реферат Взаимодействие видов транспорта

Взаимодействие видов транспорта


                              (Конспект лекций)



                                    2000

                                 Содержание



Введение

   1) Роль и значение транспорта
   2) Организация управления транспортной системой
   3) Транспортная обеспеченность страны
   - Показатели транспортной обеспеченности и доступности
   4) Железнодорожный транспорт
   5) Органы управления железнодорожным транспортом
   6) Водный транспорт
     - Особенности водного транспорта
   7) Структура флота
   8) Речной флот
   9) Речные порты и пристани
  10) Морские порты
  11) Основы организации движения флота
  12) Магистральный трубопроводный транспорт
  13) Технико-экономические характеристики магистрального трубопровода
     - нефте и продуктопроводы
     - трубопроводы для транспортировки твердых материалов
  14) Воздушный транспорт
  15) Технико-экономические особенности воздушного транспорта
  16) Управление полетами
  17) Промышленный транспорт
  18) Виды транспорта
  19) Городской транспорт
  20) Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта
     - Уличные виды транспорта
     - Внеуличный транспорт
  21) Взаимодействие различных видов транспорта
  22) Основы взаимодействия
     - Себестоимость перевозок
  23) Основы комплексной теории транспорта
  24) Сопротивление движению транспортных средств
     - Удельное сопротивление трения
     - Удельное сопротивление от подъема
     - Сопротивление от прохождения кривых
     - Удельное сопротивление среды
     - Значение удельного сопротивления движению
  25) Общее уравнение движения
  26) Совершенствование системы управления и государственное регулирование
      транспортной системы в условиях рыночной экономики

                                  Введение



                                     "Транспорт – это ось гравитации страны"

                                                              Д.И. Менделеев

    Существование любого государства невозможно без  развитого  транспорта.
Особенно велика роль транспорта для России.
    Транспортный комплекс включает в себя:
    1) Железнодорожный транспорт (в России 86 тыс. км  нормальной  колеи  с
       шириной колеи 1520 мм; в Европе ширина  колеи  –  1435  мм).  В  США
       имеется проект по созданию супертяжелых грузовых магистралей. Сейчас
       существует  86  тыс.  км  магистральных  дорог;  89  тыс.  км  путей
       промышленных предприятий. Имеются также пути узкой колеи.
    2) Автомобильный транспорт (в России 750 тыс. км автодорог, в США в  10
       раз больше, в Японии 1100 тыс. км).
    3) Речной транспорт (84 тыс. км речных путей).
    4) Морской транспорт (1 млн. км морских путей).
    5) Авиационный транспорт (800 тыс. км авиапутей).
    6) Городской транспорт
    На  комплексном  транспорте  занято  4  млн.  человек,  а  на  дорожном
транспорте – 6 млн. человек. Транспорт ежегодно потребляет 18%  топлива,  6%
электроэнергии, 10% - лесоматериалов, 4% - металлов.
    В недавнем прошлом транспорт СССР был единым. Основой этого  составляла
общественная  форма  собственности  на  транспортные  ресурсы.  В  связи   с
проведением рыночных реформ  и  приватизации  транспортных  средств  понятие
единства исчезло. Был  приватизирован  автомобильный,  речной,  авиационный,
морской транспорт.
    Упор делается на конкуренцию между видами транспорта. Рынок  –  это  не
анархия, а вполне  регулируемый  государственный  механизм.  Главное  –  это
положительный  результат  для  человека:  его   благосостояние,   социально-
экономическая  защищенность  и  общепринятый   уровень   свободы.   Конечным
результатом  должна  быть  ресурсосберегающая  экономика,  важнейшей  частью
которой является транспорт. Специфика  транспорта  в  России  заключается  в
том, что в силу  сложившейся  геополитических  условий  для  транспорта  нет
конкурентного рынка,  а  есть  во  многих  регионах  какой-нибудь  один  вид
транспорта, а другой дополняет его.
    7) трубопроводный транспорт (220 тыс. км в России, в  США  –  280  тыс.
       км).
    Устав железных дорог 1895 г. перешел неизменно в  советскую  Россию.  В
советское время морской транспорт занимал 3-е  место  в  мире.  Аэрофлот  по
мощности был также  на  3-м  месте  в  мире.  Трубопроводы  равнялись  длине
трубопроводов   США.   Городской   транспорт   был   на   уровне,   строился
метрополитен.
    В России была принята программа транспорт России.

                         Роль и значение транспорта

    1) Экономическая роль
    2) Политическое  значение  –  объединяет  области,  края,  государства,
       создает международные связи
    3) Социальное значение – обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей
    4) Культурная функция
    5) Оборонное значение

                Организация управления транспортной системой

    В  России  имеется  министерство  транспорта.   В   этом   министерстве
образованы:
     - Федеративная авиационная служба (ФАС) России;
     - Федеративная служба морского флота (Рос Морфлот);
     - Федеративная служба речного флота (РосРечфлот);
     - Федеративная автомобильно-дорожная служба.
    Начальник  каждой  службы  является  министром.   Железные   дороги   –
единственный вид транспорта вне юрисдикции министерства транспорта.
    В министерстве транспорта имеет ся советник  (МТ).  МТ,  в  отличие  от
ранее существующих транспортных министерств не распоряжается  собственностью
транспортных предприятий  и  не  планирует  их  хозяйственную  деятельность.
Задача МТ – проведение собственной политики в области цен и тарифов.
    На местах в регионах формируются региональные  управления  транспортно-
дорожным комплексом.
    На морском транспорте учреждены морские администрации  портов,  которые
осуществляют регулирование деятельности компаний.
    На железных  дорогах  в  основном  сохранилась  вертикальная  структура
управления:  МПС  дороги  –  отделения  дорог  со  структурными   единицами:
станции, депо (локомотивные, вагонные), дистанции, участки.
    В МПС имеется программа коренной реорганизации.

                     Транспортная обеспеченность страны
            Показатели транспортной обеспеченности и доступности

    Эти показатели отражают уровень транспортного  обслуживания  хозяйства,
населения и зависят от многих факторов:
     - протяженность сети;
     - пропускная и провозная способность;
     - конфигурации улиц;
     - параллельность ходов;
     - дождя, гололеда и др.;
    Чем больше показатель, тем больше развита сеть.
    1) Густота сети на 1000 км2
                                                          [pic]
    Lэ – протяженность эксплуатационной длины; S – площадь территории.

    2) Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек
                                                           [pic]
    Н – число населения.

    3) Обобщенный показатель (формула Эйнгеля)
                                                           [pic]

    4) Успенский ввел  формулу:  объем  предъявленных  для  транспортировки
грузов
                                                           [pic]
    Q – количество грузов.
    5) С  развитием  различных  видов  транспорта  появился  показатель  по
приведению их к общему виду
                                                              [pic]
    S0 – обжитая территория

    Василевский предложил  следующий  коэффициент  приведения  транспортной
линии к одному км железных дорог (пропускной и провозной способностей)
     - для автомагистралей  - 0,45
     - обычное шоссе  - 0,15
     - речной путь  - 0,25
     - магистральный газопровод  - 0,30
     - нефтепровод  - 1
    Показатели по железнодорожному транспорту  dsж/д:
     - мир в целом  - 1,81
     - СНГ  - 0,65
     - США  - 2,27
     - Азия  - 1,35
     - Россия  - 0,51
     - Африка  - 0,50
    6) Макроэкономическим  показателем  уровня  транспортного  обслуживания
       считают  объем   приведенного   грузооборота   в   тонно-километрах,
       (грузооборот  –  количество  тонн,  приведенных  на  один  километр)
       приходящегося на 1 рубль национального дохода.

       [pic][pic]

                          Железнодорожный транспорт

    В 1788 г Ярцев в Петрозаводске уложил  чугунные  рельсы.  Такая  дорога
была построена во Франции через 13 лет, а в США через 17 лет.
    Первая железная дорога была построена в 1825 г в Англии между  городами
Стогктон и Дармингтон. Между этими городами раньше  были  поезда  на  конной
тяге. А Джордж Стефенсон запустил паровоз.
    В России дорога была построена отцом и сыном Черепановыми в 1834  году.
В 1735 в Санкт Петербурге  была  построена  так  называемая  "Увеселительная
дорога" от Царского  села  до  Павловска  для  знати.  Эта  дорога  показала
возможность работы железнодорожного транспорта. Ширина  –колеи  этой  дороги
была 6 футов (1829 мм).
    Мельников строил железную дорогу их Петербурга, а Крафт  –  из  Москвы.
Так была построена железная дорога их Москвы в Петербург. Она была лучшей  в
мире, построенной на 2 пути и самой ровной. Окончание строительства  было  в
1851 году. Журавский на этой дороге построил более 100 мостов.
    Паровозы и вагоны в России начали строить с 1844 года.  В  1861  начали
строить дорогу Санкт Петербург –  Варшава.  Развитие  капитализма  в  России
после  отмены  крепостного  права  вызывает  бурный  рост  железных   дорог,
начинается  строительство  частных  железных  дорог.   Самое   –значительное
строительство – Транссиб. До революции было построено 73 тысячи дорого, а  в
СССР – 155 тыс.



                Органы управления железнодорожным транспортом

    Единое   централизованное   управление   железнодорожным    транспортом
осуществляет  МПС.  Министерство  состоит  из  департаментов.  Для  удобства
каждый начальник имеет свой индекс, например, министр – Ц, зам.  министра  –
З, начальник дороги – Н и т.д.
    Разработана программа транспорт России и различные подпрограммы.

                           Автомобильный транспорт

    В России этим видом  выполняется  более  86%  объема  перевозок  грузов
внутри страны и более  50%  всех  перевозок  пассажиров.  В  грузообороте  –
порядка 9 %, хотя в других  странах  намного  больше.  В  США  автотранспорт
выполняет 24% грузовых работ. По пассажирообороту автотранспорт  на  внешних
перевозках уступает только железнодорожному. В большинстве развитых стран  с
учетом индивидуальных автомобилей доля составляет 89-92 %, в России  –  46%.
"Вечная проблема"  России  –  плохие  дороги  и  их  малое  количество,  что
сдерживает  социально-экономический  прогресс.  В  России  дорог  с  твердым
покрытием – 750 тыс. км, из них общего пользования – 520 тыс. км.  В  США  –
6330 тыс. км, На Украине – 255 тыс. км, в Японии – 1100 тыс. км, в Англии  –
387 тыс. км.
    Густота дорог:
     - в России – 45 км/1000 км2;
     - в Японии – 3257 км/1000 км2;
     - на Украине – 422 км/1000 км2.
    Из  наших  дорог   15%   -   грунтовые,   47%   -   цементобетонные   и
асфальтобетонные, 38% имеют недолговечное щебеночное покрытие.
    Значительное отставание должно быть преодолено в будущем. Себестоимость
перевозки по нашим дорогам в 5-10 раз  выше,  чем  по  западным.  На  каждый
рубль, вложенный в строительство дорог, приходится 3 рубля чистого дохода.
    Действующая сеть автомобильных  дорог  по  техническим  и  качественным
характеристикам согласно СниПу делится на 5 категорий:
|Кате|Расчетная     |Расчетн|Числ|Тип дорожного покрытия                   |
|гори|интенсивность |ая     |о   |                                         |
|и   |движения      |скорост|поло|                                         |