реферат Экологическое право

|Понятие,       |Экологическое  |Государственный|Понятие и      |               |
|предмет, метод |нормотворчество|кадастр        |классификация  |               |
|и система      |органов        |природных      |экологических  |               |
|экологического |местного       |ресурсов и     |правонарушений.|               |
|права.         |самоуправления.|объектов.      |               |               |
|Под            |               |Государственным|Экологическое  |               |
|экологическим  |Если в         |кадастром      |правонарушение |               |
|правом         |соответствии с |природных      |–              |               |
|понимается     |Конституцией РФ|ресурсов       |противоправное,|               |
|совокупность   |органы местного|называется свод|виновное деяние|               |
|норм,          |самоуправления |экономических  |совершаемое    |               |
|регулирующих   |наделены       |организационных|право-,        |               |
|конкретные     |соответствующим|и технических  |дееспособным   |               |
|общественные   |и полномочиями,|показателей,   |субъектом,     |               |
|отношения      |то они могут   |характеризующих|причиняющее или|               |
|собственности  |принимать      |качество,      |несущее        |               |
|на природные   |нормативно     |количество     |реальную угрозу|               |
|ресурсы, по    |правовые акты. |природного     |причинения     |               |
|обеспечению    |Эти полномочия |ресурса, состав|экологического |               |
|рационального  |определены     |и категории    |вреда либо     |               |
|использования  |рядом          |пользователей. |нарушающее иные|               |
|природных      |законодательных|Данные         |права и        |               |
|ресурсов и     |актов, в том   |кадастров      |законные       |               |
|охране         |числе ФЗ «Об   |служат         |интересы       |               |
|окружающей     |общих принципах|обеспечению    |субъектов      |               |
|среды от       |организации    |рационального  |экологического |               |
|вредных        |местного       |использования  |права.         |               |
|химических,    |самоуправления |природных      |Экологические  |               |
|физиологических|в РФ». Этот    |ресурсов и     |правонарушения |               |
|и биологических|закон относит к|охране         |подразделяют на|               |
|воздействий в  |ведению местных|окружающей     |проступки и    |               |
|процессе       |органов        |среды от       |преступления.  |               |
|хозяйственной и|самоуправления |вредных        |Первую группу  |               |
|иной           |обеспечение    |воздействий. На|составляют     |               |
|деятельности,  |санитарного    |основе         |менее          |               |
|по защите      |благополучия   |кадастров      |общественно    |               |
|экологических  |населения,     |проводится     |опасные деяния |               |
|прав и законных|регулирования и|денежная оценка|по сравнению со|               |
|интересов      |планирования   |природного     |вторыми. Эти   |               |
|физических и   |застройки      |ресурса,       |экологические  |               |
|юридических    |территорий и   |определяется   |правонарушения |               |
|лиц.           |т.д. ФЗ «Об    |его продажная  |влекут за собой|               |
|С учетом       |охране         |цена, система  |следующие виды |               |
|интересов и    |окружающей     |мер по         |ответственности|               |
|потребностей   |природной      |восстановлению |:              |               |
|человека       |среды» также   |нарушенного    |дисциплинарную;|               |
|предмет        |определяет ряд |состояния      |материальную,  |               |
|экологического |предметов      |природы.       |административну|               |
|права образуют |ведения органов|Государственные|ю,             |               |
|отношения:     |местного       |природные      |гражданско-прав|               |
|собственности  |самоуправления:|кадастры служат|овую           |               |
|на природные   |разработку     |основой при    |ответственность|               |
|ресурсы; по    |экологических  |принятия       |.              |               |
|использованию  |программ, учет |решения о      |Вторую группу  |               |
|природных      |и оценку       |предоставлении |образуют деяния|               |
|ресурсов; по   |состояния      |природного     |за которыми    |               |
|охране         |окружающей     |ресурса в      |следует        |               |
|окружающей     |среды и        |пользование.   |уголовная      |               |
|среды от       |природных      |Кадастры       |ответственность|               |
|различных форм |ресурсов на    |ведутся по     |.              |               |
|деградации и по|подведомственно|отдельным видам|               |               |
|защите         |й территории и |природных      |               |               |
|экологических  |д.р.           |кадастров и по |               |               |
|прав и законных|Перечисленные  |территориям. В |               |               |
|интересов      |направления    |соответствии с |               |               |
|физических и   |деятельности   |экологическим  |               |               |
|юридических    |органов        |законодательств|               |               |
|лиц.           |местного       |ом ведется     |               |               |
|Методы         |самоуправления |государственный|               |               |
|правового      |осуществляются |земельный      |               |               |
|регулирования –|посредством    |кадастр,       |               |               |
|способы        |принятия       |государственный|               |               |
|правового      |нормативных    |кадастр        |               |               |
|воздействия на |правовых актов.|месторождений и|               |               |
|общественные   |               |проявлений     |               |               |
|отношения со   |Самый низкий   |полезных       |               |               |
|стороны        |уровень актов –|ископаемых,    |               |               |
|государства и  |локальные      |государственный|               |               |
|уполномоченных |нормативные    |лесной кадастр,|               |               |
|им субъектов.  |акты,          |государственный|               |               |
|Различают      |принимаемые на |водный кадастр,|               |               |
|административно|предприятиях.  |государственный|               |               |
|-правовой метод|Выделяют       |кадастр        |               |               |
|и              |локальные акты |животного мира,|               |               |
|гражданско-прав|общего         |государственный|               |               |
|овой метод.    |характера и    |кадастр особо  |               |               |
|Под системой   |специальные    |охраняемых     |               |               |
|экологического |акты.          |природных      |               |               |
|права          |Акты общего    |территорий. Как|               |               |
|понимается     |характера –    |особую         |               |               |
|структура      |коллективный   |разновидность  |               |               |
|основных       |договор,       |кадастра редких|               |               |
|элементов,     |правила        |находящихся на |               |               |
|частей этой    |внутреннего    |грани          |               |               |
|отрасли –      |трудового      |исчезновения   |               |               |
|подотраслей,   |распорядка.    |видов животных |               |               |
|институтов,    |Специальные    |и растений,    |               |               |
|норм. Структура|акты – планы   |можно          |               |               |
|определяется   |организационно-|рассматривать  |               |               |
|практическими  |технических    |Красную книгу  |               |               |
|потребностями  |мероприятий по |РФ.            |               |               |
|последовательно|охране         |Наряду с       |               |               |
|го,            |окружающей     |кадастрами     |               |               |
|рационального и|природной среды|отдельных      |               |               |
|наиболее       |и рациональному|природных      |               |               |
|полного решения|использованию  |ресурсов и     |               |               |
|задач в сфере  |природных      |объектов,      |               |               |
|взаимодействия |ресурсов,      |экологическое  |               |               |
|общества и     |должностные    |законодательств|               |               |
|природы,       |инструкции и   |о              |               |               |
|стоящих перед  |д.р. Действие  |предусматривает|               |               |
|государством.  |эколого-правовы|ведение        |               |               |
|При определении|х нор,         |территориальных|               |               |
|внутренней     |содержащихся в |кадастров      |               |               |
|структуры      |локальных      |природных      |               |               |
|экологического |нормативных    |ресурсов и     |               |               |
|права, будет   |актах,         |объектов.      |               |               |
|служить        |ограниченно    |               |               |               |
|совокупность   |рамками        |               |               |               |
|правовых норм, |предприятия и  |               |               |               |
|регулирующих   |иного          |               |               |               |
|конкретную,    |формирования.  |               |               |               |
|относительно   |               |               |               |               |
|обособленную   |               |               |               |               |
|группу         |               |               |               |               |
|общественных   |               |               |               |               |
|отношений.     |               |               |               |               |
|Понятие и      |Право          |Мониторинг     |Платность      |               |
|особенности    |собственности  |окружающей     |природопользова|               |
|источников     |на природные   |среды.         |ния и ее виды. |               |
|экологического |ресурсы.       |Мониторинг –   |Платность      |               |
|права.         |Основы права   |это система    |является одним |               |
|Соотношение    |собственности  |долгосрочных   |из принципов   |               |
|отрасли        |на природные   |наблюдений,    |природопользова|               |
|экологического |ресурсы        |оценки и       |ния. В         |               |
|права и отрасли|определены     |прогноза       |соответствии с |               |
|экологического |Конституцией   |состояния      |законодательств|               |
|законодательств|РФ. В          |окружающей     |ом об          |               |
|а.             |законодательств|среды и ее     |окружающей     |               |
|Под источником |е об окружающей|изменений.     |среде введение |               |
|экологического |природной среде|Основные       |платности      |               |
|права          |закрепляются   |положения о    |преследует     |               |
|понимаются     |специфические  |мониторинге    |достижение ряда|               |
|нормативно-прав|черты и формы  |сформулированы |целей.         |               |
|овые акты,     |собственности  |в Законе РСФСР |Является       |               |
|содержащие     |на конкретные  |«Об охране     |источником     |               |
|нормы,         |природные      |окружающей     |пополнения     |               |
|регулирующие   |ресурсы, а     |природной      |государственног|               |
|отношения в    |также          |среды».        |о и местного   |               |
|области        |особенности    |Данные         |бюджетов, а    |               |
|взаимодействия |механизма      |мониторинга    |также          |               |
|общества и     |реализации     |природной среды|экологических  |               |
|природы. Чтобы |правомочий     |служат основой |фондов.        |               |
|служить        |собственника   |для ведения    |Стимулирует    |               |
|источником     |земли, вод,    |кадастров      |природопользова|               |
|экологического |недр, лесов и  |природных      |телей к        |               |
|права документ |т.д.           |ресурсов, а    |рациональному  |               |
|должен отвечать|Под правом     |также для      |использованию  |               |
|следующим      |собственности  |принятия       |тех ресурсов,  |               |
|требованиям:   |на природные   |экологически   |за которые они |               |
|иметь          |ресурсы в      |значимых       |платят.        |               |
|объективно     |субъективном   |хозяйственных и|Законом «Об    |               |
|выраженную     |смысле слова   |иных решений.  |охране         |               |
|форму – закон, |понимается     |Информация в   |окружающей     |               |
|указ           |совокупность   |области        |природной      |               |
|Президента,    |правомочий     |мониторинга    |среды»         |               |
|постановление  |собственника по|загрязнения    |устанавливаются|               |
|Правительства и|владению,      |окружающей     |два вида       |               |
|т.д.; должен   |пользованию и  |среды          |платежей – за  |               |
|быть принят    |распоряжению   |предоставляется|пользование    |               |
|уполномоченным |землей, водами,|потребителям   |природными     |               |
|органом; должен|лесными        |бесплатно или  |ресурсами и за |               |
|быть официально|ресурсами и др.|за плату.      |загрязнение    |               |
|опубликован.   |объектами      |Другим         |окружающей     |               |
|Источникам     |собственности. |потребителям   |среды.         |               |
|экологического |Находящиеся в  |этой информации|Плата за       |               |
|права присущ   |собственности  |информация     |пользование    |               |
|ряд            |природные      |предоставляется|природными     |               |
|особенностей.  |ресурсы        |за плату в     |ресурсами      |               |
|Источники      |используются   |размерах,      |регулируется   |               |
|экологического |собственником  |возмещающих    |соответствующим|               |
|права относятся|свободно, по   |расходы на ее  |и              |               |
|к предметам    |своему         |подготовку.    |природоресурсны|               |
|совместного    |усмотрению. Но |В              |ми             |               |
|ведения        |это право не   |государственной|законодательным|               |
|Федерации и ее |абсолютное.    |системе        |и актами.      |               |
|субъектов,     |Право          |мониторинга    |Например, за   |               |
|эколого-правовы|собственности  |участвуют:     |пользование    |               |
|е нормы        |ограничивается |Государственный|землей         |               |
|устанавливаются|общественно    |комитет по     |находящейся в  |               |
|на обоих       |значимыми      |охране         |собственности  |               |
|уровнях.       |интересами,    |окружающей     |или временном  |               |
|Еще одна       |т.е.           |природной      |пользовании    |               |
|особенность    |собственник    |среды;         |взимается      |               |
|данной отрасли |имеет право    |Федеральная    |земельный      |               |
|в том, что     |свободно       |служба по      |налог.         |               |
|экологические  |пользоваться   |гидрометеоролог|Плата за       |               |
|нормы могут    |принадлежащими |ии и           |пользование    |               |
|относиться к   |ему природными |мониторингу    |природными     |               |
|разным отраслям|ресурсами, если|окружающей     |ресурсами также|               |
|права.         |это не наносит |природной      |предусмотрена  |               |
|Экологическое  |вреда          |среды;         |за пользование |               |
|законодательств|окружающей     |Государственный|недрами, водами|               |
|о это –        |природной      |комитет по     |лесным фондом  |               |
|совокупность   |среде.         |земельной      |за пользование |               |
|законов,       |Собственник    |политике;      |животным миром.|               |
|которые        |обязан в       |Министерство   |               |               |
|регулируют     |законодательном|природных      |Плата за       |               |
|отношения,     |порядке        |ресурсов РФ;   |загрязнение    |               |
|образующие     |обеспечить     |Министерство   |окружающей     |               |
|предмет        |рациональное   |сельского      |среды это один |               |
|экологического |использование  |хозяйства и    |из важных      |               |
|права.         |принадлежащих  |природопользова|принципов      |               |
|Основываясь на |ему природных  |ния;           |направленных на|               |
|этих критериях,|ресурсов       |Государственный|экономическое  |               |
|совокупность   |               |комитет по     |стимулирование |               |
|законов можно  |               |рыболовству;   |предприятий    |               |
|разделить на   |               |Федеральная    |принимать меры |               |
|две группы:    |               |служба лесного |по снижению    |               |
|законодательств|               |хозяйства;     |загрязнения    |               |
|о об окружающей|               |Министерство   |окружающей     |               |
|среде и        |               |здравоохранения|среды.         |               |
|природоресурсно|               |.              |Закон          |               |
|е              |               |               |предусматривает|               |
|законодательств|               |               |два вида       |               |
|о. Объектом    |               |               |платежа за     |               |
|первой группы  |               |               |загрязнение    |               |
|является       |               |               |окружающей     |               |
|окружающая     |               |               |среды. Плата   |               |
|среда в целом, |               |               |за:            |               |
|во втором –    |               |               |Выбросы, сбросы|               |
|отдельные      |               |               |загрязняющих   |               |
|природные      |               |               |веществ,       |               |
|ресурсы.       |               |               |размещение     |               |
|               |               |               |отходов и      |               |
|               |               |               |другие виды    |               |
|               |               |               |загрязнения в  |               |
|               |               |               |пределах       |               |
|               |               |               |установленных  |               |
|               |               |               |лимитов;       |               |
|               |               |               |Выбросы, сбросы|               |
|               |               |               |загрязняющих   |               |
|               |               |               |веществ,       |               |
|               |               |               |размещение     |               |
|               |               |               |отходов и      |               |
|               |               |               |другие виды    |               |
|               |               |               |загрязнения    |               |
|               |               |               |сверх          |               |
|               |               |               |установленных  |               |
|               |               |               |лимитов.       |               |
|Структура      |Формы          |Нормирование   |               |               |
|современного   |собственности  |природопользова|               |               |
|экологического |на природные   |ния и качества |               |               |
|законодательств|ресурсы.       |окружающей     |               |               |
|а.             |Формы права    |среды.         |               |               |
|Экологическое  |собственности  |Под            |               |               |
|законодательств|на природные   |нормированием в|               |               |
|о это –        |ресурсы        |области        |               |               |
|совокупность   |определяются   |природопользова|               |               |
|законов,       |Конституцией   |ния и охране   |               |               |
|которые        |РФ. В          |окружающей     |               |               |
|регулируют     |соответствии с |природной среды|               |               |
|отношения,     |ч.2 ст.9 земля |понимается     |               |               |
|образующие     |и другие       |установление   |               |               |
|предмет        |природные      |уполномоченными|               |               |
|экологического |ресурсы могут  |государственным|               |               |
|права.         |находиться в   |и органами     |               |               |
|Основываясь на |частной,       |экологических  |               |               |
|этих критериях,|государственной|нормативов в   |               |               |
|совокупность   |, муниципальной|соответствии с |               |               |
|законов можно  |и иных формах  |требованиями   |               |               |
|разделить на   |собственности. |законодательств|               |               |
|две группы:    |Для всех       |а.             |               |               |
|законодательств|собственников  |Важную роль в  |               |               |
|о об окружающей|закрепляется   |экологическом  |               |               |
|среде и        |принцип равных,|нормировании   |               |               |
|природоресурсно|одинаковых     |играет Порядок |               |               |
|е              |обязанностей по|разработки и   |               |               |
|законодательств|обеспечению    |утверждения    |               |               |
|о. Объектом    |рационального  |экологических  |               |               |
|первой группы  |использования  |нормативов     |               |               |
|является       |природных      |выбросов и     |               |               |
|окружающая     |ресурсов и     |сбросов        |               |               |
|среда в целом, |охране         |загрязняющих   |               |               |
|во втором –    |окружающей     |веществ в      |               |               |
|отдельные      |природной      |окружающую     |               |               |
|природные      |среды.         |природную      |               |               |
|ресурсы.       |Право частной  |среду, лимитов |               |               |
|Законодательств|собственности  |использования  |               |               |
|о об окружающей|на природные   |природных      |               |               |
|среде в        |ресурсы.       |ресурсов,      |               |               |
|представлено   |Граждане и их  |размещения     |               |               |
|лишь некоторыми|объединения в  |отходов.       |               |               |
|актами,        |праве иметь в  |Нормативы      |               |               |
|например: З «Об|частной        |качества       |               |               |
|охране         |собственности  |окружающей     |               |               |
|окружающей     |землю,         |природной среды|               |               |
|природной      |обособленные   |являются       |               |               |
|среды»; ФЗ «Об |водные объекты |едиными для    |               |               |
|экологической  |не имеющие     |всей территории|               |               |
|экспертизе»; ФЗ|связи с другими|РФ.            |               |               |
|«О             |наземными      |В систему      |               |               |
|континентальном|водными        |экологических  |               |               |
|шельфе» и т.д. |объектами и    |нормативов     |               |               |
|Более широкое  |размеры в      |входят:        |               |               |
|место занимает |соответствии с |Нормативы      |               |               |
|природоресурсно|земельным      |качества       |               |               |
|е              |законодательств|окружающей     |               |               |
|законодательств|ом.            |среды;         |               |               |
|о.             |Государственная|Нормативы      |               |               |
|Природоресурсно|собственность  |предельно      |               |               |
|е              |является       |допустимого    |               |               |
|законодательств|доминирующей в |вредного       |               |               |
|о это –        |структуре      |воздействия на |               |               |
|совокупность   |закрепленных   |состояние      |               |               |
|законов,       |законодательных|окружающей     |               |               |
|регулирующих   |форм           |среды;         |               |               |
|отношения по   |собственности. |Нормативы      |               |               |
|использованию и|Право          |использования  |               |               |
|охране         |государственной|природных      |               |               |
|отдельных      |собственности  |ресурсов;      |               |               |
|природных      |установлено: на|Нормативы      |               |               |
|ресурсов:      |землю, недра,  |санитарных и   |               |               |
|Земельный      |леса, объекты  |защитных зон.  |               |               |
|кодекс; ФЗ «О  |живого и       |Нормативы      |               |               |
|животном мире»;|животного мира,|качества       |               |               |
|Водный кодекс, |другие объекты.|окружающей     |               |               |
|Лесной кодекс и|               |среды          |               |               |
|т.д.           |Муниципальная  |устанавливаются|               |               |
|               |собственность. |в форме        |               |               |
|               |В состав       |нормативов     |               |               |
|               |муниципальной  |предельно      |               |               |
|               |собственности  |допустимых     |               |               |
|               |входят         |концентраций   |               |               |
|               |находящиеся в  |(ПДК) вредных  |               |               |
|               |муниципальной  |веществ, а     |               |               |
|               |собственности  |также вредных  |               |               |
|               |муниципальные  |микроорганизмов|               |               |
|               |земли и другие |и других       |               |               |
|               |природные      |биологических  |               |               |
|               |ресурсы.       |веществ,       |               |               |
|               |Управляют      |загрязняющих   |               |               |
|               |муниципальной  |окружающую     |               |               |
|               |собственностью |среду, и       |               |               |
|               |органы местного|нормативов     |               |               |
|               |самоуправления.|предельно      |               |               |
|               |Они в праве    |допустимых     |               |               |
|               |предавать      |уровней (ПДУ)  |               |               |
|               |объекты        |вредных        |               |               |
|               |муниципальной  |физических     |               |               |
|               |собственности в|воздействий на |               |               |
|               |аренду,        |нее.           |               |               |
|               |отчуждать в    |Функции:       |               |               |
|               |установленном  |устанавливают  |               |               |
|               |порядке и т.д. |предельные     |               |               |
|               |В земельном    |величины       |               |               |
|               |законодательств|вредных        |               |               |
|               |е объекты      |физических,    |               |               |
|               |муниципальной  |химических и   |               |               |
|               |земельной      |биологических  |               |               |
|               |собственности  |воздействий на |               |               |
|               |не названы.    |природную      |               |               |
|               |Земли не       |среду; служат  |               |               |
|               |относящиеся к  |для оценки     |               |               |
|               |федеральным    |состояния      |               |               |
|               |принадлежат    |атмосферного   |               |               |
|               |субъектам      |воздуха, вод,  |               |               |
|               |федерации.     |почв по        |               |               |
|               |               |химическим,    |               |               |
|               |               |физическим и   |               |               |
|               |               |биологическим  |               |               |
|               |               |характеристикам|               |               |
|               |               |; учитываются  |               |               |
|               |               |при            |               |               |
|               |               |планировании   |               |               |
|               |               |хозяйственной  |               |               |
|               |               |деятельности;  |               |               |
|               |               |используются   |               |               |
|               |               |как юрид.      |               |               |
|               |               |критерий.      |               |               |
|Закон как      |Право          |Процедура ОВОС.|               |               |
|источник       |природопользова|               |               |               |
|экологического |ния. Принципы. |Под оценкой    |               |               |
|права. Общая   |Система норм   |воздействия на |               |               |
|характеристика |контролирующих |окружающую     |               |               |
|З РФ «Об охране|отношения по   |среду (ОВОС)   |               |               |
|окружающей     |использованию  |понимается     |               |               |
|природной      |природных      |деятельность,  |               |               |
|среды»         |богатств,      |направленная на|               |               |
|Основным       |называется     |определение    |               |               |
|источником     |правом         |характера и    |               |               |
|экологического |природопользова|степени        |               |               |
|права является |ния.           |потенциального |               |               |
|закон. Это     |Право          |воздействия    |               |               |
|означает, что в|природопользова|намечаемого    |               |               |
|законах должны |ния            |проекта на     |               |               |
|быть адекватно |распределяется |окружающую     |               |               |
|урегулированы  |на виды право: |природную      |               |               |
|экологические  |землепользовани|среду,         |               |               |
|права и        |я;             |ожидаемых      |               |               |
|интересы       |недропользовани|экологических и|               |               |
|человека и     |я;             |связанных с    |               |               |
|гражданина,    |водопользования|ними социальных|               |               |
|механизм их    |; пользования  |и экономических|               |               |
|обеспечения и  |атмосферным    |последствий в  |               |               |
|защиты и       |воздухом;      |процессе и     |               |               |
|определяется   |лесопользования|после          |               |               |
|основное       |; пользования  |реализации     |               |               |
|содержание     |растительным   |такого проекта |               |               |
|правового      |миром вне      |и выработку мер|               |               |
|регулирования  |лесов;         |по обеспечению |               |               |
|общественных   |пользования    |рационального  |               |               |
|отношений.     |животным миром.|использования  |               |               |
|Закон –        |               |природных      |               |               |
|утверждение    |К основным     |ресурсов и     |               |               |
|государственной|принципам права|охрану         |               |               |
|политики в     |природопользова|окружающей     |               |               |
|области охраны |ния относятся: |природной среды|               |               |
|окр. среды.    |рациональное   |от вредных     |               |               |
|Фундаментальным|природрпользова|воздействий в  |               |               |
|законом        |ние;           |соответствии с |               |               |
|является закон |экосистемный   |требованиями   |               |               |
|РФ «Об охране  |подход к       |действующего   |               |               |
|окружающей     |регулированию  |экологического |               |               |
|природной      |природопользова|законодательств|               |               |
|среды» принятый|ния; целевой   |а.             |               |               |
|19 декабря 1991|характер       |ОВОС           |               |               |
|года. Этот     |пользования    |осуществляется |               |               |
|закон заложил  |природными     |заказчиком     |               |               |
|основы развития|ресурсами;     |(инициатором)  |               |               |
|данной отрасли |платность      |экологически   |               |               |
|с учетом       |специального   |вредной        |               |               |
|изменившихся   |природопользова|деятельности,  |               |               |
|политических,  |ния.           |начиная с самых|               |               |
|экологических, |Например.      |ранних стадий  |               |               |
|экономических и|Принцип        |ее             |               |               |
|д.р. условий.  |экосистемного  |планирования.  |               |               |
|Закон определил|подхода к      |Главная задача |               |               |
|задачи всего   |регулированию  |ОВОС –         |               |               |
|природоохранног|природопользова|обеспечить     |               |               |
|о              |ния тесно      |выполнение     |               |               |
|законодательств|связан с       |заказчиком,    |               |               |
|а РФ.          |принципом      |планируемой    |               |               |
|Регулирует     |рационального  |деятельности,  |               |               |
|отношения в    |использования  |требований     |               |               |
|сфере          |природных      |экологического |               |               |
|взаимодействия |ресурсов. Этот |законодательств|               |               |
|общества и     |принцип        |а.             |               |               |
|природы с целью|вытекает из    |Поэтому ОВОС не|               |               |
|сохранения     |требований     |позволяет      |               |               |
|природных      |законодательств|допустить      |               |               |
|богатств и     |а об охране    |появление      |               |               |
|естественной   |окружающей     |хозяйствующих  |               |               |
|среды обитания |среды. Его     |субъектов,     |               |               |
|человека,      |содержанием    |которые во     |               |               |
|предотвращения |являются       |время          |               |               |
|экологически   |правовые       |осуществления  |               |               |
|вредного       |требования о   |своей          |               |               |
|воздействия,   |предупреждении,|деятельности   |               |               |
|оздоровления и |недопущении    |могут негативно|               |               |
|улучшения      |причинения     |влиять на      |               |               |
|качества       |вреда в        |окружающую     |               |               |
|окружающей     |процессе       |среду.         |               |               |
|среды обитания |использования  |Регулируется   |               |               |
|человека,      |конкретного    |положение ОВОС |               |               |
|укрепление     |природного     |Положением об  |               |               |
|законности и   |ресурса другими|оценке         |               |               |
|правопорядка в |природным      |воздействия на |               |               |
|интересах      |объектам и     |окружающую     |               |               |
|настоящего и   |окружающей     |природную среду|               |               |
|будущего       |среде.         |в РФ от 18 июля|               |               |
|поколения      |Принцип        |1994 года.     |               |               |
|людей.         |целевого       |В этом         |               |               |
|Впервые        |использования  |положении дан  |               |               |
|урегулирован   |природных      |перечень       |               |               |
|комплекс       |ресурсов для   |объектов       |               |               |
|экологических  |земельного,    |хозяйственной и|               |               |
|прав человека, |горного,       |иной           |               |               |
|например, право|водного и      |деятельности   |               |               |
|на охрану      |лесного права  |при подготовке |               |               |
|здоровья от    |заключаются в  |обосновывающей |               |               |
|неблагоприятног|том, что       |документации   |               |               |
|о воздействия  |природопользова|которых        |               |               |
|окружающей     |тели должны так|необходимо     |               |               |
|природной      |использовать   |проведение     |               |               |
|среды.         |свое право,    |ОВОС. В случаях|               |               |
|Центральное    |чтобы в        |когда          |               |               |
|место в законе |процессе их    |деятельность не|               |               |
|занимают       |хозяйственной  |указана в      |               |               |
|требования по  |деятельности не|перечне, то    |               |               |
|обеспечению    |нанести вреда  |целесообразност|               |               |
|соблюдения     |другим объектам|ь проведения   |               |               |
|экологических  |живой и неживой|ОВОС может быть|               |               |
|требований. З. |природы, а     |установлена и  |               |               |
|предусматривает|также          |органом        |               |               |
|ряд новых      |гражданам.     |исполнительной |               |               |
|механизмов     |               |власти на      |               |               |
|охраны         |               |территории     |               |               |
|окружающей     |               |которой        |               |               |
|среды. Это:    |               |планируется эта|               |               |
|экономическое  |               |деятельность.  |               |               |
|регулирование  |               |               |               |               |
|механизма      |               |               |               |               |
|охраны окр.    |               |               |               |               |
|среды;         |               |               |               |               |
|ответственность|               |               |               |               |
|за             |               |               |               |               |
|экологические  |               |               |               |               |
|правонарушения |               |               |               |               |
|и возмещение   |               |               |               |               |
|вреда          |               |               |               |               |
|причиненного   |               |               |               |               |
|экологическим  |               |               |               |               |
|правонарушением|               |               |               |               |
|. Закон создал |               |               |               |               |
|объективную    |               |               |               |               |
|предпосылку для|               |               |               |               |
|формирования   |               |               |               |               |
|основных       |               |               |               |               |
|институтов     |               |               |               |               |
|активно        |               |               |               |               |
|развивающегося |               |               |               |               |
|экологического |               |               |               |               |
|права.         |               |               |               |               |
|               |               |               |               |               |
|Законы и иные  |Право общего   |Государственная|               |               |
|нормативные    |природопользова|экологическая  |               |               |
|акты субъектов |ния.           |экспертиза.    |               |               |
|РФ в области   |Общее          |Ответственность|               |               |
|охраны         |природопользова|за нарушения в |               |               |
|окружающей     |ние является   |сфере          |               |               |
|природной      |общедоступным и|экологической  |               |               |
|среды.         |не требует со  |экспертизы.    |               |               |
|Природопользова|стороны        |Понятие        |               |               |
|ние, охрана    |компетентных   |экологической  |               |               |
|окружающей     |государственных|экспертизы     |               |               |
|среды и        |органов и      |определяется ФЗ|               |               |
|обеспечение    |собственников  |«Об            |               |               |
|экологической  |соответствующих|экологической  |               |               |
|безопасности   |разрешений.    |экспертизе»:   |               |               |
|отнесены к     |Право на общее |это            |               |               |
|предметам      |природопользова|установление   |               |               |
|совместного    |ние связано с  |соответствия   |               |               |
|ведения РФ и   |реализацией    |намечаемой     |               |               |
|субъектов РФ.  |естественного  |хозяйственной и|               |               |
|Поэтому        |права каждого  |иной           |               |               |
|нормативно-прав|на             |деятельности   |               |               |
|овое           |благоприятную  |экологическим  |               |               |
|регулирование  |природную      |требованиям и  |               |               |
|названных      |среду.         |определение    |               |               |
|отношений      |               |допустимой     |               |               |
|осуществляют   |               |реализации     |               |               |
|органы как     |               |объекта        |               |               |
|законодательной|               |экологической  |               |               |
|, так и        |               |экспертизы.    |               |               |
|исполнительной |               |Под            |               |               |
|власти РФ.     |               |экологическими |               |               |
|Субъекты РФ    |               |требованиями   |               |               |
|осуществляют   |               |понимаются как |               |               |
|собственное    |               |требования по  |               |               |
|правовое       |               |охране         |               |               |
|регулирование  |               |окружающей     |               |               |
|природопользова|               |среды от       |               |               |
|ния и охраны   |               |воздействия    |               |               |
|окружающей     |               |вредных        |               |               |
|среды с учетом |               |веществ, так и |               |               |
|политических,  |               |требования     |               |               |
|социально      |               |законодательств|               |               |
|экономических, |               |а в области    |               |               |
|природно-климат|               |охраны         |               |               |
|ических,       |               |окружающей     |               |               |
|экологических, |               |природной      |               |               |
|исторических и |               |среды.         |               |               |
|иных           |               |               |               |               |
|особенностей   |               |               |               |               |
|регионов.      |               |               |               |               |
|Примечательно  |               |               |               |               |
|то, что если   |               |               |               |               |
|законы         |               |               |               |               |
|субъектов РФ   |               |               |               |               |
|противоречат   |               |               |               |               |
|законам РФ     |               |               |               |               |
|принятым в     |               |               |               |               |
|области        |               |               |               |               |
|совместного    |               |               |               |               |
|ведения, то    |               |               |               |               |
|действует      |               |               |               |               |
|совместный     |               |               |               |               |
|закон. Если    |               |               |               |               |
|закон субъекта |               |               |               |               |
|РФ противоречит|               |               |               |               |
|ФЗ, но принят  |               |               |               |               |
|по предмету    |               |               |               |               |
|собственного   |               |               |               |               |
|правового      |               |               |               |               |
|регулирования, |               |               |               |               |
|то действует   |               |               |               |               |
|закон субъекта |               |               |               |               |
|РФ.            |               |               |               |               |
|Нормативно-прав|               |               |               |               |
|овые акты      |               |               |               |               |
|принимаются в  |               |               |               |               |
|субъектах      |               |               |               |               |
|федерации в    |               |               |               |               |
|разных формах. |               |               |               |               |
|В              |               |               |               |               |
|республиках-суб|               |               |               |               |
|ъектах РФ это  |               |               |               |               |
|-–конституции. |               |               |               |               |
|Законодательные|               |               |               |               |
|акты           |               |               |               |               |
|принимаются в  |               |               |               |               |
|форме уставов, |               |               |               |               |
|кодексов,      |               |               |               |               |
|законов,       |               |               |               |               |
|уложений.      |               |               |               |               |
|Органы         |               |               |               |               |
|исполнительной |               |               |               |               |
|власти         |               |               |               |               |
|принимают      |               |               |               |               |
|постановления, |               |               |               |               |
|распоряжения.  |               |               |               |               |
|Необходимо     |               |               |               |               |
|отметить, что  |               |               |               |               |
|часть своих    |               |               |               |               |
|прав           |               |               |               |               |
|федеральные    |               |               |               |               |
|органы могут   |               |               |               |               |
|передать       |               |               |               |               |
|местным        |               |               |               |               |
|органам, если  |               |               |               |               |
|это не         |               |               |               |               |
|противоречит   |               |               |               |               |
|Конституции РФ.|               |               |               |               |