реферат Введение в догматическое богословие - лекция 2

А.Горин
                      Церковь ЕХБ (НАДЕЖДА(, г. Москва
                                  Введение

                         в догматическое богословие
             Курс лекций прочитанных в Ц. “Надежда” (1997-8 гг.)
Лекция  2.  Библия  —  Священное  Писание  Христианства.  Откровение  и  его
аспекты. Место Библии в спектре откровения, в Церкви и в жизни  христианина.
Природа Библии, ее характеристики…
    В данной лекции я не всегда  буду полностью разделять  все  построения,
хотя  большинство  из  них.  Это  связано   с   собственным   продолжающимся
богословским поиском. Будучи не в состоянии во  всех  случаях  формализовать
свои размышления и их результаты  я  предлагаю  максимально  удовлетворяющие
меня и одновременно вполне закончено сформулированные рассуждения.
    Когда мы  начинаем  разговор  о  Библии,  то  каждый  из  нас  является
носителем определенного представления о Библии. Это само  собой  разумеется,
но я хотел бы подчеркнуть это здесь,  со  следующей  целью.  В  христианстве
существует огромное множество взглядов на Библию и связанные с ней  вопросы.
С другой стороны, нет нормативного церковного  учения  о  Библии  на  уровне
Символов Веры либо заключений  Соборов.  Отчасти  это  и  является  причиной
разнообразия взглядов. Мы говорим,  однако,  что  Библия  является  основным
источником нашего богословского процесса.  Таким  образом  мы  ставим  перед
собой задачу — определить статус Библии,  ее  природу  и  связанные  с  этим
вопросы, в той мере, в какой это  возможно  в  современном  состоянии  этого
вопроса в христианстве.
    Понятно, что отсюда мы должны в полной  мере  обратиться  к  тем  общим
положениям, приведенным в 1-й лекции, которые будут формировать  такое  наше
понимание. Это сложная задача. (Скажу  тут  же,  что  эти  вопросы  являются
предметом моего собственного богословского занятия, как  одни  из  ключевых,
на мой же взгляд, в построении богословия). Конечно,  мы  не  охватим  всего
комплекса  связанных  с  этим  вопросов,  даже  не  коснемся  некоторых.  (В
частности еще и потому, что на лекциях А.М. вы рассматриваете  некоторые  из
них.)
    Откровение. Библия — книга христиан.  Это  книга  имеющая  отношение  к
религиозным,  священным  реалиям;  в  конечном  счете  к  Богу.   Существует
представление о том, что религиозный феномен исключительно антропоморфен.  В
этом  понимании  обращение  к  Богу  вторично  по  отношению  к  религиозной
активности. Есть другое понимание (К.Барт) — человек  признает  божественную
инициативу. Бог открыл Себя. Это тезис о первичности откровения. Как вы  уже
говорили, (необходимость( боготкровения  заключена  в  1)  трансцендентности
Бога;  2)  Его  личностности;  3)  греховности  человека   [опять   же,   мы
затрагиваем  некоторые  богословские   термины,   которые   будут   выведены
впоследствии, что требует осторожности]. Даннинг  рассматривает  эти  3  пп.
говоря о соотношении (ткровения и  трансцендентности;  (.  и  знания;  (.  и
разума.
    Предварительно надо отдать  себе  отчет,  что  проблема  (.  связана  с
учением о Боге. Это не только подготовительные рассуждения  для  богословия.
Мы вынуждены оперировать неким представлением о Боге |?|. Далее,  собственно
в  Библии  нет   современного   понимания   (.   Библейские   авторы   более
непосредственны  в   их   повествованиях   направленных   на   подчеркивание
реальности общения человека с Богом. Библейские термины имеющие отношение  к
знанию носят сотериологический характер.  Категория  полного  знания  вообще
имеет  эсхатологическое  значение  (1К.   13:12).   Наконец,   теоретическое
понимание  откровения  имеет  недавнее  происхождение.  Гипотеза  Тойнби   о
(реакции на вызов(. |Прим.: поним. канона, Троицы и пр.|
    Итак; под откровением мы понимаем   все,  в  чем  проявляется  бытие  и
действие  Бога  в  пределах  человеческого  восприятия.  (Мы  не  знаем  как
воспринимается информация о Боге другими существами).  Несомненно,  что  оно
((.)  превосходит восприятие, но мы ограничиваемся восприятием  и  усвоением
(. в доступных нам пределах. Все что Бог  счел  нужным  открыть  может  быть
воспринято людьми. (Мы говорим о знании Бога, а не о философском  знании  об
Абсолюте).
    Попробуем уяснить цель, объем, причину (.  и  нашу  способность  к  его
восприятию.
    Цель — спасение людей. (“хочет, чтобы  все  люди  спаслись  и  достигли
познания   истины”–1Т.2:4).   (.    есть    элемент    благодати,    имеющей
сотериологическое  измерение.  Спасение  —  жизнь  с  Богом  и  в   Боге   —
богопознание  (Ин.17:3).  Здесь  глубинная  связь  богопознания  в   (.   со
спасением.
    Человек доверяет чему-либо тогда, когда убежден  в  адекватности  этого
истине. Проблема истины.
    Абсолютная истина – проявление божественой субстанции. Божество Само по
Себе непостижимо даже как понятие (таким образом истина не  может  совпадать
с божеством в сущности и  является  проявлением),  а  идея  истины  доступна
мышлению.  Абсолютная  истина  недоступна  овладению,  но  ее  существование
доступно пониманию.
    Откровенная  истина  является  частью  абсолютной  истины.  Объем  этой
частности определяется целями (. (спасением). В (.  Бог  раскрывает  себя  —
источние аб. истины — в той мере, в какой это необходимо для  приближения  к
Нему человека. ( (. относится к абс. истине как часть к целому,  вероятно  в
количественном соотношении. (О последнем трудно судить|?|).
    Можно сказать, тем не менее, что (. качественно также  не  совпадает  с
абсолютной истиной, т.к.  выражается  человечески  опосредовано.  [Позже  мы
рассмотрим варианты этого аспекта]. В любом  случае  форма  (.  определяется
собирательными свойствами человека, которому и адресовано.
    Отсюда, кач. и колич.  отношение  объема  и  формы  (.  к  абс.  истине
определяется как возможностями адресата, так  и  целями  подателя  (субъ.  и
объ. факторы). По отношению к  Богу  —  источнику  —  (.  является  относит.
истиной, а по отн. к человеку —  приемнику  —  количественно  и  качественно
частью абс. истины.
    Этим  же  определяется  абсолютный  характер  (.  для  человека.  (.  —
доступный человеку объект познания, имеющий божественное  происхождение.  (.
приобщает нас к Богу и, будучи продуктом божественной деятеьности  являнется
истиным!
    Полное познание (. недоступно человеку. Существует  представление,  что
христианское богословие в целом имеет своей задачей познание (. в  его  кач.
и колич. полноте, но и то в перспективе исторического процесса. Возможно.
    Перечислим известные нам виды откровения:
    —   раскрытие Бога в природе как Творца и Содержителя;
    —   человеческая способности нравственной оценки;
    —   субъективное и социальное преживание общения с Богом;
    —   непосредственные богоявления;
    —   промыслительные события в жизни человека и человечества;
    —   предание Церкви;
    —   Слово Бога в виде Священного Писания, как фиксированного предания;
    —   Богочеловечество Иисуса Христа — высшее (. Бога — утверждение  всех
прочих видов (.
    (Конечно, этот пречень условен, как  и  всякое  обобщение  эмпирических
данных. Его пункты требуют, зачастую, немалого материала в свое  обоснование
из области апологетики и  ей  подобных  философски-богословских  построений.
Все это имеет некоторый интерес. Иногда делают различение общего и  частного
(., понимая под вторым Библию,  но  такое  деление,  зачастую  подразумевает
весьма неполный взгляд на характер и спектр (., которые мы рассматриваем).
    Что же касается  познания  одного  из  основных  видов  (.,  Священного
Писания, в его качественной полноте недоступно для отдельного человека,  что
доказываеется рядом известных явлений: один и тот же человек  при  различных
обстоятельствах воспринимает один и тот  же  текст  совершенно  по  разному,
открывая  в  нем  все  большую  глубину  содержания;  разные  люди  различно
воспринимают одни и те же тексты, чем объясняется,  в  частности,  множество
взаимодополняющих, а нередко и взаимопротиворечащих толкований. Кроме  того,
под познанием (. надо понимать не только рациональное его восприятие,  но  и
эмоциональное, а также претворение его в жизнь, творческое  его  усвоение  и
осуществление в активной деятельности.
    Итак, под человеком, (познавшим( Слово Бога,  т.е.  наиболее  важный  и
непосредственно доступный каждому вид (., мы  можем  понимать  только  того,
кто  усвоил  его  настолько  органически,  что  вся  жизнь  такового   стала
осуществлением переданого в (. — в виде Библии, Слова Бога —  идеала.  Таким
был, как известно, Христос — нравственный Абсолют человечества  (в  частной,
но  подавляюще  общепринятой  интерпретации).  Для   всех   людей   доступна
определенная степень  усвоения  и  исполнения  Слова  Бога,  большая/меньшая
степень приближения к полноте познания (. — Слова Бога.
    Познание других видов (., напр. физ. мира в его полноте, также доступно
не отд. личности,  но  чел-ву  в  целов.  Это  известно  из  закономерностей
возможностей научного проникновения в законы материального мира.
    Мы говорили,  что  объем  откровения  определяется  его  целью.  Нельзя
сказать, что в том, что мы воспринимаем и осознаем как (. Бога,  нет  ничего
кроме  (.  Например,  человек  может  воспринимать  природу   как   творение
говорящее  о  всемогуществе  и   благости   Творца(Пс.18:1),   но   возможно
воспринимать ее и как источник эстетических  и  познавательных  переживаний,
как нечто содержательное само по себе, вне зависимости  от  ее  (объективно-
субъективной) откровенной функции.
    В Священном Писании, наряду с богословским,  нравственно-дидактическим,
молитвенным,  доксологическим  и  прочими  сотериологическими  аспектами  мы
имеем  множество  понятийного  (география,  космология  и  пр.)   и   сугубо
семантического  материала  вне  которого  сотериологическое  содержание   не
объективируется (по крайней мере в  данном  историко-временном  континууме),
(утрачивает взаимосвязь и смысл). |Пр. географии земной ж.  Иисуса|.  Однако
сами по себе эти составляющие имеют побочныи характер и не имеют смысла.
    То, что содержится в  (.,  главное  и  второстепенное,  достаточно  для
спасения воспринимающих и переживающих его содержание. Характеристика  Павла
– 2Т. 3:16-17 (будем помнить про динамический интерпретационный смысл  этого
текста).  Павел  даже  считает  (.  в  природе  и  совести  достаточным  для
возложения на язычников, не имеющих возможности пользоваться другими  видами
(., ответственности за отвержение Бога и  безнравственную  жизнь  (Рим.1:18-
0;2:14-15). (Здесь я не вполне согласен с Павлом,  во  всяком  случае,  хочу
указать  на  необходимость  тщательной  отшлифовки  всех  этих  понятий.  Не
призывая к безнравственности и, тем более, отвержению Бога, хочу указать  на
широкий спектр этих понятий.
    Единственной причиной того, что (. преподано людям, является воля Бога,
направленая на спасение человечества, на помощь в достижении высшей  степени
самоидентификации и самореализации ради творения (и Бога).  Таким  же  актом
было творение и последующая история с высшим проявлением  в  приходе  Иисуса
Христа.
    (.  было  бы  бессмыслено  без  возможности  человека  воспринимать   и
усваивать его. С самого начала бытия человек общается с Богом,  находится  в
процессе богопознания. Можно делать косвенные выводы о наличии как (. так  и
человеческой способности  воспринимать  его  и  реагировать  на  него.  Т.е.
участвовать в диалоге  с  Богом  с  исполнением  или  нарушением  заповедей,
содержащихся в (. Необходимо учитывать, что это  может  быть  неосознанно  и
даже  с  осознаным  неприятием  вербальных  выражений  христианства  и   его
ортодоксии (как в виде других религий, так и редчайшего  чистого  атеизма  и
агностицизма) |Пр. в кн. о. Г.Чистякова|.
    Можно  сказать,  что   эта   способность   к   богообщению   определяет
уникальность положения человека (мы коснемся этого в  последующих  лекциях).
Не будь этой способности не имело бы смысла библейское откровение и  вершина
откровения — пришествие Иисуса Христа. Итак, богоподобие  человека  является
предпосылкой боговоплощения!
    Надо еще заметить, что человек  наделен  способностью  к  восприятию  и
усвоению (. в разной степени. Надеяться на более успешное  и  результативное
усвоение (. может человек внутренне стремящийся  к  воле  Бога  (сознательно
или  нет)  и   при   этом   не   пренебрегающий   стремлением   к   усвоению
интеллектуального, этического  и  эстетического  богатства  человечества  во
всем его многообразии
    Далее, в свете изложеных рассуждений об откровении и  следует  понимать
вопросы связанные с Библией — Священным Писанием Христианской Церкви.
    {далее  мы  рассмотрим  разделение  откровения  и   богодухновения   (с
различными  теориями  богодухновения),  сферу  богодухновения,   воздействие
богодухновения, (коснемся теорий непогрешимости, безошибочности и  попробуем
создать ясность в терминах),  сделаем  герменевтические  выводы  (касающиеся
соотношения откровения и истолкования, истории и догмы) из нашего  понимания
богодухновения  (гермен.  проблема;  теория   феори/и–Барта),   упомянем   о
герменевтических предпосылках и, наконец, поговорим об авторитете  Библии  и
ее месте в жизни Церкви и христианина. – если успеем обо всем}
________________________________________________________________________
    || разделение откровения  и  богодух.  –  богодух.  не  сообщает  новых
знаний; но может сочетаться с (. (пр.:  пророки).  Так  ев.  Лука  писал  на
основании своего иследования и не имел сверхъест. (., но  был  вдохновленным
писателем | другой подход – богодух. распр. на область  знания  Бога  и  Его
действия в мире. Она не касается всего  чел.  знания,  но  ее  воздейст.  не
исчерпывается порождением только чисто  интеллектуального  акта  /ПравМысль,
VIII, с.115, 119 > 122/ | /AW, №4, с.11-14; 18, а.1; 24-26 –  герм.  принц.;
предпос.; феория/ | /№8, с.12-19 – ист. и догма/ | /Введ. в  Биб.,  с.27-28;
33-34 – непогр.;  авторитет/  |  /Бож.  Откр.,  с.  82-85  -  истинность/  |
/Символ, №6, с.113-114, 116, 118а – фундаментал., непогр  и  пр./  |  /Мень,
с.14, п.7 – на осн. его разраб. закл. (+ “РПЦерковность”, с.34)/ ||
    Библиография  к  лекции 2
    Мудьюгин М., арх., Введение в основное богословие. — М.:  Общедоступный
православный университет, 1995; 226 с. Стр. 146–151.
    Даннинг Р., Благодать, вера, святость. —  С.-Пб.:  (Вера  и  святость(,
1997; 598 с. Стр. 89–92.
    (Князев  А.,  свящ.,  О  боговдохновенности   Священного   Писания   //
Православная мысль. — P., YMCA–Press, 1951, вып.VII; стр.113–127.  …)