реферат Коллективное поведение
ПЛАН:
1)ВВЕДЕНИЕ……………………………………… 2стр
2) КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…………… 5стр
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в
налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и
личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка
индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности
отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а,
следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или
изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на
уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в
пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся
как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность
социальных институтов. Субъектом контролирующего действия выступает не
только государство, но и социальные институты: образование, мораль,
культура и т.п.
При анализе взаимодействия общества и личности с точки зрения
социального контроля можно выявить внутреннюю противоречивость
взаимодействия. С одной стороны человек обретает социальные качества и
социально обусловленную индивидуальность только под воздействием социальной
системы, а с другой - не сможет развить индивидуальность и
самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой
образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий
осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит
сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых
требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный
контроль в различных формах.
Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества,
социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество
использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих
на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания.
Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и
негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное
содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных
догм, политических концепций, законодательства определенной общественной,
государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции)
определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение,
изменение или прекращение. Регулятивную роль играют не только санкции за
совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не
совершенные действия.
В обществе существуют множество самых различных санкций. Одни из них
(правовые санкции) строго регламентированы, формализованы и применяются
полномочными лицами, властными структурами в соответствии с нормами права.
Иные санкции (моральные) неформальны и применяются отдельными членами
общности и в форме улыбки или нахмуривания бровей и т.п. и в форме
высказанного одобрения или осуждения и т.п. Все виды социальных санкций
образуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если
вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их
содержания. На эффективность действия санкций по отношению к конкретному
человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов, что в
свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными ориентациями личности,
уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание индивида система
социального контроля перестает существовать.
Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но до
этого времени большинство средств социального контроля и профилактики
вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее всего - реальными
закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять. Как
правило, запрещающе-репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим
средством борьбы. Но полноценный социальный контроль - это совокупность
средств и методов влияния общества не нежеланные (отклоняющиеся) формы
поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда
используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих
отклонений. К таким механизмам можно отнести:
1)собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний
и санкций;
2)внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и
ценностей;
3)побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной
“законопослушной группой”;
4)”контроль”, установленный на широкодоступных разнообразных средствах
достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных
противоправным или аморальным.
Учитывая качество, направленность и распространение социальных
отклонений на Украине, можно предложить такую стратегию социального
контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии
общественно полезными и нейтральными; направленность социальной активности
в общественно одобренном или нейтральном русле; легализация (как отказ от
уголовного или административного преследования) “преступлений без жертв”
(гомосексуализм, проституция, алкоголизм и т.п.); создание организаций
(служб) социальной помощи: суицидологических, наркологических,
геронтологических; либерализация и демократизация режима содержания в
местах лишения свободы при отказе от принудительного труда и сокращения
части этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности.
Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на
себя все большее внимание отечественных социологов. Активнее
разрабатываются пути рационального контроля и распространения
положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также
типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных
основ механизма социального контроля.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Тем не менее, всякое множество людей (толпа и народ в том числе) несет в
себе коллективное сознательное и бессознательное и управляется им. По
существу несет в себе информационные модули определенного смысла,
распределённые своими различными фрагментами по иерархически организованной
психике (в смысле определённости строя психики в каждый момент на
рассматриваемом
интервале времени) каждого из множества разных людей*, а эти модули
предопределяют процесс самоуправления коллектива, поскольку людям во
множестве свойственна общность, во-первых, культуры, а во-вторых, по
характеристикам излучаемых ими биополей. То есть информационный обмен,
являющийся существом процессов управления и самоуправления, в обществе
носит как минимум двухуровневый характер: биополевой и через средства
культуры (виды искусств, средства массовой
информации, науку и образование).
* При этом некий функционально-целостный информационный модуль может
оказаться не сосредоточенным в психике одного человека, а рассредоточенным
в психике множества людей своими разными фрагментами. В этом случае, он -
как
информационная целостность - недоступен осознанному восприятию отдельной
личности, но если все его носители встретятся и, выделив его фрагменты в
своей индивидуальной психике, выразят их на уровне сознания, то он станет
доступным осознанному восприятию в целом и для индивидуального сознания.
Коллективное сознательное и бессознательное в таком его понимании,
как объективного информационного процесса, поддается целенаправленному
сканированию и анализу, поскольку обрывки информационных модулей так или
иначе находят свое выражение в произведениях культуры разного рода: от
газетно-туалетной публицистики, до фундаментальных научных монографий,
понятных только самим их авторам и нескольким их коллегам. Один человек или
аналитическая группа в состоянии систематически сканировать (по-русски -
просматривать) множества публикаций и высказываний разных людей по разным
вопросам, выбирая из них по тематическим ключам фрагменты функционально-
целостных информационных модулей, принадлежащих коллективному сознательному
и бессознательному. Точно также и действия и бездействие индивидов и
коллективов в определённых обстоятельствах, не связанные с такого рода
публикацией их мнений, представляют собой фразы "языка жизни", по которым
тоже может быть выявлен смысл того, что несет их коллекти вное
бессознательное.
После анализа состояния коллективного сознательного и бессознательного, на
него возможно оказать воздействие в субъективно избранном направлении его
изменения, преследуя определенные цели, если сгрузить в него информацию,
объективно соответствующую, во-первых, целям и во-вторых, информационному
состоянию общества. Такое воздействие может быть произведено вопреки
долговременным жизненным интересам большинства; вопреки тому, как
большинство понимает и выражает свои жизненные интересы; но сделать это
возможно, если люди не умеют, а главное и не желают, защитить свое
коллективное поведение от своего же коллективного сознательного и
бессознательного, и агрессивного воздействия на него сторонних сил.
И государственность - один из атрибутов современного общества, который
представляет собой фактор систематического воздействия на коллективное
сознательное и бессознательное, во многом будучи его порождением в прошлые
времена.
Коллективное бессознательное и сознательное - своего рода информационное
домино просто вследствие объективности информации в Мироздании. Каждая
мысль, в большинстве её выражений имеет начало и конец. Перед нею может
встать* иная мысль, которую первая объективно будет продолжать; но может
найтись и мысль, продолжающая первую. И каждая из них может принадлежать
разным людям. И есть некий "информационный магнетизм", о природе которого
мы в этой работе говорить не будем, но вследствие которого, как и в
настольном домино, в информационном домино коллективного сознательного и
бессознательного есть возможные и невозможные соответствия завершений и
начал мыслей. Отличие только в том, что возможные соответствия "завершение
информационного модуля - продолжение его иным информационным модулем" в
информационном домино не однозначно. Но кроме того неоднозначность
продолжений в информационном домино вызвана и тем, что в этом сплетении
мыслей и их обрывков участвует множество людей одновременно, оттесняя
своими мыслями мысли других. Но в отличие от настольного домино, где
определённая по составу группа игроков плетет только одну информационную
цепь, в коллективном сознательном и бессознательном плетется одновременно
множество информационных выкладок** как из завершенных мыслей, так и из
обрывочных, порождаемых разными людьми на уровне биополевой
общности(сознательного и бессознательного характера) и на уровне средств
культуры.
* Равно: возможно умышленно вставить.
** Строгий термин в настоящем контексте, указующий на то, что в отличие от
цепи костяшек в домино, информационной выкладке объективно свойственна
направленность чтения, т.е. воспроизведения информации в действиях людей.
Какие-то информационные выкладки могут замкнуться концом на свое же
начало, иллюстрацией чего является известное многим повествование: "У попа
была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса – он её убил, вырыл яму,
закопал, крест поставил, написал: "У попа была собака... и т.д."". Если так
построенное кольцо недоброй информационной выкладки коллективного
сознательного и
бессознательного устойчиво, то оно может работать в режиме нескончаемых
кругов ада.
Всякое кольцо информационной выкладки может поддерживаться относительно
немногочисленным подмножеством людей, и процессы в нём происходящие не
способны увлечь остальное большинство, если в него нет открытых входов для
завершений чужих мыслей и открытых окончаний ему свойственных, к которым
могли бы пристроиться сторонние начала мыслей и завершения. Либо же
открытые входы-выходы есть, но в информационной среде общества отсутствуют
необходимые проставочные информационные модули (информационные мосты меж
данным информационным кольцом-цепью и другими иерархически взаимовложенными
информационными кольцами), которые могли бы соединить открытые входы-выходы
со всеми прочими информационными выкладками
коллективного сознательного и бессознательного.
Именно по этой причине заглохли демократизаторские преобразования в России:
узок круг демократизаторов; страшно далеки они от пахарей, рабочих и прочих
работящих, которым нет до демократизаторов конкретного дела; и варятся
демократизаторы в собственном соку, выражая свойственный им строй психики в
осмысленных битвах и бессмысленной грызне между собой...
Но может случиться так, что какая-то информационная выкладка,
поддерживаемая также весьма небольшим числом людей, содержит в себе
множество завершений собственных, открытых для
присоединения чужих начал, и ответных продолжений чужих завершенных мыслей
и их обрывков (аналогом этого в настольном домино являются кости-дуплеты,
лежащие поперек цепи костяшек). Такая информационная выкладка может
замкнуть на себя каждодневную деятельность почти всего общества. И
направленность общественного развития, свойственная такого рода выкладке
информационных модулей в коллективном сознательном и бессознательном,
определит дальнейшую жизнь общества. Вне этого процесса останутся разве что
те, кто поддерживает кольцевые информационные кандалы для самих себя, в
которые нет открытых входов, и из которых нет открытых выходов для
завершений и начал мыслей остального большинства членов общества.
Может случиться так, что в какой-то информационной выкладке есть разрыв и
не достает всего лишь одного доброго слова, чтобы она стала благоносной
программой самоуправления общественным развитием на основе коллективного
бессознательного или сознательного.
Но может случиться и так, что одного неосторожного обрывка мысли
достаточно, чтобы в коллективном бессознательном и сознательном заполнить
разрыв в какой-то информационной выкладке, и тем самым дать старт действию
какой-то программы общественного самоуправления, которая способна
уничтожить
плоды многих тысячелетий развития культуры.
Поэтому, памятуя об информационном домино коллективного сознательного и
бессознательного, его управляющем воздействии на течение событий, человеку
должно быть аккуратным даже в собственных обрывках сонных мыслей, а не то
что в мысленных монологах перед своим "Я" или в громогласной работе
на публику в кампании друзей или в средствах массовой информации.
Если не ходить вокруг, да около, то духовная культура общества - это
культура формирования информационных выкладок в коллективном сознательном и
бессознательном. Какова культура - такова и жизнь общества. Нынешнее
состояние России и история её последних нескольких столетий при таком
взгляде говорит о господстве в повседневности крайне извращенной и
загрязненной духовной культуры, и в этом выражается господство нечеловечных
типов строя психики. Впрочем, это относится и к остальным модификациям
толпо-"элитарной" культуры в ближнем и дальнем зарубежье, хотя там иная
проблематика.
Кто не согласен с этим утверждением о реальной* духовности России, пусть
опровергнет слова апостола Павла: "И духи пророческие послушны пророкам,
потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира.
Так бывает во всех церквах у святых".
* Реально в стаде павианов иерархия их "личностей" выстраивается на
основании того, кто кому безнаказанно показывает половой член.
Соответственно общероссийский мат: " Я тебя ..."; "А вот ... тебе"; "Я на
вас всех ... положил" – вторжение стадно-обезьяньего в общество тех, кому
Свыше дано быть людьми - наместниками Божьими на земле. Обезьянам не дано
быть людьми; россиянам же дано, и не должно унижаться до уровня обезьян.
Тем кто хочет поупражняться в расизме в отношении русских в связи с этим
сообщением, исключительно с целью их просвещения, следует знать, что
согласно кораническим сообщениям некоторая часть иудеев была обращена Богом
в обезьян за отступничество от Его Единого Завета. Реальное состояние
страны не отрицает хранимых ею высоких идеалов нравственности и зерен
истинной духовности под грудой мусора и извращений, но является выражением
распущенности, беззаботности и безответственности при известных высоких
идеалах и притязаниях осуществить их в жизни.
Коллективное сознательное и бессознательное иерархически организовано:
от семьи и группы сотрудников на работе до наций и человечества в целом.
Эта иерархическая организованность имеет место в системе объемлющих
взаимных вложений, каждомоментно меняющих свою структуру и иерархичность.
Это подобно матрешке, но отличие от реальной матрешки в том, что, если
вскрыть самую маленькую "матрешку" в коллективном сознательном и
бессознательном, то в ней может оказаться любая из её объемлющих б(льших
"матрешек" со всеми другими, поскольку человек - часть Мироздания,
отражающая в себя всю Объективную Реальность в её полноте и целостности, но
с разной степенью
детализации тех или иных фрагментов, что и определяет своеобразие
мировоззрения и внутреннего мира каждого индивида.
Все типы строя психики, которые наличествуют в обществе, участвуют в
порождении коллективного сознательного и бессознательного этого общества,
вследствие чего оказывают воздействие на самоуправление общества на основе
его коллективного сознательного и бессознательного. Но каждый из
типов строя психики, вступая в коллективное сознательное и бессознательное
общества, вносит в него свойственное только ему своеобразие, обособляющее в
коллективном сознательном и бессознательном каждый тип строя психики от
фрагментов коллективного сознательного и бессознательного, порожденных
другими типами строя психики. Но в силу того, что все индивиды принадлежат
к одному и тому же биологическому виду "Человек разумный", в коллективном
сознательном и бессознательном, состоящем из своеобразных фрагментов,
поддерживаемых носителями каждого строя психики, есть общие области
(информационные массивы типа "common", через которые передается информация
между самостоятельно работающими программами и подпрограмм ами, если искать
аналогии в программировании для компьютерных систем). Точно также имеются
информационные массивы типа "common", благодаря которым человечество
принадлежит биосфере Земли.
Человечество в целом, каждый народ, та или иная социальная группа в своем
коллективном сознательном и бессознательном несёт большие объемы самой
разнообразной информации. Поэтому, входя в обсуждение этой темы, чтобы в
ней не утонуть, следует ограничиваться рассмотрением только некоторых
её аспектов. В настоящей записке мы рассмотрим только соотношение частотных
характеристик процессов в коллективном сознательном и бессознательном,
обусловленных каждым из типов строя психики, что и определяет общий
характер самоуправления общества и его групп на основе проявлений
коллективного сознательного и бессознательного, распределяя по частотным
диапазонам поведение носителей каждого из типов строя психики и разобщая их
в видах деятельности, которые оказываются доступными или недоступными при
каждом из них.
Использованная литература:
1.Андрущенко В.П.,Горлая Н.И. Социология наука об обществе. Харьков,1996;
2.Осипов Г.В. Социология. Москва,1990;
3.Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. Москва,1990;
4.Пига В.Н. Социология, курс лекций. Киев,1996.