕ (ПРЕХОДЯЩИЕ) ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА.

       Можно  выделить  две  основные  группы  динамических  изменений   при
акцентуациях характера.
      Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. По  сути  дела
они по форме те же, что и при психопатиях.
      На первом  месте среди них стоят о с т р ы е  а ф ф е к т и в  н  ы  е
реакции.    Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1 . И н т р а п у н и т и в н ы е   р е а к ц и и представляют собой  разряд
аффекта путем  аутоагрессии  -  нанесение  себе  повреждений,  покушение  на
самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные  безрассудные
поступки с неизбежными неприятными  последствиями  для  себя,  порча  ценных
личных вещей и т.п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при  двух,
казалось  бы,  диаметрально  противоположных  по  складу  типах  акцентуаций
сензитивной и эпилептоидной.
2. Э к с т р а п у н и т и в н ы е  р е а к  ц  и  и  подразумевают   разряд
аффекта  путем  агрессии  на  окружающее  -  нападение  на  обидчиков    или
«вымещение злобы» на  случайных  лицах  или  попавших  под  руку  предметах.
Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при  гипертимной,  лабильной  и
эпилептоидной акцентуациях.
3. И м м у н и т и в н а я   р е а к ц и я проявляется  в  том,  что  аффект
разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя  это
бегство  никак  эту  ситуацию  не  исправляет,  а  часто  даже  очень  дурно
оборачивается. Этот вид реакции чаще встречается  при неустойчивой, а  также
при шизоидной акцентуациях.
4. Д е м о н с т р а т и в н ы е  р е а к ц и и, когда аффект разряжается  в
«спектакль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток  самоубийства
и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной  акцентуации,  но
может  встречаться и при эпилиптоидной и при  лабильной.
       Другой  вид  транзиторных  изменений  при   акцентуациях   характера,
наиболее выраженный в подростковом возрасте, - это преходящие  психоподобные
нарушения поведения (“пубертатные поведенческие кризы”).
        Преходящие   нарушения   поведения   могут   проявляться   в   виде:
1)делинквентности, т. е. в проступках н мелких правонарушениях,  достигающих
наказуемого в судебном порядке  криминала;  2)токсикоманического  поведения,
т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или  пережить  иные
необычные  ощущения  путем  употребления  алкоголя  или  других   дурманящих
средства; 3)побегов из дома, и  бродяжничества;  4)транзиторных  сексуальных
девиаций (ранней половой  жизни,  промискуитета,  преходящего  подросткового
гомосексуализма и др.).
       Наконец,  еще  один  вид  транзиторных  изменений  при   акцентуациях
характера - это развитие на их фоне  разнообразных  психогенных  психических
расстройств - неврозов, реактивных депрессий и т.  п.  Но  в  данном  случае
дело уже не ограничивается “динамикой акцентуаций”:  происходит  переход  на
качественно иной уровень - развитие болезни.



                          СТОЙКИЕ ИЗМЕНИЯ ХАРАКТЕРА

      Ко второй группе динамических  изменений  при  акцентуациях  характера
принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут   быть  нескольких
типов.
1.  Переход  «явной»  акцентуации  в  скрытую,   латентную.   под   влиянием
повзросления н накопления жизненного опыта акцентуированные черты  характера
сглаживаются, компенсируются.
2.  Формирование на почве акцентуаций характера под действием  благоприятных
условий среды  п с и х о п а т и ч  е  с  к  и  х    р  а  з  в  и  т  и  й,
достигающих  уровня  среды  патологии   (“краевые   психопатии”,   по   О.В.
Кербикову).  Для  этого  обычно  бывает   необходимо   сочетанное   действие
нескольких  факторов:  1)  наличие  изначальной  акцентуации  характера,  2)
неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться  именно
к  “месту  наименьшего  сопротивления”  данного  типа  акцентуации,  3)   их
действие должно быть достаточно продолжительным и, главное,  4)  оно  должно
упасть на критический для формирования  данного  типа  акцентуации  возраст.
Этим возрастом для шизоида являе6тся детство,  для  психоастеника  -  первые
классы школы, для большинства других типов -  разные  периоды  подросткового
возраста (от 11-13 лет у неустойчивого до 16-17 лет у  сензитивного  типов).
Только при паранойяльном типе критическим является более старший  возраст  -
30-40 лет - период высокой социальной активности.
3. Т р а н с ф о р м а ц и я типов акцентуаций характера является  одним  из
кардинальных явлений в  их  возрастной  динамике.  Суть  этих  трансформаций
состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с  прежним,  типа
и даже в том, что черты последнего  становятся  доминирующими.  Наоборот,  в
случаях изначально смешанных типов черты   одного  из  них  могут  настолько
выходить  на  первый  план,  что  полностью  заслоняют  черты  другого.  Это
касается обоих видов смешанных типов, описанных  нами:  и  промежуточных,  и
«амальгамных».  Промежуточные  типы  обусловлены  эндогенными  факторами  и,
возможно, особенностями развития в раннем детстве. Примерами их  могут  быть
типы:  лабильно-циклоидный,  конформно-гипертимный,  шизоидно-эпилиптоидный,
истеро-эпилептоидный.   Эти   наслоения   бывают    обусловлены    длительно
действующими психогенными  факторами,  например,  неправильным  воспитанием.
Так,  вследствие  безнадзорности  или  гипопротекции  в   воспитании   черты
неустойчивого   типа   могут   наслоиться   на   гипертимное,    конформное,
эпилиптоидное и реже на лабильное  или  шизоидное  ядро.  При  воспитании  в
обстановке  «кумира  семьи»  (потворствующая  гиперпротекция)   истерические
черты легко наслаиваются на основу лабильного или гипертимного типа.
      Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям  -
только  в  сторону  совместных  типов.   Никогда   не   приходилось   видеть
превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного - в эпилептоидный  или
наслоения  черт  неустойчивого  типа  на  психастеническую  или  сензитивную
основу.
      Трансформации типов акцентуаций с  возрастом  могут  быть  обусловлены
как  эндогенными  закономерностями,  так  и  факторами  экзогенными  -   как
биологическими, так и особенно социально-психологическими.
      Примером эндогенной трансформации может  послужить  превращение  части
гипертимов в  послеподростковом  возрасте  (18-19  лет)  в  циклоидный  тип.
Сперва  на  фоне  постоянной  до  этого  гипертимности  появляются  короткие
субдепрессивные  фазы.   Затем   циклоидность   обрисовывается   еще   более
отчетливо.  Вследствие  этого  у  студентов-первокурсников  в  сравнении  со
школьниками  старших  классов  частота   гипертимной   акцентуации   заметно
снижается, а частота циклоидной заметно возрастает.
      Примером трансформации  типов  акцентуации  под  действием  экзогенных
биологических  факторов  является  присоединение   аффективной   лабильности
(“легко взрываются, но быстро отходят”) как одной из ведущих черт  характера
к  гипертимному,  лабильному,  астено-невротическому,   истероидному   типам
акцентуации  вследствие  перенесенных  в  подростковом  и  молодом  возрасте
легких, но повторных черепно-мозговых травм.
        Мощным   трансформирующим    фактором    являются    продолжительные
неблагоприятные социально-психологические влияния в  подростковом  возрасте,
т. е. в период становления большинства типов характера. К ним  прежде  всего
относятся разные виды неправильного воспитания. Можно указать  на  следующие
из них: 1) гипопротекция, достигающая в крайней степени  безнадзорности;  2)
особы  й  вид  гипопротекции,  описанный  А.  А.  Вдовиченко  под  названием
потворствующая   гипопротекция”,  когда  родители  предоставляют   подростка
самому себе, фактически не заботясь о его  поведении,  но  при  начинающихся
проступках и даже правонарушениях  всячески  его  выгораживают,  отводя  все
обвинения, стремятся любыми способами  освободить  от  наказаний  и  т.  п.;
3)доминирующая    гиперпротекция    («гиперопека»);    4)     потворствующая
гиперпротекция, в крайней степени  достигающая  воспитания  «кумира  семьи»;
5)эмоциональное  отвержение,   в   крайних   случаях   достигающее   степени
третирования и унижения (воспитание по  типу  «Золушки»);  6)  воспитание  в
условиях  жестоких  взаимоотношений;  7)  в  условиях  повышенной  моральной
ответственности; 8) в условиях “культа болезней”.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. Личко А.Е.  и
Иванова Н.Я., Л., 1981.
2.  Иванов  Н.Я.,  Личко  А.Е.   “Патохарактереологический   диагностический
опросник для подростков”, М., С.-Петербург “ФОЛИУМ”, 1994.
3. Немов Р.С. “Психология” т.1, М., “Просвещение” “Владос”, 1995.