реферат Контрольная работа

ФГОУ СПО Владимирский заочный сельскохозяйственный техникум



                             Контрольная работа

                               по дисциплине:

                           «Хозяйственному праву»



                                                          Студента 52 группы

                                                      отделения правоведения
                                                               Смирнова А.Г.

                                                                 Шифр ______



                               Владимир 2002г.
                   1. Правовое регулирование приватизации.
      Первыми законодательными актами в рассматриваемой сфере были Закон РФ
«О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации», а так же Закон РСФСР «Об иммунных приватизационных счетах и
вкладах», принятые 3 июля 1991 года. Они определили основные позиции
приватизации, которая должна была осуществляться на базе Государственной
программы, определяющей на предстоящий период (первый год и три последующих
года), что именно и каким способом будет приватизироваться, кто является
участником приватизационных процессов и, соответственно, субъектов
приватизационных правоотношений.
      Далее последовал Указ Президента РФ от 29 декабря 1991 года «Об
ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»,
которым были утверждены Основные положения программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий  в Российской Федерации на 1992
год.
      Указ отступил от требований названных законов и был принят вопреки
установленной компетенции, в частности, Верховного Совета РФ, касающейся
утверждения Государственной программы приватизации. Действие названных
Основных положений было прекращено постановлением Верховного Совета РФ от
11 июня 1992 года. «О введении в действие Государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации на 1992 год». Указом Президента РФ от 29 января 1992 года. «Об
ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» были
утверждены акты, с помощью которых реализуется этот процесс, в виде
Временных положений и Методических указаний, регламентирующих процесс
приватизации, а так же типовых форм.
      В целях ускорения и расширения перспектив приватизации Президентом РФ
1 июля 1992 года был принят Указ «Об организационных мерах по
преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные общества», нацеленные на создание
широких предпосылок приватизации преобразования государственных предприятий
в акционерные общества на основе утвержденного Указом Положения о
коммерциализации государственных предприятий с одновременным
преобразованием в акционерные общества открытого типа. Это Положение
позволило реализовать приватизацию таких предприятий путем продажи акций
уже созданных акционерных обществ, держателями которых в первый период в
основном являлись фонды государственного имущества.
      Указом Президента РФ от 14 августа 1992 года «О введении в действие
системы приватизационных чеков в РФ» было утверждено Положение о
приватизационных чеках, а в его развитие Правительством РФ было принято
постановление от 15 июля 1992 года «О порядке введения в действие системы
приватизационных чеков в РФ», в котором были предусмотрены связанные с этим
организационные мероприятия. Во исполнение этого постановления
Госкомимущество РФ утвердило ряд актов по реализации приватизационных
чеков, в том числе Инструкцию о порядке выдачи приватизационных чеков
гражданам РФ.
      Указ Президента РФ от 14 октября 1992 года «О регулировании арендных
отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных
предприятий» регламентировал вопросы, касающиеся судьбы арендных договоров,
заключенных до введения в действие Закона «О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РФ», и выкупе имущества по таким договорам.
      Главным актом, наряду с Законом о приватизации, регулирующим процессы
приватизации в каждый данный период ее проведения, является Государственная
программа приватизации. Она устанавливает цели, приоритеты и ограничения
при проведении приватизации. Программа вносится Правительством РФ и
утверждается Федеральным Собранием РФ. Первоначально она разрабатывалась на
три ближайших года и состояла из задания на текущий год и прогноза на 2-а
последующих года. Программы содержали:
      - перечень объектов государственной собственности, намеченных к
приватизации, и обоснование их выбора, в том числе объекты и предприятия,
подлежащие обязательной приватизации;
      - требования к местным программам приватизации;
      - задания органов государственной власти и управления по приватизации;
      - определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа,
льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
      - величину сумм приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан
РФ, и размер вклада на одного получателя в данном периоде;
      - другие вопросы, вытекающие из реализации программы.
      22 июля 1994 года Указом Президента РФ были утверждены Основные
Положения государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года. Во исполнение
поручений Президента РФ, содержащихся в Указе от 22 июля 1994 года, был
принят ряд актов -  постановлений Правительства РФ и распоряжений
Госкомимущества РФ в целях обеспечения выполнения денежной приватизации.
      21 июля 1997 года был принят ФЗ «О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ».
Соответственно закон о приватизации 1991 года утратил силу. Новый закон
постановил:
      - отказаться от безвозмездной приватизации;
      - способы приватизации императивно определены законом и не могут быть
расширены подзаконными актами;
      - конкурс по продаже государственного имущества может быть только
коммерческим с инвестиционными и социальными условиями.
      Возрождена аренда имущества государственного предприятия с правом
выкупа работниками этого предприятия, но только по рыночной стоимости.
      Государственная программа приватизации утверждается законом о
государственной программе приватизации на ряд лет.
      Определяя порядок приватизации, государственная программа
устанавливает порядок выбора определенного способа приватизации и принятия
решения о ней; порядок оценки приватизируемого имущества; льготы работникам
государственных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества.
      Федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные
акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а так
же решения органов местного самоуправления не могут противоречить
Федеральному закону от 21 июля 1997 года и принятой на его основе
Государственной программе приватизации.

               2. Ограничения монополистической деятельности.
      Правомерное поведение в области экономических отношений и защита
конкуренции обеспечивается различными средствами – мерами государственного
принуждения.
       Из приведенного в предыдущих параграфах настоящей главы анализа
следует, что запрещающие и обязывающие нормы, содержащиеся в актах
антимонопольного законодательства, устанавливают несколько ключевых
обязанностей.
      Общие обязанности (не допускать экономическую деятельность,
направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не
использовать права в целях ограничения конкуренции и не злоупотреблять
доминирующим положением на рынке) предусмотрены ч. 2 ст. 34 Конституции РФ,
п. 1 ст. 10 ГК РФ и ст. 5-8, 10 Закона о конкуренции.
      Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция
представляет собой типы поведения на товарном рынке, нарушающие именно эти
обязанности. Реагируя на факты совершения данных правонарушений,
антимонопольные органы применяют особые средства пресечения нарушений
антимонопольного законодательства – предписания, которые следует отличать
от иных мер государственного антимонопольного регулирования.
      Анализ практики применения предписаний позволяет утверждать, что им
присущи несколько важных свойств:
      - подзаконность (предписание выдается в рамках и в соответствии с
законодательными актами);
      - официальность (применяется от имени государства);
      - функциональность (с помощью предписания реализуются функции
      антимонопольных органов по защите публичных интересов);
      - властный характер (предписание выносится на основе властных
      полномочий);
      - регулятивность (предписание относится к средствам антимонопольного
      регулирования);
      - подконтрольность (предписание может быть обжаловано в суд);
      - юрисдикционность (в предписании оценивается правомерность действий
      или бездействия хозяйствующих или иных субъектов).
      Кроме того, предписание налагает обязанности и служит юридическим
фактором, с которым связано возникновение, изменение или прекращение
правоотношений в сфере антимонопольного регулирования. Предписание
адресовано отдельным лицам и не носит нормативного характера. Неисполнение
предписания в срок влечет за собой применение мер ответственности,
предусмотренных ст. 23-24 Закона о конкуренции. Одновременно на основании
ст. 13 ГК РФ, ст. 20 и п. 1 ст. 28 Закона о конкуренции у соответствующего
хозяйствующего субъекта и иных лиц возникает право обжаловать вынесенные в
отношении них акты антимонопольных органов. При этом подача заявления
приостанавливает исполнение решения (предписания) федерального
антимонопольного органа (территориального органа) на время его рассмотрения
в суде или арбитражном суде до вступления решения суда или арбитражного
суда в законную силу. Решение (предписание) федерального антимонопольного
органа (территориального органа) может быть обжаловано в течение 6-ти
месяцев со дня его вынесения, за исключением требований, на которые исковая
давность не распространяется.
      Специальные обязанности коммерческих и некоммерческих организаций (их
руководителей), федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти Субъектов Федерации и органов местного самоуправления
(их должностных лиц) и индивидуальных предпринимателей предусмотрены в
Законе о конкуренции и других актах антимонопольного законодательства.
      Так, указанные выше субъекты обязаны:
           1) в соответствии с предписаниями федерального антимонопольного
              органа прекратить нарушение, восстановить первоначальное
              положение, расторгнуть договор или внести в него изменения,
              заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить
              акт, не соответствующий законодательству, перечислить в
              федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения,
              осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с
              соблюдением установленных условий и сроков, выполнить иные
              действия, предусмотренные предписанием;
           2) представить антимонопольным органам ходатайство и заявления об
              уведомлении в случаях и порядке, предусмотренных в ст. 17-18.
              Закона о конкуренции;
           3) исполнить законное требование антимонопольных органов,
              предъявляемое в порядке осуществления государственного
              контроля за концентрацией на товарном рынке (п. 3 ст. 17 и п.
              4 ст. 18 Закона о конкуренции), а так же соблюдать иные
              условия указанного контроля;
           4) представить по требованию антимонопольных органов достоверную
              и полную информацию, необходимую для осуществления
              антимонопольными органами их законной деятельности;
           5) не препятствовать выполнению сотрудниками антимонопольных
              органов возложенных на них обязанностей.
      В области применения антимонопольного законодательства юридическая
ответственность возлагается на правонарушителя различными органами.
Различаются:
      1) ответственность, возлагаемая органом исполнительной власти;
      2) ответственность, возлагаемая судом.
      В зависимости от того, какой вид правонарушения в сфере конкуренции
совершен, юридическая ответственность подразделяется (в ст. 22 Закона о
конкуренции) на гражданско-правовую, административную и уголовную.
      К мерам гражданско-правовой ответственности следует отнести возмещение
потерпевшему предпринимателю убытков, причиненных монополистической
деятельностью и недобросовестной конкуренции. Такие убытки подлежат
возмещению на основании ст. 15 ГК РФ и ст. 26 Закона о конкуренции в
случаях:
      1) принятия нарушения антимонопольного законодательства акта
федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти
субъекта РФ и органом местного самоуправления либо неисполнения или
ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей;
      2) совершение хозяйствующим субъектом деяний, нарушающих
антимонопольное законодательство.
      Коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность в виде
штрафа за следующие нарушения:
           1) неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного
              органа;
           2) совершение действий (бездействия) в нарушение порядка,
              предусмотренного ст. 17-18 Закона о конкуренции;
           3) неисполнение законных требований федерального антимонопольного
              органа, предъявляемых в соответствии с п. 3 ст. 17 и п. 4 ст.
              18 Закона о конкуренции.
           4) Непредставления в срок по требованию антимонопольного
              федерального органа документов либо иной информации,
              подлежащей представлению в соответствии со статьей 17-18
              Закона о конкуренции;
           5) предоставление федеральному антимонопольному органу
              недостоверных сведений;
           6) нарушение установленного порядка представления сведений о
              своих аффилированных лицах при представлении информации на
              основании ходатайств и уведомлений, предусмотренных ст. 17-18
              Закона о конкуренции.
      Индивидуальные предприниматели несу административную ответственность
по правилам ст. 24 Закона о конкуренции.
      Административная ответственность руководителей коммерческих и
некоммерческих организаций, должностных лиц федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и
органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей в сфере
конкуренции наступает за следующие нарушения:
           1) неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного
              органа;
           2) воспрепятствование выполнению сотрудниками федерального
              антимонопольного органа возложенных на них обязанностей.
      Что касается уголовной ответственности, то ст. 178 УК РФ
сформулированы без учета положений п. 4 ст. 24 Закона о конкуренции и
устанавливает ответственность не за неисполнение в срок должностным лицом
властного органа или хозяйствующего субъекта законных предписаний
антимонопольных органов, а непосредственно за:
           1) монополистические действия, совершенные путем установления
              монопольно высоких или монопольно низких цен;
           2) ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение
              доступа на рынок, устранение с него других хозяйствующих
              субъектов, а так же установление или поддержание единых цен.
                                 3. Задача.
      Решение по делу между «Ларк» и корпорацией «Виктор» пересматривалось
по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению корпорации «Виктор». Суд
определением от 30.03.94г. оставил решение без изменения и возобновил его
исполнение по обращению задолженности на имущество ответчика. Каков порядок
приостановления производства по исполнению решения?
      Может ли арбитражный суд пересмотревший решения по вновь открывшимся
обстоятельствам приостановить исполнительное производство?