реферат Гимнастика, значение и виды соревнований

Содержание:


1. Значение и виды соревнований в школе
                                                стр. 2
2. Положение о соревнованиях
                                                           стр. 3
3. Комплекс упражнений для женщин
                                                   стр. 6
4. Список литературы
                                                                     стр.9



                                    Тема:

      “Значение и виды соревнований по гимнастике в школе. Положение о
                               соревнованиях.”


Соревнования по гимнастике—неотъемлемая составная часть всей учебной работы
по физической культуре в школе. Они позволяют контролировать качество
проводимых уроков по основной гимнастике и учебно-тренировочной работы по
спортивной гимнастике.
Соревнования требуют от учеников больших физических и психических
напряжений. Успех достигается за счет проявления высоких моральных и
волевых качеств, таких, как: настойчивость, смелость, решительность,
стремление бороться за честь своей команды, школы; умение подчинить свои
личные интересы интересам коллектива.
Таким образом, благодаря соревнованиям появляется возможность объективно
оценить качество идейно-воспитательной работы с учащимися, проверить
техническую подготовку гимнастов, т. е. уровень овладения программным
материалом, классификационной программой, выяснить успехи и пробелы в
учебно-тренировочном процессе. На соревнованиях спортсмены и тренеры разных
команд (разных городов, областей, республик и даже государств) имеют
возможность обмениваться опытом работы по овладению новыми сложными
элементами, знакомиться с отдельными проблемными вопросами современной
учебно-тренировочной работы и вопросами, связанными с дальнейшим развитием
гимнастического движения. Все это повышает общий теоретический,
методический н практический уровень тренеров и спортсменов. Кроме того,
налаживаются личные контакты спортсменов и тренеров, устанавливаются
дружественные связи, и в этом проявляется интернациональное назначение
соревнований.
Соревнования по гимнастике привлекают большое количество зрителей, что
способствует привлечению желающих заниматься гимнастикой. В этом их
агитационное назначение.

Виды соревнований.

В организации и проведении соревнований сложились определенные традиции.
Соревнования различают по цели, форме зачета, масштабу, представительству и
характеру.
По направленности (цели) соревнования бывают учебные—в отдельных учебных
группах, классах, по специальным учебным программам того или иного года
обучения; отборочные для выявления сильнейших спортсменов и комплектования
сборного коллектива, определения сильнейшей команды для дальнейших
выступлений в соревнованиях; прикидки — проводятся на учебно-тренировочных
занятиях и сборах; первенства и кубки — проводятся с целью подведения
итогов работы за определенный период, выявления сильнейших гимнастов и
команд; матчевые встречи — носят официальный и товарищеский характер, как
правило, бывают традиционными; массовые соревнования — проводятся в низовых
спортивных коллективах среди учащихся учебных заведений, в воинских частях
и подразделениях, охватывают большое количество занимающихся, проводятся по
специальной программе, нормативам комплекса ГТО и упрошенным правилам, с
целью отбора лиц, более способных для занятий гимнастикой в секциях школ,
коллективах ДЮСШ, ДСО и ведомств; могут проводиться без учета пола и
ограничения количественного состава участников.
По форме зачета соревнования могут быть л и ч н ы м и — разыгрывается
личное первенство по сумме баллов, набранных участниками в каждом разряде
программы отдельно; командными — определяется первенство среди мужских и
женских команд раздельно, по сумме баллов зачетных участников в каждом виде
многоборья пли по сумме баллов, набранных в многоборье зачетными
участниками, может определяться по очковой системе; л и ч н о - к о м а н д
н ы м и — в каждом разряде определяются личные результаты и командное
первенство; коллективными — определяется лучший коллектив по результатам
выступлении нескольких команд: детской, юношеской, мужской, женской и т. д.
По масштабу бывают: низовые, районные, городские, областные, краевые,
республиканские, всесоюзные, международные — предусматривают
преемственность в решении поставленных перед ними задач.
По представительству соревнования делятся на территориальные — в команде
могут быть представители только одной республики, одного города, района или
школы. К таким соревнованиям относятся первенства ЦС ДСО и ведомств,
спартакиады школьников, спартакиады народов России; ведомственные — в
командах соревнуются представители разных городов, принадлежащих одному ДСО
или ведомству.
По характеру соревнования могут быть классификационные— на них
присваивается спортивный разряд: не классификационные— разряд не
присваивается; закрытые - без участия зрителей, имеющие целью специальный
просмотр, бет допуска представителей других городов, стран, ведомств;
открытые — допускаются все желающие выступать гимнасты, независимо от
принадлежности к ДСО, ведомству, городу, стране; конкурсы -  выполняются
отдельные элементы или связки на видах гимнастического многоборья по
предварительным заявкам;
«с листа» - по неизвестной заранее программе; по упрощенным программам и
правилам – соревнуются не по всем видам многоборья, по специально
разработанной программе, по выбору соревнующимися в комбинации при наличии
двух; по облегченным правилам судейства: без спец требований, без
временного норматива, с двумя попытками.


Положение о соревнованиях


Положение о соревнованиях — руководящий документ для всех организаций,
принимающих участие в соревнованиях. Оно составляется организацнск.
проводящей соревнование, в соответствии с существующими правилами
соревнований и рассылается не позднее чем за три месяца до их начала.
Изменения в положение о соревнованиях может вносить только организация, его
составляющая. Об этом сразу же сообщается во все коллективы, занятые
подготовкой к соревнованиям.
Положение принято составлять по следующей схеме:
1. Цели и задачи.
2. Место и сроки проведения.
3. Руководство соревнованиями.
4. Участники соревнований.
5. Программа соревнований.
6. Условия    определения личного и командного первенства
7. Условия и порядок награждения победителей личного и командного
первенства.
8. Условия    приема    участников    соревнований    (приезжих команд).
9. Форма и сроки предварительных и окончательных заявок.

Основные задачи соревнований обычно состоят в популяризации гимнастики,
выявлении сильнейших спортсменов и коллективов, подведении итогов учебно-
тренировочной работы за отчетный период и т.д.
Место и сроки проведения соревнований определяются календарем соревнований,
по с более конкретными данными (спортивная база, время проведения, дни
опробования и др.).
Руководство соревнованиями обеспечивает организация, которая их проводит.
Она назначает своего представителя, отвечающего за подготовку и проведение
соревнований. Непосредственное руководство возлагается на главную судейскую
коллегию во главе с главным судьей соревнований.
Программа соревнований и  правила оценки упражнений.
 В этом разделе предусматриваются программа и разряды, по которым будут
соревноваться гимнасты. Положение о соревнованиях может предусматривать:
 а) выступление по обязательной программе (соревнования 1-а);
б) выступление по произвольной программе (соревнования 1-б);
 в) финальные соревнования по многоборью с произвольной программой
(соревнования
 2);
                                                                   г)
финальные соревнования в отдельных видах гимнастического многоборья им
произвольной программе (соревнования 3).
Состав участников соревнований и  условия з а чета.
В этом разделе указывается, какие организации и в каком численном, составе
допускаются к данным соревнованиям. В составе команды, кроме гимнастов,
учитываются тренеры, аккомпаниаторы и представитель. Оптимальный состав
участников в каждой команде в классификационных соревнованиях 6—8 человек,
а в соревнованиях по упрощенным правилам 10—12 человек. Число зачетных
участников обычно устанавливается на единицу меньше установленного состава
команды. В отдельных случаях допускаются к соревнованиям участники в личном
первенстве или вне конкурса. Командный результат соревнований определяется
по сумме баллов зачетных участников в каждом виде гимнастического
многоборья. В некоторых случаях он определяется по сумме баллов в
многоборье у зачетных участников.
 Командное первенство определяется по результатам выступлений гимнастов в
соревнованиях 1-а и 1-6. Финалисты соревнований 2 и 3 отбираются по
результатам командных соревнований. Их количественный состав
устанавливается правилами или положением о соревнованиях. В зависимости от
масштаба соревнований победители в многоборье и в отдельных видах могут
определяться по результатам командных соревнований.
.Если в соревнованиях принимают участие гимнасты разных разрядов, то
результаты командного первенства выводятся с учетом коэффициента, согласно
правилам соревнований или положения. Правилами соревнований устанавливается
коэффициент, равный 1 (единице), для самого младшего разряда, по которому
выступают гимнасты на данных соревнованиях. По мере усложнения разряда
коэффициент постепенно возрастает, каждый раз на 0,05. Если командное
первенство определяется по лучшим результатам спортсменов в многоборье, то
по окончании соревнований секретариат увеличивает сумму баллов каждого
зачетного участника умножением на соответствующий разрядный коэффициент.
Правила соревнований предусматривают применение разрядного коэффициента при
условии оценки качества исполнения упражнения не менее чем в 8 баллов, а в
многоборье не менее 80% от возможной суммы баллов. В том случае, когда
программа соревнований для всех участников одинакова или количество
участвующих гимнастов в каждом разряде строго определено положением,
коэффициент не применяется. В ряде случаев при подсчете результатов
используется очковая система.
Разновидностью командных соревнований являются общекомандные, в которых по
результатам выступлений отдельных команд определяется место всего
коллектива.
Награждение победителей предусматривает, чем и за что награждаются
победители и призеры личного и командного первенства, а также их тренеры.
Обычно награждают за командное первенство среди мужчин и женщин раздельно,
за личное первенство в каждом из разрядов, а также за личное первенство в
отдельных видах гимнастического многоборья.
Организационные вопросы положения предусматривают условия приема
участников, форму судей, сроки подачи предварительных и окончательных
заявок, сроки совещания представителей, проезд к месту соревнований и др.



Комплекс упражнений для женщин.

 1.И. п. — о. с.
 1 —с шагом левой в сторону, руки за голову.
 2 — вставая на носки, руки вверх, потянуться вверх, посмотреть на руки.
 3— то же, что
 1. 4 — и. п. (7-8 раз)

 2. И. п. — о. с.
 1 — присед руки вперед.
 2 — левую в сторону на носок, руки в стороны.
 3 — приставить левую, руки вперед.
 4 — и. п. (6-7 раз)

 3. И. п. — руки к плечам.
 1 — согнуть левую ногу вперед и коснуться коленом правого локтя, вперед не
наклоняться.
 2 — и. п.
 3—4 — то же правым коленом левого локтя.
 5 — сгибая левую ногу назад, ударить правой ладонью по подошве.
 6 — и. п.
 7—8 — то же левой ладонью по правой подошве. (5-6 раз)

 4. И. п. — стойка ноги врозь.
 1—3—три пружинных наклона вперед.
 4 — и. п.
 5—7 — три пружинных наклона назад, руки тыльной стороной упираются в
поясницу.
 8 — и. п.
 9—11 — три пружинных наклона вправо, сгибая левую ногу, руки вверх, в
замке, ладонями вверх.
 12 — и. п.
 13—16 — то же влево. (6-7 раз)

 5. И. п. — стойка на коленях, руки на поясе.
 1 —3 — наклон назад прямым телом.
 4 — и. п.
 5 — разводя стопы, поворот туловища вправо, касаясь правой рукой левой
пятки.
 6 — поворот обратно.
 7—8 — то же с поворотом налево и свести пятки. (4-5 раз)

 6. И. п. — лежа на спине, стопы закреплены, руки за головой.
 1—2 — приподнять туловище на 30° (не сутулится, локти в стороны).
 3 — приподнять туловище до 45°.
 4 — наклон вперед до касания грудью ног.
 5—7 — медленно лечь в и. п.
 8 — расслабиться. (5-6 раз)
 7. И. п. — лежа на правом боку, ноги закреплены, правая рука под головой.
 1—2 — приподнять верхнюю часть тела влево, выпрямляя правую руку.
 3—4 — лечь, расслабиться. Проделав 4—6 раз, повернутся на левый бок.

 8. И. п. — лежа на спине.
 1—4 — сгибаясь в тазобедренном суставе (колени не сгибать) и поднимая таз,
принять вертикальное положение («березка»), упираясь руками в спину, ближе
к лопаткам.
 5—8 — сгибаясь в тазобедренных суставах и опуская спину (ноги не сгибать),
принять и. п. (4-5 раз)

 9. И. п. — упор лежа (руки в этом положении должны быть параллельны, т. е.
на ширине плеч).
 1 — опустите правую руку на предплечье.
 2 — то же левую.
 3 — выпрямите правую руку.
 4 — выпрямите левую руку (и. п.).
 5—8 то же, но начиная с левой руки. (7-8 раз)

10. И. п. — лежа на спине, ноги слегка врозь, руки в стороны.
 1 — с поворотом туловища вправо коснуться левой ладонью правой — выдох.
 2 — и. п. — вдох, расслабление.
 3—4 — то же влево. (4-5 раз)

11. И. п. — лежа на спине, руки в стороны, ноги врозь согнуть, опираются на
подошвы.
 1—2 — опустить ноги влево до касания левым бедром пола, а правым коленом
левой пятки.
 3—4 — и. п.
 5—8 — то же вправо.(5-6 раз)

12. И. п. — лежа на спине, руки в стороны.
 1—2 — поднять левую ногу вверх-вправо до касания носком кисти правой руки.
Нижняя часть тела несколько повернута вправо, руки не отрывать  от пола.
 3—4 — и.  п.
 5—8 — то же в  другую сторону. (5-6 раз)

13. И. п. — лежа на спине.
 1 — сед углом, руки вверх.
 2 — с поворотом кругом лечь на живот, руки вверх.
 3—4 — продолжить поворот направо, лечь на спину, и. п.
 5—8 — то же с поворотом налево. (4-5 раз)

14. И. п. — лежа на спине, ноги закреплены.
 1—2 — поднять верхнюю часть тела на 45° и с поворотом туловища направо
коснуться локтем пола.
 3—4 — и. п.
 5—8 — то же с поворотом налево. (5-6 раз)


15. И. п. — стойка на четвереньках.
 1 —выгнуть спину повыше.
 2—3 — опуская спину, прогнуться, поднять повыше одноименные конечности,
нога прямая, посмотреть на руку.
 4 — и. п.
 5—8 — то же, поднимая другие конечности.(5-6 раз)

16. И. п. — стойка ноги врозь, руки вперед.
 1 —прыжком ноги вместе, руки в стороны.
 2 — прыжком в и. п. (6-7 раз)

17. Ходьба на месте с большой амплитудой движения, постепенно замедляя
ходьбу и уменьшая амплитуду.



Список литературы:

1. Палыга В.Д. «Гимнастика» Учебное пособие для студентов факультета физ.
воспитания. М: «Просвещение» 1982 год.
2. «Гимнастика с методикой преподования»\ под редакцией И.Б.Павлова \ М:
«Просвещение» 1985 год.
3. Шефер И.В. «Гимнастика для женщин» М: ФиС 1984 год.