реферат Развитие туризма в России

Томский  политехнический университет



                               Кафедра культурологии и

                                                     социальной коммуникации



                 РЕФЕРАТ ПО КУРСУ “ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ”

                 ТЕМА “СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ”



                                                   Выполнил студент

                            гр.№ З-11211Сурнин О.В
                               Проверила преподаватель
                                                         Лойко О.Т.



                           ТОМСК 2001-2002 уч. г.

                                 СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Этапы развития туризма в России:………………………………………..5
     2.1. просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.)………………………5
     2.2. предпринимательский период (1890-1917г.г.)………………………7
     2.3. туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г……………………8
     2.4. организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)……..10
     2.5. административно-нормативный период (1970-1990г.г.)………..…12
     2.6. переходный период (с 1990г.)…………………………………………14
     2.7. современное состояние российского туристского рынка…………14
3. Заключение…………………………………………………………………...17
4. Список использованной литературы……………………………………..18



        В последнее  время  туризм  получил  значительное  развитие  и  стал
массовым социально-экономическим явлением международного масштаба.  Быстрому
его развитию способствует расширение политических, экономических, научных  и
культурных связей между государствами и  народами  мира.  Массовое  развитие
туризма  позволяет  миллионам  людей  расширить  знания  по  истории  своего
Отечества  и  других   стран,   познакомиться   с   достопримечательностями,
культурой, традициями той или иной страны.
        С экономической точки зрения туризм –  это  особый  вид  потребления
туристами  материальных  благ,  услуг  и  товаров,  который   выделяется   в
отдельную  отрасль  хозяйства,  обеспечивающую  туриста  всем   необходимым:
транспортными  средствами,   объектами  питания,    размещения,   культурно-
бытовыми услугами, развлекательными  мероприятиями.  Таким  образом,  туризм
входит в число наиболее перспективных  отраслей  национальной  экономики  (в
некоторых странах).
      Путешествия и туризм  –  два  неразрывно  связанных  понятия,  которые
описывают  определённый  образ  жизнедеятельности   человека.   Это   отдых,
пассивное  или  активное  развлечение,  спорт,  познание  окружающего  мира,
торговля,  наука,  лечение  и  др.  Однако  всегда  при  этом   присутствует
характерное действие, определяющее и обосабливающее  собственно  путешествие
от   иных  сфер  деятельности,  –  временное  перемещение  человека  в  иную
местность  или  страну,  отличные  от  его  обычного   местонахождения   или
проживания.  Путешествие  –  термин,  обозначающий   перемещение   людей   в
пространстве и времени независимо от цели такового.
      Человеку на протяжении всей его эволюции было  свойственно  стремление
к  миропознанию  и  первооткрывательству    в   целях   развития   торговли,
завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов  и  новых  транспортных
путей.
       За  многовековую  историю   путешествий,   географических   открытий,
промышленного  освоения  новых  территорий,   расширения   мирохозяйственных
связей были собраны многочисленные научные  литературные  материалы,  отчёты
и дневники. Они сыграли неоценимую роль  в  накоплении  человеком  знаний  в
различных областях науки,  культуры,  техники.  У  многих  людей  появляется
потребность  увидеть  новые  районы  и  страны,  познакомиться  с  жизнью  и
обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения  особой  формы
путешествий – туризма.
       Процесс  активизации  хозяйственных  связей  увеличивал   подвижность
населения, сопровождался  строительством  дорог,  благоустроенных  гостиниц,
ресторанов,  созданием  зон  отдыха,  лечения,  изучением   исторических   и
культурных достопримечательностей и т.д.
      С  появлением  регулярного  движения  пассажирского  транспорта,  сети
предприятий питания  и  мест  размещения  отпали  многие  элементы  риска  и
трудностей,  которые  на  протяжении   многих   веков   были   сопряжены   с
путешествиями. Однако туризм был доступен в основном  представителям  имущих
классов, которые совершали  дорогостоящие  поездки  для  отдыха,  лечения  и
развлечений.
      Т.о.,  туризм  становится  особой  формой   передвижения   людей.   Он
развивался   на    основе    путешествий    и    открытий,    осуществляемых
мореплавателями, исследователями, историками, географами  и  представителями
делового   мира,   которые   собрали   многочисленные   научные   изыскания,
наблюдения,   описания,   литературные,   исторические   и    географические
материалы,  отчёты  и  дневники.  Появление  туризма   стало   возможным   в
результате  коренных  изменений  в  характере  общественного   производства,
развития  средств  транспорта   и   связи,   налаживания   мирохозяйственных
отношений в различных сферах.
      Туризм имеет свою историю  развития.  История  туризма  –  это  наука,
изучающая  путешествия  (походы,  экскурсии),  начиная  от  самых   простых,
наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В  своих
исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин  –  археологию,
нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также  тесно  связана
с ними.
      Российский  туризм  имеет  свою  историю  развития.  В  ней   выделяют
несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.



                       ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (ДО 90-х г. XIX в.)

      В   русском   государстве   первые   путешествия   были   связаны    с
познавательными, торговыми, политическими  и  религиозными  целями.  Княгиня
Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению  историка  С.М.Соловьёва,  одними
из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были  “любопытство
посмотреть чудеса образованного мира” и престиж, т.к. “…возвышался тот,  кто
был в Константинополе”.  К  наиболее  ранним  путешествиям  относятся  также
перемещения купеческих караванов как  внутри  Древней  Руси,  так  и  за  её
пределами (Византия, Астраханское государство).
      Вместе  с  христианством  на  Русь  пришла   традиция   паломничества.
Паломники, устремлённые целями  распространения  своей  религии,  поклонения
святыням и их защиты,  совершали  труднейшие  и  длительные  путешествия.  В
начале XII в. игумен  Даниил  совершил  паломничество  в  Константинополь  и
Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым  положив  начало  религиозным
описаниям – “хождениям”. Помимо религиозных целей такие путешествия имели  и
познавательный характер. Рассказы,  описания  паломников  содержали  в  себе
сведения о  природе,  культуре,  быте  разных  стран  и  народов.  Основными
местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад  и
другие святые места.
      В конце XVII в., начиная с правления Петра  I,  когда  насаждаемые  им
новые веяния западной культуры постепенно проникали  в  русский  быт,  стали
практиковаться  поездки  за  границу  с  целью  приобретения  знаний  и  для
расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I,  совершив  путешествие
в 1697-1699 г. в составе Великого московского посольства в  страны  Западной
Европы. С тех пор  путешествия  познавательного  характера  стали  одним  из
распространённых  видов  туризма  в  России.   В   результате   путешествий,
связанных с изучением сторон  жизни западноевропейской культуры,  царь  ввёл
обязательное   изучение    дворянами    иностранных    языков:    немецкого,
голландского, французского. Совершали путешествия  не  только  представители
царской фамилии, но и  каждый  дворянин  имел  право  уехать  за  границу  и
вернуться в любое время.
      Т.О., первые путешествия, совершаемые в основном с  познавательными  и
религиозными  целями,  сформировали  навыки   территориальных   перемещений,
способствовали распространению географических знаний о  странах,  знакомству
с достижениями культуры разных народов.
      Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий
за границу для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. выпустил приложение  к
газете  “Московские  ведомости”,  где  представил   “План   предпринимаемого
путешествия в чужие края”. Это было первое приглашение  россиянам  совершить
групповую поездку в страны Западной  Европы,  организацию  которой  брал  на
себя составитель плана.
      В соответствии с “Планом”  предусматривалась  поездка  группы  молодых
дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов,  затем
проезд по маршруту,  следующему  через  Швейцарию,  Италию  и  Францию,  для
ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом. Условия  путешествия
оговаривались в специальном контракте.
      С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения
       внутри страны. Ездили к  святым  и  целебным  источникам,  но  уже  с
оздоровительной целью.  Это  послужило  началом  изучения  целебных  свойств
минеральных источников и  распространения  путешествий  с  целью  лечения  и
оздоровления. Поэтому строились бальнеологические и грязевые курорты   Ялты,
Кавказских Минеральных вод и др.
      Основным препятствием для путешествий  XVIII-  началаXIXв.  по  России
были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения  в  пути
(гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность  же
заграничных путешествий ограничивалась в  материальном  отношении  даже  для
высшего сословия.
      В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и
походы.  Повышенное  внимание   к   туризму,   стремление   к   путешествию,
организация научных и профессиональных обществ – всё это  послужило  основой
для   объединения   любителей   туризма   в   различные   специализированные
организации.
      Первые туристские  организации  возникли  на  Кавказе.  В  1877г.  при
Кавказском  обществе  естествознания  впервые  в  России  возник  альпийский
клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем  не  менее,  его  члены
организовали ряд путешествий    по  горам  и  долинам  Кавказа;  издали  два
сборника под названием  “Известия”, в которых были помещены статьи  о  фауне
и флоре Кавказа и Закавказья.
      Об  опасности  путешествий  по  Кавказу,  о  непригодности  дорог  для
организации  групповых  путешествий  постоянно  писали  в  прессе.   Поэтому
Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог  рассчитывать  на  широкую
поддержку и просуществовал недолго.
      Однако  впоследствии  Кавказ  стал  объектом  путешествий  не   только
внутреннего, но и иностранного  туризма.  В  конце  XIX  в.  здесь  началось
строительство  шоссейных  и  железных  дорог,  открывались   гостиницы,   на
перевальных дорогах возникали  почтовые станции и дорожные казармы.
      В 1888г. в Тифлисе был издан “Путеводитель по Кавказу” с  рисунками  и
картой.  Его  составитель  Е.Вейденбаум  дал  в  книге  подробное   описание
Кавказского  края,  девяти  маршрутов  с  изложением  главнейших  населённых
пунктов, городов, природных и исторических достопримечательностей.
      В этот период появляются первые туристские фирмы.   Так,  в  1885г.  в
Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма  брала  на  себя
обязательство  ознакомить   туристов   во   время   путешествий   со   всеми
достопримечательностями.
      В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает  второй
горный район – Крым, до которого легко было добраться как  по  суше,  так  и
морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих  высот,
близостью тёплого моря.
      Крым также стал известен своим лечебным  климатом,  благоприятным  для
людей с заболеваниями дыхательной системы.
      В Ялте в конце  80-х  годов  XIX  в.  образовался   “Кружок  любителей
природы, горного  спорта  и  Крымских  гор”.  Основной  задачей  клуба  было
научное изучение  Крымских  гор.  Их  деятельность  включала  охрану  редких
горных видов растений и животных, создание экскурсий, издание трудов клуба.
      К  концу   XIX   в.   география   путешествий   состоятельных   дворян
распространилась по  всем  странам  Европы:  Испания,  Швейцария,  Германия,
Швеция и другие страны, привлекавшие россиян.
      В начале  XX  в.  стоимость  путешествий  стала  гораздо  меньше,  что
расширило  круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего.
      Т.о.,  туризм  в  просветительский  период  развивался   в   следующих
направлениях:
         .  путешествия  с  торговыми,  политическими,  познавательными   и
           религиозными целями;
         . паломнические путешествия;
         . поездки с целью лечения и оздоровления;
         . образование  первых  туристских  организаций,  которые  положили
           начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя
           их  деятельность  не  приобрела  широкого  размаха,  однако  они
           способствовали становлению  туристской  работы  и  популяризации
           путешествий.

                 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1890-1917г.г.).

      Основатели обществ заложили фундамент  туризма  в  России.  Во  второй
половине XIX в.  появляется  ряд  туристских  и  экскурсионных  организаций.
Одним из них было Общество любителей природоведения  (ОЛП),  члены  которого
осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения  географии,  геологии,
этнографии, флоры  и  фауны.  Участники  общества  не  только  сами  изучали
природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех,  кто
интересовался природой.
      Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной  России  был
Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба  явилось
распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые  к
тому  времени  превратились   в   удобный   способ   перемещения   и   часто
использовались для далёких загородных прогулок.
      Русский   туринг-клуб   являлся   членом   международной    туристской
организации,   поддерживал   связи   с   зарубежными   обществами   и   имел
представителей  за  рубежом.  Клуб  издавал  журнал   “Русский   турист”   и
ежегодник.
      По примеру туринг-клуба стали  образовываться  различные  велосипедные
общества и группы в других городах России.  Однако  эти  первые  организации
были  малочисленными,  объединяли  людей,  любивших  путешествия  и  имевших
средства для приобретения дорогостоящего велосипеда.  Поездки  проводили  не
более двухсот вёрст.
      Постепенно  Русский  туринг-клуб  превратился  в  Российское  общество
туристов (РОТ). Основной целью общества содействие развитию  туризма  вообще
и туризма велосипедного  в  частности.  Общество  имело  свой  устав  из  35
статей. Так, 10 статья “Кто не может быть членом общества” гласила:
          1) профессиональные велосипедисты;
          2) исключённые из другого общества;
          3) учащиеся учебных заведений;
          4) находящиеся на действительной военной службе,  низшие  чины  и
             юнкеры;
          5) те, кто имеет ограничения прав по суду.
      Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих
членов, организация гостиниц в разных городах России  для  приёма  туристов,
издание журнала “Русский турист”, “Дорожника” и ежегодника,   представлявших
собой справочно-дорожные книжки для туристов.
      Несмотря на некоторые успехи, РОТ не превратилось в мощную  туристскую
организацию, в основном, из-за пассивности её членов.  Однако  оно  оставило
след в истории туризма. Это была первая организация,  преследовавшая  сугубо
туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но  и
различные районы России, и другие страны.
      В 1901г. в Москве возникло Русское горное общество,  задачей  которого
являлось содействие развитию путешествий в  горах.  По  инициативе  общества
было построено несколько горных хижин и гостиниц.
      Работу по туризму на  Северном  Кавказе  проводило  Кавказское  горное
общество (КГО) в Пятигорске. Члены  общества  организовывали  ученические  и
общедоступные  экскурсии  по  окрестностям   Кавказских   Минеральных   Вод,
содействовали туристам и учащимся в организации экскурсий в  глубь  Кавказа,
устанавливали указатели на тропах, устраивали приюты, давали  в  пользование
горное  снаряжение.  Первое  десятилетие  XXв.  для   туризма   на   Кавказе
характеризовалось развитием пешеходного  туризма.  Одновременно  с  русскими
туристами Кавказ посещали и иностранные туристы.
      Большинство  людей  привлекали  путешествия  по  воде,  которые  стали
практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два  больших
теплохода того времени “Великая княжна Ольга Николаевна” и  “Великая  княжна
Татьяна Николаевна”.
      Т.о.,  предпринимательский   период   характеризуется   познавательно-
экскурсионной  направленностью,  становлением  и  развитием   разных   видов
спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение  масс  населения
с помощью экскурсий и путешествий.



               ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В 1917-1930г.г.

      Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий,
зарождением и  организационным  становлением  экскурсионного  и  туристского
движения. В условиях восстановления  и  реконструкции  народного  хозяйства,
развёртывания   культурной    революции    возникали    первые    учреждения
пролетарского туризма, призванные активизировать массовый  отдых  трудящихся
и удовлетворять их потребности в изучении  культурных  ценностей  и  природы
Родины.
      В некоторых обществах были созданы  подразделения,  которые  проводили
экскурсии и туристские походы за город. В 1920г.  образовалось  Объединённое
лекционно-экскурсионное  бюро,  цель  которого   была   широкая   пропаганда
пролетарского  туризма  и  экскурсий.  Для  рабочих  и  служащих  туристские
вылазки устраивали профсоюзы. Эту работу проводили энтузиасты на  внештатной
основе. Они разрабатывали туристские программы и маршруты.
       По мере возрастания интереса населения к туризму и  экскурсиям  встал
вопрос о подготовке общественных  кадров;  созданные  экскурсионные  станции
стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма.
      Определённые  меры  по  развитию  туризму   принимались   со   стороны
государства. Они были направлены на создание материально-технической базы  и
на  подготовку   профессиональных   кадров.   Очевиднее   становились   пути
деятельности   в   этом   направлении:   централизация   занятий   туризмом,
обеспечение  туристов  и  экскурсантов  транспортом,   местами   размещения,
питанием,  путеводителями,  сведениями  об  объектах  посещения,  подготовка
кадровых групповодов-организаторов и т.д.
      Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя  и
комсомольские активисты.
      При комсомольских  комитетах  создавались  бюро  туризма.  Перед  бюро
ставились  задачи  содействия  местным  “обществам   массовых   путешествий,
ведения  справочно-инструкторской  работы.  При  них  были  созданы  секции:
краеведения, лагерного,  дальнего,  пригородного  туризма.  Они  накапливали
туристские  материалы  (карты,   описания   маршрутов);   было   установлено
сотрудничество  с   учреждениями   общественного   питания,   транспортными,
гостиничными,  коммунальными  и  другими  службами.  Подобная   деятельность
способствовала организационному становлению туризма.
      Объединение усилий  профсоюзов  и  комсомола  по  вопросам  туристской
работы  позволило  ввести  льготный  тариф   железнодорожного   проезда   по
маршрутам,  арендовать  помещения  для   туристских   лагерей,   накапливать
снаряжение,  т.е.  предоставлять  трудящимся  туристские  услуги,   частично
оплачиваемые профсоюзами.
      Наряду  с  этим  была  сформирована  база  для   элитного   отдыха   и
оздоровления,  а  также  рынок  элитного  выездного   туризма.   Создавались
коммерческие  организации,  предлагающие  для  платёжеспособного   населения
путешествия и экскурсии  познавательной  направленности,  а  также  отдых  в
Крыму и на Кавказе.
      В 1925-1928г.г. функционировало государственное  акционерное  общество
“Советский турист” (ГАО “Совтур”), которое  организовывало  дальние  поездки
на поездах и  теплоходах  по  путёвкам,  обслуживало  группы  отдыхающих  по
заранее  определённым  маршрутам   общеобразовательного   и   краеведческого
характера. В обязанность входило создание сети туристских  баз  и  маршрутов
на всей территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма.
      Однако базы “Совтура” превратились  в  базы  отдыха,  обслуживающие  в
основном  своих  акционеров  и  членов  их  семей,  т.е.  высокооплачиваемую
интеллигентскую прослойку. Рабочим же было трудно получить на них место.
      Этот период характеризуется следующими тенденциями:
         . создание мелких и средних  коммерческих  предприятий  туристской
           направленности;
         . формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;
         .  создание  туристской  инфраструктуры:   рестораны,   гостиницы,
           транспортная сеть;
         . формирование туристского рынка,  в  котором  прослеживаются  два
           основных элемента: элитный  туризм  для  состоятельных  слоёв  и
           экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;
         . появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.


                   ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ПЕРИОД
                               (1930-1970г.г.)

      В  1927г.  в  Москве  возобновило  свою  деятельность  дореволюционное
Российское  общество  туристов  (РОТ),  которое   после   конференции   было
переименовано  в  Общество  пролетарского  туризма   и   экскурсий   (ОПТЭ).
Общество имело чёткую организованную структуру,  в  состав  которой  входили
ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества.
      При туристско-экскурсионной работе оно  ориентировалось  на  пожелания
трудящихся. Особое распространение  получили  лыжный  и  пешеходный  туризм,
самодеятельный туризм.
      ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране.
      Деятельность общества охватывало не только взрослое население  страны.
С  1929г.  при  нём  были  организованы  детские  туристско-   экскурсионные
станции.
      Возрастающая массовость туризма требовала развития материальной  базы.
Основным   источником   накопления   финансового   фонда   явились    взносы
коллективных и индивидуальных членов.
      С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: “Всемирный
турист”, “На суше и на море”, ежемесячник “Турист-активист”.
      В различных городах России  открывались  магазины  “Турист”,  где  для
членов общества была установлена скидка.
      В 1929г. была основана Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО
“Интурист”), что  было связано с началом  развития  иностранного  туризма  и
упорядочением приёма зарубежных гостей.
      К началу  1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым
явлением.
      Увеличение   объёма   деятельности,   расширение    сети    туристских
организаций, разработка новых маршрутов,  улучшение  материально-технической
базы  требовали  решения  проблемы  кадров.  Необходимо   было   подготовить
практических  работников  туристского  аппарата,   персонала   обслуживающих
предприятий,     квалифицированных     гидов-экскурсоводов,     проводников,
общественных организаторов.
      В то же время в туристском движении стали  накапливаться  трудности  и
образовался    ряд   проблем:   несоответствие   между   ростом   туристско-
экскурсионного движения и имеющийся  материальной  базой,  ощущался  дефицит
квалифицированных специалистов по туризму.
      К этому времени сложились два основных  направления  в  туризме  среди
трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного  туризма,  туристско-
экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам.  Оба  направления
требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития.
      Период развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется  внедрением
новых организационных форм управления. В 1936г. ОПТЭ было  ликвидировано,  а
всё имущество передавалось в ТЭУ  (Туристско-экскурсионное  управление),  на
которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.
      В  ведении  ТЭУ  находились  вся  материальная   база   и   туристско-
экскурсионное  обслуживание  населения.  В  функции   территориальных   ТЭУ,
работавших   на   хозрасчётном   принципе,   входили   пропаганда   туризма,
консультация населения, культурно-массовое и  хозяйственное  обслуживание  в
пути,  разработка   маршрутов,   строительство   домов   туриста,   лагерей,
производство инвентаря.
      В 1937-1940г.г.  была проведена  комплексная  реорганизация  структуры
туризма, в основу которой  было  положено  жёсткое  государственно-партийное
планирование   капиталовложений,   кадров    и    географий    рекреационной
деятельности. В 1940г. ввели туристские звания за особые  заслуги.  Почётные
туристы награждались значком “Турист СССР”.
      Развитием массового самодеятельного и  спортивного  туризма  занимался
Высший совет физической культуры, при котором была  сформирована  Всесоюзная
секция туризма.
      В   годы   Великой   Отечественной    войны    туристско-экскурсионная
деятельность  была  прекращена;  материально-техническая  база   подверглась
разграблению и разрушению. Работа ТЭУ возобновилась только в 1945г.
      В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных  Союзов
(ВЦСПС)   принял   решение   о   возобновлении    деятельности    Туристско-
экскурсионного управления. ТЭУ были созданы  в  Москве,  Ленинграде,  Крыму,
Краснодаре и  др.  Перед  ними  стояла  задача  восстановления  разрушенного
войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого  развития
туризма.
        В  послевоенное  время   восстанавливалась  и  налаживалась  система
туристско-экскурсионных учреждений. Однако этот процесс шёл медленно.
      Возрождение туристского хозяйства началось с  первых  же  послевоенных
лет. В Сочи, Грузии, на Урале был  произведён  ремонт  баз,  на  которых  во
время войны  располагались  военные  организации.  Уже  в  1946г.  открылись
новые, послевоенные базы в Калининской области  и  Эстонии,  в  1947г.  –  в
Краснодарском крае, в  1948г.  –  в  Бахчисарае,  Ленинградской  области.  С
каждым  годом  росло  число  туристских  учреждений.  В  это  время  широкое
распространение  получил  спортивный,  самодеятельный,  семейный  и  детский
туризм.
      С целью развития молодёжного  международного  туризма  в  июне  1958г.
образовалось  международное  молодёжное  бюро  “Спутник”.  Бюро   занималось
вопросами обмена молодёжными группами СССР  с  другими  странами.  Однако  в
период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь  0,4%  граждан
СССР.
      В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская  деятельность.
Поэтому  организовывались  Советы  по  туризму,  которые   разрабатывали   и
осваивали туристские маршруты.
      Во многих крупных городах создавались бюро  путешествий  и  экскурсий,
работавшие первоначально только  с  арендованными  транспортными  средствами
(автобусами, поездами, теплоходами).
      С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в
выходные и праздничные дни,  организовывались  железнодорожные  путешествия.
Все  виды  туристской  деятельности  в  стране  развивались  при   поддержке
государства и профсоюзов.
      Т.о., туристские путешествия организационно-централизованного  периода
стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.
      Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный  совет
по туризму и экскурсий. Он выпускал  путёвки  на  маршруты,  имеющих  статус
Всесоюзных. Маршруты,  находящиеся  в  ведении  республиканских,  краевых  и
областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.
      В  1960-е  годы  профсоюзными  туристско-экскурсионными  организациями
были разработаны  линейные, кольцевые и радиальные маршруты.
      Плановые маршруты, начинающиеся в одном  городе  и  заканчивающиеся  в
другом, носят название линейных. Если  маршрут начинался  и  заканчивался  в
одном и том же месте, он назывался кольцевым.
      Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда  туристы  весь
период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице  или
пансионате,  совершая  экскурсии  и  непродолжительные  походы  с  ночёвками
туристских приютах.
      Наряду с плановым туризмом  развитие  получил  самодеятельный  туризм,
который  организовывался  туристской  группой  по  маршрутам,  разработанным
самими  участниками,  начиная  от  несложных  походов   выходного   дня   до
спортивных походов высших категорий сложности.
      Также  существовали  маршруты  с  активными  способами   передвижения:
пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.
      Кроме  восстановления  разрушенного  войной   туристского   хозяйства,
развития  различных  видов  туризма  организационно-централизованный  период
также характеризуется следующими чертами:
         . создание материальной  базы  для  рекреационного  туризма  (дома
           отдыха, санатории, пионерские лагеря);
         . лимитирование внешнего  (выездного) туризма.

                     АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД
                               (1970-1990г.г.)

      Развитие туризма в этот период  происходило  в  соответствии  планами,
выполнение которых  было  обязательно.  Они  разрабатывались  на  длительные
сроки (5-10 лет) и утверждались высшими  органами  по  туризму.  Нормативные
показатели  планов,  которые  брались  за  основу  при  развитии  туристской
индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
      Туризм  использовался  как  средство  воспитательного  воздействия  на
молодое поколение. Так, в  1970-х  годах  проводились  всесоюзные  походы  и
экспедиции  школьников  и  молодёжи.   Цели    таких   массовых   туристских
предприятий состояли в  воспитании  патриотизма,  экскурсионно-краеведческой
работе, спортивной тренировке и закалке.
      С этого  времени  начали  внедряться  новые  формы  отдыха:  некоторые
турбазы  стали  принимать  родителей  с  детьми.    Увеличился   ассортимент
туристских услуг в туристских хозяйствах.
      Центральный совет по туризму и экскурсиям  (так он стал  называться  с
1969г.)  открыл  Центральные   туристские   курсы   повышения   квалификации
туристско-экскурсионных  работников  и  Центральное  рекламно-информационное
бюро “Турист”,  которое  выпускало  методическую  литературу  по  туризму  и
экскурсионному  делу.  Огромное  внимание  обращалось   на   благоустройство
действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.
      Туристско-экскурсионное   дело   превратилось   в   крупную    отрасль
обслуживания  населения,  прочно  вошло  в  быт  советских  людей.  Получили
развитие маршруты для  родителей  с  детьми,  организовывались  транспортные
путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и  авиационные.

      В октябре 1980г. в постановлении Центрального  Комитета  КПСС,  Совета
министров  СССР  и  ВЦСПС   “О  дальнейшем  развитии   и   совершенствовании
туристско-экскурсионного дела в стране” были  определены  следующие  задачи:
создание комфортабельных  туристских  учреждений  круглогодичного  действия,
расширение  объёмов  туристского  обслуживания  граждан,  т.к.  их  растущие
потребности  удовлетворялись  не  в   полной   мере,   создание   туристской
индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов  и  форм
предоставляемых услуг
      . В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным
туристским комплексам,  включающих  в  себя  гостиницы,  турбазы,  кемпинги,
приюты, предприятия общественного питания, магазины для  продажи  сувениров,
курортных и спортивных товаров.
      Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-
х годов было исследование и  изучение  туристско-экскурсионных  возможностей
краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития  туризма
в отдельных регионах.
      В период 1980-1992г.г. постепенно росла  материально-техническая  база
лечебно-оздоровительного туризма, появились новые  гостиничные  комплексы  в
крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист”  в  Пскове,
“Велинград” в  Кисловодске  и  др.),  получили  распространение  новые  виды
обслуживания  –  семейный  отдых  и  курсовочное  лечение.  При  курсовочном
лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного  сектора,  а  курс
лечения и оздоровления  получали  в  санатории.  Рекреационное  обслуживание
было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.
      Основными чертами административно-нормативного периода являются:
          .  развитие  туризма   в   условиях   жёсткого   нормирования   и
            планирования;
          .  распространение  новых  форм  обслуживания  (семейный   отдых,
            курсовочное лечение);
          . создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
          . создание научной основы изучения туризма.

                        ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.)

      Этот период развития российского туризма характеризуется переходом  от
административного регулирования туризмом  к  экономическому  стимулированию,
основанному на новых российских законах, касающихся как  предпринимательства
и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
      Особенности переходного периода:
          . переход от монопольного хозяйства к  многоукладному  (туристские
            предприятия становятся собственностью разных владельцев);
          . формирование туристского рынка на основе новых законов;
          . использование туристских ресурсов в  условиях  рынка  на  основе
            новых экономических и правовых отношениях;
          . изменение характера спроса в  связи  с  появлением  новых  видов
            туристских  услуг   (выездные   шоп-туры,    развлекательные   и
            приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
          .  невостребованность  материальной   базы   туризма   (гостиницы,
            пансионаты, дома отдыха);
          .  возникновение  большого  числа  малых  и   средних   туристских
            предприятий;
          . рост средних показателей выездного  туризма,  особенно  с  целью
            шопинга.

             СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

      Формирование  российского  туристского   рынка   началось   с   1990г.
Одновременно шло три процесса:
        1.  распад  предприятий  старого  типа  (экскурсионных  бюро,  бюро
           путешествий;
        2.  создание  новых   предприятий,   которые   впоследствии   стали
           называться туроператорами или турагентами;
        3. модификация старых туристских предприятий путём  перестройки  на
           разработку туристского продукта, имеющего  спрос  у  российского
           потребителя.
      На первом этапе развития рынка  разрабатывались  в  основном  выездные
туры. Многолетний дефицит выездного туризма в  СССР  сформировал  повышенный
спрос на внешний туристский продукт.  Некоторые  страны  ввели  ряд  мер  по
привлечению  российских  туристов:  безвизовый  въезд  в   страны    бывшего
социалистического содружества  (Китай,  Чехия,  Венгрия,  Болгария  и  др.);
упрощение визовых формальностей в Германии, Италии,  Испании;  экономические
туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
      Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера,
отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный  и  молодёжный  туризм,
образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и  оздоровление,
морские круизы.
      Выездной  характер  российского  туризма  был  обусловлен   следующими
причинами:
         .  новизна  иностранного  продукта  для  российского   потребителя
           (отсутствие выездного туризма в СССР);
         . упрощение порядка выезда;
         . расширение внешних деловых контактов;
         . увеличение числа предприятий и отдельных граждан,  располагавших
           валютными средствами;
         . доступность цен на выездные туры;
         . большая конкурентоспособность иностранного туристского  продукта
           (лучшие  условия  проживания  и  гостиничный  сервис  в   целом,
           комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
      Развитию  туризма  был  нанесён  существенный  урон  из-за   ситуации,
сложившейся в России  вследствие  экономического  кризиса  (август  1998г.).
Многие  фирмы  переключились  на  разработку  продукта  для  внутреннего   и
выездного туризма. Это дало возможность  приостановить  процесс  банкротства
туристских  фирм  и  частично  перераспределить  сегменты  на  внутренний  и
выездной туризм.
      Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя
полоса  и  юг   России.   Разрабатываемые   туры   в   основном   отличались
непритязательностью: отдых  в  курортных  местах  России  и  Украины  (Сочи,
Геленджик,  Дагомыс,  Ялта  и  др.),  познавательный  туризм  в   культурно-
исторические центры  (“Золотое  кольцо”,  Нижний  Новгород,  Москва,  Санкт-
Петербург  и  др.),  экологический  туризм,  сафари-туры  (охота,  рыбалка),
речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
      Приоритетные   направления    въездного    туризма:    познавательный,
экологический,  сафари-туры  (рыбалка,  охота),  отдых,  морские  круизы  на
Дальнем Востоке.
      Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
         . нестабильность внутренней политики;
         . несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным
           стандартам. Мало строится и реконструируется старых  аэропортов,
           авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом
           обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
         . несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности,
           классности гостиниц и уровню сервиса в них;
         . завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
         . несовершенство законодательного и экономического  стимулирования
           российского въездного и внутреннего туризма на государственном и
           местном уровне;
         .   недостаточно   квалифицированная   организация    обслуживания
           туристов,  что  создаёт  отрицательный  имидж  как   конкретному
           туристскому центру, так и стране в целом;
         . отсутствие единой политики  государства  и  местных  властей  по
           созданию положительного имиджа России как страны туризма.
      Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция  улучшения
развития туризма в России: увеличивается  поток желающих посетить не  только
зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места,  улучшается
качество   обслуживания,   развивается    детский    туризм    (предлагаются
всевозможные детские поездки на морские  курорты,  в  различные  лагеря  (от
палаточных до комфортабельных) и  зарубежные страны с  познавательной  целью
и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.



                    В  заключение,  хочется  сделать  несколько  выводов  по
специфике развития туризма в России.
      Этапы  развития  туризма  в  России  были  обусловлены  историческими,
экономическими, политическими, культурными аспектами.
   1.  Первые  путешествия,  совершаемые  с  утилитарными,  познавательными,
      политическими   и    религиозными    целями,    сформировали    навыки
      территориальных    перемещений,     способствовали     распространению
      географических  знаний  о  странах,  народах,  а  также  знакомили   с
      достижениями  их   культуры.   Последующие   туристские   передвижения
      первоначально  носили  экскурсионно-познавательный  характер:   горные
      восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.
   2. Развитие различных видов туризма:  отдых,  лечение,  деловые  поездки,
      пролетарский туризм,  семейный,  детский,  молодёжный  туризм,  туризм
      элитного  характера,  спортивные   путешествия,   транспортные   туры,
      экологический туризм и др.
   3.  Создание  туристской  инфраструктуры   (от   хижины   и   приютов   к
      комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы
      (различные снаряжения, инвентарь  и т.д.)
   4. Развитие транспортных средств  привело к массовому туризму.
   5. Создание  различных  организаций,  обществ,  бюро,  компаний,  клубов,
      туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.
   6. Постепенное формирование рынка услуг.
   7. Развитие  элитного  туризма  (для  состоятельных  слоёв  населения)  и
      экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся.
   8. Повышение качества туристских услуг и обслуживания.
   9. Создание административно-правовых норм в туризме.
  10.  Информационное  обеспечение  туристского  бизнеса:   издание   газет,
      журналов, буклетов, организация выставок.



                             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биржаков М.Б. “Введение в туризм” Москва-Санкт-Петербург, 2001г.
2. Долженко Г.П. “История туризма в дореволюционной России и СССР”
    Ростов-на-Дону, 1988г.
3.”Основы туристской деятельности” сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000г.
4. Шаповал Г.Ф. “История туризма” Минск, 1999г.