реферат Региональная экономика

Культуру  можно  понять  как  ядро,  в  котором  отображается   мотивация
деятельности   людей.   Культура    многослойна,    иерархична,    внутренне
противоречива. Но важнейшее,  а  может  быть,  и  центральное  место  в  ней
занимает  программа  деятельности  субъекта.  В  повседневной  жизни   людей
действуют в соответствии с  исторически  сложившимся  содержанием  культуры.
Любой социальный субъект  –  от  общества  в  целом  до  личности  со  всеми
промежуточными ступенями между  ними  в  виде  сообществ  –  формирует  свою
субкультуру, или культуру некоторого субъекта как  социокультурного  целого.
Она и содержит программу деятельности соответствующего субъекта.
  Шестая составляющая «региона» репрезентирует правовую сферу. Деятельность
в регионе обязательно подлежит правовому регулированию;  законотворчество  в
региональной   области    имеет    большое    значение    для    нормального
функционирования  региона,  а  взаимодействие  центральной  и   региональной
законодательных  властей  может  быть  источником  как  конфликтов,  так   и
нормальной жизнедеятельности региона.
  Общую  политику   функционирования   региона   определяет   его   седьмая
составляющая и основная  политическая.  Она  представляет  собой  целостную,
упорядоченную  совокупность  политических  институтов,   ролей,   отношений,
процессов,  принципов  политической   организации   общества   в   регионах,
подчиненных  принятым  в  конкретном  обществе   политическим,   социальным,
юридическим, идеологическим, культурным  нормам,  историческим  традициям  и
установкам политического  режима.  Именно  политическая  система  в  регионе
организует отношения между обществом и государством,  определяет  протекание
политических    процессов,    включающих     институционализацию     власти,
характеризует состояние  политической  деятельности,  уровень  политического
творчества     в     обществе,      характер      политического      участия
неинституционализированных политических отношений.
  Политическая система представляет собой  одну  из  частей  или  подсистем
совокупной общественной системы. Центральное положение политической  системы
в  этой  системе  определяется  ведущей   организационной   и   регулятивно-
контрольной ролью самой политики.
  Регион как единое политическое пространство есть совокупность  учреждений
и способов, посредством  которых  осуществляется  воздействие  населения  на
местную власть в  плане  ее  формирования  (активное  избирательное  право),
обозначения и корректировки социальной  политики,  и  система  политического
контроля власти над населением. Регион, выступающий как  субъект  Федерации,
имеет конституционно закрепленные предметы ведения и полномочия.
  На основании вышеизложенного регион определяется как целостная социальная
система,  обладающая  всеми  характеристиками  социума.  Эта  система  имеет
единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-
административную,  этническую,   социокультурную,   правовую,   политическую
подструктуры, соответствующие  им  социальные  институты,  при  определяющей
роли  институтов  управления  в  организации  жизни  региона.  И,   наконец,
основным  субъектом  и  объектом  управления  регионом   является   человек,
объединенный в социальные общности и вступающий  в  социальные  отношения  с
другими людьми.
    Таким образом, регион представляет собой целостную, пространственно-
    организованную форму жизнедеятельности социума как системы, сложное и
                            комплексное явление.
                                     2.
  Региональная  политика  –  система  мер,  направленных  на  регулирование
развития регионов ради  достижения  заданных  целей.  Важно  учитывать,  что
региональная политика «субъективна»  и  динамична.  Собственно  региональная
политика –  это  политика,  проводимая  в  отношении  регионов  федеральными
властями. Ее  сутью  является  частичная  перераспределение  ресурсов  между
регионами в целях сглаживания территориальных  различий  и  на  этой  основе
оптимизации территориальной структуры общества.
  Основными элементами региональной политики являются следующие.
    1.  Налоговая  политика  –  определение  налоговых  платежей  и   льгот,
       определяющих  налоговую  систему  региона  и  режим   налогообложения
       предпринимательской деятельности.
    2.  Бюджетная  политика  –   механизм   формирования   и   использования
       государственных финансовых  ресурсов  и  их  перераспределения  между
       регионами.
    3. Ценовая политика  –  государственное  регулирование  цен  и  тарифов,
       способы и формы этого регулирования.
    4. Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности
       хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
    5. Структурная политика – система мер по  поддержке  и  реструктуризации
       предприятий.
    6. Институциональная политика – реорганизация  отношений  собственности,
       управление государственной собственностью в регионах,  взаимодействие
       с негосударственным сектором.
    7.  Социальная  политика  –   определение   условий   и   требований   к
       хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.
  Выделяют такие уровни региональной политики:
     . Федеральный – определение «объективных» критериев отношения центра  к
       регионам разного типа в сочетании с  системой  «индивидуальных»  мер,
       направленных на решение конкретных региональных проблем;
        . Региональный – выбор модели поведения региональных властей:
    «либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в
    хозяйственную деятельность, и «консервативная» модель, предполагающая
         сохранение в той или иной форме государственного контроля.
                                     3.
  Теория больших циклов развития хозяйства, созданная советским экономистом
Н.Д. Кондратьевым в 1922 – 1928 гг., получила за время своего  существования
множество интерпретаций  –  иновационно-технологических,  ценовых  и  других
сугубо стоимостных, трудовых, общесоциальных. Кондратьев не  первым  занялся
периодическими колебаниями  вообще, не он  обнаружил  и  полувековые  циклы,
получившие позже название кондратьевских.  Главная  его  заслуга  состоит  в
указании  на  эндогенный   механизм   саморегулирования,   где   кризисы   и
возрождения закономерны и предсказуемы.
  Первая промышленная революция  (1-й  цикл)  породила  два  основных  типа
районов. Прежде всего текстильные, где относительное аграрное  перенаселение
стимулировало   ранний   рост   домашнего   ремесленного   производства    и
возникновение    мануфактур.    Низкая     производственная     концентрация
компенсировалась созданием сгустков небольших постадийно  специализированных
центров. Вместе с опорой  на  трудовые  навыки  и  ранний  опыт  организации
производства это  дало  решающий  эффект,  позволив  использовать  заморские
рынки  сбыта  и  сырья.  Немного  позже  выдвинулись  угольно-  или   рудно-
металлургические районы  бассейного  типа  с  повышенным  уровнем  заводской
концентрации и агрегатным строением ведущих производств.  Рост  городов  был
тогда явно вторичным по отношению к промышленному. Они возникли при  слиянии
призаводских   поселков,   позже   иногда   формируя   мощные    конурбации.
Одновременно  продолжали  расти  районы,  где   урбанизация   предшествовала
индустриализации,  т.е.  вокруг  старых  административно-торговых   центров,
организаторов национальных рынков.
  Символы второй промышленной революции (2-й цикл) – электромотор,  мартен,
турбина, автомобиль. Наступал расцвет тяжелого  машиностроения,  энергетики,
основной химии. Их по-прежнему высокая  фондоемкость  и  требовательность  к
нескольким  противоречивым  факторам  стимулировали  создание   классической
теории штандорта  конца  19  века.  Кроме  сложившихся  бассейновых  районов
базовые отрасли новой волны оседали в крупных городах с их  инфраструктурой,
кадрами и в морских портах как центрах судостроения, обработки  колониальных
товаров.
  В ходе 3-го цикла вообще выросла роль диверсификации тех старых  районов,
которые смогли адаптироваться к новым условиям. Возникли и новые очаги,  или
«базы» начавшие свой индустриальный путь сразу с 3-го цикла, минуя этапы  1-
й промышленной революции. Для ряда стран, отставших от  своих  соперников  и
форсировавших темпы индустриализации, тип района  –  неофита  часто  казался
самым перспективным.
  Содержание 4-го цикла, который начался с  середины  20  века,  определяли
автомобилестроение, нефтехимическая промышленность, электротехника,  включая
массовое производство разного рода  бытовых  приборов,  большинство  из  них
скорее трудоемки, чем материалоемки, и явно  ориентированы  на  промышленно-
городские   агломерации,   располагающие   резервами    рабочей    силы    и
инфраструктуры,  подготовленные  к  новым   формам   организации   поточного
производства. Широкое внедрение фордизма и  тейлоризма  позволяла  массовому
производству быть территориально независимым  от  центров  разработки  новой
техники. Это ускоряло прохождение волн  диффузии  и  сдвиги  в  региональном
развитии.  По  мере   снижения   материалоемкости   и   роста   трудоемкости
производства,  а  также  числа  очагов  урбанизации   отрасли   4-го   цикла
устремлялись во многие  городские  центры,  прежде  выполнявшие  в  основном
региональные  функции.  Наметившаяся  тенденция  к  суждению  подетальной  и
постадийной  специализации  способствовала  их  обрастанию   многочисленными
субцентрами,  каждый  из  которых  по-своему   использовал   выгоды   такого
положения.
  Новый этап НТП, получивший название 3-ей промышленной  революции,  и  5-й
цикл ознаменовались очередной сменой тенденции в  регионах  стран  на  самых
современных  наукоемких  отраслях  обострила  кризис  или  стагнацию  многих
районов, расцвет которых пришелся на предыдущие этапы.
  С углублением географического разделения труда  традиционный  товарообмен
готовыми  изделиями  вытесняется   научно-технической   и   производственной
кооперацией на уровне отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, стадий.
  В западной литературе в 70-е годы на стыке  с  теорией  жизненных  циклов
возникла  и  теория  фильтрации  продукта,  выделяющая  стадии   с   разными
сочетаниями  факторов  размещения  его  производства.  На  стадии  инновации
изобретение  находит  воплощение  в  товаре  или  технологии  с  не   вполне
определенной  сферой  применения.  На  стадии  роста  производство,  еще  не
массовое, по-прежнему зависит от источников информации, технической  базы  и
тяготеет к высокоразвитым  регионам.  На  стадии  зрелости  оно  приобретает
массовый  и  специализированный  характер.  Фирмы  снижают  издержки   путем
рационализации производственного процесса и внедрения его в страны и  районы
с более дешевой рабочей силой.
  Итак, в ходе длинных  циклов  число  и  разнообразие  типов  промышленных
районов увеличивались. Одни из  них  успешно  адоптировались  к  инновациям,
другие,  будучи  лидерами  в  том  или   ином   цикле,   оказывались   затем
неконкурентоспособными аутсайдерами, третьи после длительного упадка  смогли
найти  резервы  для  возрождения  в  новом  качестве.  Примечательно,   что,
несмотря на  постоянное  появление  новых  индустриальных  ареалов,  полюсов
роста, самыми устойчивыми оставались старейшие  центы  –  крупногородские  и
особенно столичные.  На  протяжении  всей  индустриальной  эпохи  они  имели
многофункциональную,   гибкую   структуру   экономики   с   высокой    долей
непроизводственной   сферы.   Удерживая   функции   принятия    решений    и
генерирования  инноваций  в  национальном  и  международном  масштабах,  они
обеспечивали  себе  позиции  на  высших  ступенях  иерархии  территориальных
структур.  Большинство  же  сугубо  промышленных  районов,  возникавших   на
очередной длинной волне, хуже адаптировались к последствиям,  запаздывали  с
диверсификацией. Проходя путь от резкого подъема и расцвета до  стагнации  и
кризиса, они порой  оказывались  калифами  на  час,  довольно  скоро  сдавая
позиции районам других типов.
  Конечно, структурная перестройка вызывает социальную напряженность, ведь,
по оценкам ряда западных специалистов, необходимо 20  –  30  лет  для  смены
поколений – носителей установок индустриальной эпохи.
  Эти явления  прослеживаются  на  графике  (рис.  1).  Все  типы  районов,
появившихся на разных циклах начиная с 1-го, по  существу  походят  в  своем
историческом развитии один и тот же путь. Порожденные одним из  циклов,  они
набирают силу пополняясь отраслями следующего цикла, на который  приходиться
их расцвет. Но еще шаг –  и  они  оказываются  уже  в  состоянии  стагнации,
поскольку  их  устаревающие  отраслевые  и  социальные  структуры   тормозят
обновление хозяйства на новой волне, тогда как районы позднего освоения,  не
обремененные этим «грузом»,  более  восприимчивы  к  нововведению.  Примерно
через два цикла от зарождения район впадает в депрессию или кризис, а  через
три, вновь находит резервы для возрождения на новом витке НТП.
                       Х
                       а
                       р
                       а
                       к
                       т
                       е
                       р

                       р
                       а
                       з
                       в
                       и
                       т
                       и                                      Время
                       я

                                     0                  1                 2
3           4             5            (6)
  1-го цикла
    2-го цикла
    3-го цикла
    4-го цикла
    5-го цикла
    столичного типа
    с устойчивым развитием
Рис. 1. Динамика районов разного типа в ходе больших циклов Кондратьева.

Возрождение старопромышленных  районов  –  следствие  отнюдь  не  только  их
региональной   политики,   соображений   престижа   и   т.п.   Куда   важнее
инфраструктурная и  культурная  подготовленность  этих  районов,  выгода  их
географического  положения  в  пределах  макроядер,  в   окружении   крепких
центров.  Большую  роль  играет  и  типичное  для   5-го   цикла   осознание
организаторами производства экономической эффективности его малых форм.  Все
это делает возврат в старые районы более выгодным,  чем  создание  «с  нуля»
новых. Ведь если на оси ординат нашего графика обозначить  не  относительную
динамику  развития,  а  его  абсолютный  уровень,  то  кривые  примут   вид,
показанные на рис. 2.



Рис.  2.  Изменение  уровня  развития  районов   в   ходе   больших   циклов
Кондратьева.

   По ряду признаков  СССР в середине 80-х завершал лишь 4-й большой цикл,
  но в регионалистике уже наметилось признание целесообразности возвратного
   движения и размещения производства, возрождения его старейших кустовых
 форм. Не исключено, что эволюция типов территориально-отраслевых сочетаний
       исторически идет по спирали: от первичных отраслевых сгустков к
  «агломерационным отраслям», ориентирующимся на городские агломерации как
   наиболее подходящую среду, и от них к новым отраслевым ареалам в тех же
                  самых районах, где эта форма зародилась.
                                     4.
  Итак, можно говорить  о  разной  роли  определенных  типов  территорий  в
инновационном цикле и об их разной способности адаптироваться  к  НТП.  Хотя
процессы генерирования и применения новшеств  тесно  переплетаются,  они  на
территории в неодинаково устойчивой  пропорции.  В  этой  связи  заслуживает
внимания  типология  регионов  и  мест  по  их  отношению  к  инновационному
процессу, предложенная А. Куклиньским в 1988 г.:
     .  креативные  и  инновативные  регионы,  т.е.  лаборатория  НТП,   где
       зарождаются и проходят первичную апробацию базисные нововведения;
     . адаптивные территории, способные широко внедрять инновации на  стадии
       их массового распространения;
     . консервативные, не приемлющие многих инноваций ареалы.
  Наибольшим креативным  потенциалом  обладают  ареалы  центрального  типа.
Среди них, в свою очередь, выделяются лидеры  –  формальные  и  неформальные
столицы, особенно «глобальные города»  типа  Москвы  и  Санкт-Петербурга.  В
широком  смысле  центральными  их  делает  именно  ориентация  на   усвоение
мирового опыта, на генерирование базисных политических, социальных,  научно-
технических инноваций, на  воспроизводство  необходимых  для  этого  качеств
деловой и творческой среды. Историческую преемственность такой среды  долгое
время  поддерживали  урбанизация  и  территориальной   сосредочение   многих
прогрессопределяющих производств. Вместе с тем  издержки  суперкончцентрации
заставляют искать средства разгрузки таких центров от стареющих  морально  и
физически  элементов  производственно-технической  базы.  Нередко  возникает
разрыв между креативными и адаптивными  возможностями  центрального  района:
далеко не все из  вырабатываемых  им  самим  инноваций  он  способен  широко
освоить. Это увеличивает потребность в ресурсах, в том числе  трудовых,  для
вторичной и третичной сфер, заполняемых в значительной мере мигрантами.
  Адаптивные территории – разнородная и подвижная  категория.  В  их  числе
прежде всего классические старопромышленные районы, возникшие в ходе  первых
индустриальных циклов. Здесь урбанизация  была  не  причиной,  а  следствием
промышленного роста, концентрации крупных предприятий, реализовавших  выгоды
новых для того времени, но устаревших ныне  технологий  и  форм  организации
производства. Такие районы всюду рано или поздно вступают в фазу  депрессии,
переходя из ряда передовых в категорию застойных  полупериферийных  ареалов.
Какое радикальное обновление технико-экономической базы необходимо  если  не
для  предотвращения,  то  для  смягчения  неблагоприятных  явлений  в  таких
районах – один из ключевых вопросов современной региональной политики.
  В более выгодном  положении  находятся  сегодня  полупериферийные  районы
умеренного  аграрно-индустриального  развития,  обойденные   крайностями   в
предыдущих  этапов  индустриализации  и  урбанизации.  Те  из  них,  которые
сохранили лучшим образом  среду  и  инфраструктуру,  густую  сеть  некрупных
поселений. Сочетание адаптивных и некоторых инновативных функций  имеются  и
в старопромышленном центре в России. Необходимо учесть, что в  нашей  стране
процессы диффузной индустриализации протекают в условиях  менее  зрелой  чем
на западе, фазы урбанизации, многие очаги которой молоды и динамичны.  Здесь
шире   представлена   и   такая   специфическая   разновидность   адаптивных
территорий, как  районы  нового  освоения,  использующие  достижения  НТП  в
основном в сфере добывающих отраслей с присущем им набором проблем.
  К местностям  консервативного  типа  чаще  всего  относятся  периферийные
территории,  население  которых  сохраняет   приверженность   ценностям   до
индустриальных культурно-экономических укладов. Такого рода  районы  присущи
наиболее отсталым, а так же новым индустриальным странам.
  То или иное сочетание креативных, адаптивных и консервативных  тенденций,
ставка на инерцию покоя или на инерцию движения  определяют  неравномерность
регионального развития и роль в нем отдельных территорий. Она тесно  связана
с их географическим положением на условной  оси  «центр  –  полупериферия  –
периферия»,   которая   прослеживается   и   на   межрегиональном,   и    на
внутрирегиональном уровнях. В  последнем  случае  с  центрами  ассоциируются
ядра городских агломераций, с полупериферийной – их внешние зоны, а  так  же
отдельные средние города, с периферией – внеагломерационные  и  внегородские
пространства.
     Если самым устойчивым звеном с креативными функциями на протяжении
      последних столетий являются районы центра, то самым динамичным и
  нестабильным остается группа адаптивных районов полупериферии, в пределах
   которой центры развития постоянно смещаются с изменением экономической
   конъюнктуры. Даже при создаваемой на определенных стадиях видимости их
 опережающего развития, при нарастании полицентричности в системах городов,
   между центральными и полупериферийными районами сохраняются отчетливая
                         иерархия и соподчиненность.
                                      5
  В условиях становления  и  развития  рыночных  отношений,  реформирования
централизованной    командно-административной    экономики,    суверенизации
субъектов Федерации необходимо выработка четкой и  действенной  региональной
политики в проведении экономических реформ в России.  Региональная  политика
должна учитывать специфику регионов в общероссийской  структуре,  хозяйстве,
экстраполировать основные направления экономических реформ  на  региональной
уровень, всемерно развивать местное самоуправление,  предпринимательство  на
местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны  природы
и рационального использования природных ресурсов.
  Вместе с тем,  при  усилении  региональной  направленности  экономических
реформ необходимы меры  по  пространственной  интеграции  экономики  России,
проведение    жесткой    федеральной    налоговой    политики,    укрепление
общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для  отдельных
регионов  необходимы  разработка  социальных  государственных   региональных
программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь  это
относится к регионам с уникальными природными  ресурсами,  освоение  которых
не под силу органам местного самоуправления, а так же  к  регионам  наиболее
экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.
  Число федеральных региональных программ при этом должно быть ограниченно,
они  могут   быть   разработаны   для   программно-целевых   территориально-
производственных комплексов, для некоторых районов  Севера,  районов  особой
экологической  опасности.  Для  управления  этими  программами  должны  быть
созданы специальные государственные органы. В управлении программами  должны
участвовать  и  местные  органы  исполнительной  власти.   Предусматривается
создание  специализированных  компаний,  консорциумов   с   государственным,
частным, смешанным капиталом для финансирования этих программ.
  Государственное  регулирование  крупномасштабных  региональных   программ
предусматривает  создание   специальных   фондов   регионального   развития,
стимулирование привлечения частных отечественных и  иностранных  инвесторов,
предоставление налоговых скидок на истощение недр  в  связи  с  возможностью
истощения запасов природных ресурсов, установление льгот по  арендной  плате
при изъятии  земельных  площадей  под  строительство  предприятий,  введение
поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д.
  В  управлении  региональными  программами  особенно  важно  разграничение
компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные  органы
должны регулировать  процессы  создания  производств  в  районах  пионерного
освоения, организовывать межрегиональные  экономические  связи.  Местные  же
органы  управления  главное  внимание  должны  сосредоточить   на   создании
рациональной структуры хозяйства, использование локальных ресурсов,  решении
социально-демографических    и    экологических    проблем,    осуществление
экономической реформы.
  Для  осуществления  задач  научного   прогнозирования   и   индикативного
планирования  необходима  подготовка  комплексного   прогноза   развития   и
размещения производительных сил Российской Федерации на  период  до  2005г.,
который должен включать научные обоснования рациональной специализации  всех
регионов России.
  Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку  в  регионах,
процессы демонополизации и приватизации,  меры  по  стабилизации  социально-
экономического  развития,  преодолению   отставаний   в   уровнях   развития
отдельных регионов, развития межрегиональных и внешнеэкономических связей  с
учетом конъюнктуры  внутреннего и мирового рынка.
  Процессы  дезинтеграции  экономики  России,   особенно   проявившиеся   в
последние годы ставят перед  федеральными  и  местными  органами  управления
задачи  сохранения  внутреннего  рынка,  единства  инфраструктурных  систем,
общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы,  общего  контроля
за экспортом и импортом продукции.
  На всем пространстве РФ должен функционировать  единый  рынок,  основными
принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических  и
др. договорных отношений между предприятиями, свободное движение  товаров  и
капиталов по всей территории России, и единства  принципов  налогообложения,
свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция  производителей,  разных
форм собственности.
  В условия становления и развития рыночных  отношений  важнейшей  является
проблема  формирования   рынка   труда   и   межрегиональное   регулирование
занятости. В настоящее время сложились  три  типа  районов  с  особенностями
воспроизводства  и  структуры  населения:  1)  трудоизбыточные   регионы   –
Северный Кавказ; 2) моноотраслевые и депрессивные регионы –  районы  Севера;
3)  оборонно-промышленные  –  С.-Петербург,  Урал,  Промышленные  узлы   юга
Сибири, Нижегородская область.
  В   этих   регионах   необходимы   государственная   поддержка   развития
предпринимательской деятельности  привлечение  инвестиций,  в  том  числе  и
иностранных, мер по рационализации миграционных процессов.
  Укрепление единого экономического пространства России  зависит  от  рынка
капитала  путем  развития  системы  акционерных  компаний,  фондовых   бирж,
коммерческих банков фондов товарных и сырьевых ресурсов.
  Большими  возможностями  в  вопросах  обеспечения  предприятий  различных
регионов  материально-техническими  ресурсами  и  населения  продовольствием
обладают   создающиеся   многоотраслевые   структуры   холдингового    типа,
объединяющие на акционерных началах коммерческие фирмы и предпринимателей.
  В   современном   региональном   развитии   проявляются   черты    общего
экономического кризиса России,  усиливающаяся  дезинтеграция  экономического
пространства  и  различные  стартовые  условия  отдельных  регионов  при  их
вхождении в рынок.
  В  особенно  трудных  условиях  находятся  сейчас   регионы   с   высокой
концентрацией  стагнирующих   и   конверсируемых   отраслей,   незавершенных
инвестиционных   программ;   регионы,   зависимые   от    поставок    сырья,
продовольства, а ток же регионы с критической экологической  обстановкой,  в
которых  необходимы  закрытие  ряда  экологически  вредных   производств   и
осуществление  мер  по  социальной  защите  населения.  К   таким   регионам
относятся ряд областей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра.
  Отрицательное влияние на изменение геополитической  обстановки  в  России
оказали процесс распада СССР и образование новых  независимых  государств  к
государственным границам  выходят  сейчас  почти  все  экономические  районы
России,  за   исключением   Волго-Вятского.   Это   требует   передислокации
вооруженных сил, защиты  границ,  защиты  местного  рынка,  а  следовательно
огромных  капиталовложений,  что  отрицательно  сказывается  на   социально-
экономическом положении регионов.
  Таким образом, основные задачи региональной политики  России  в  условиях
становления и развития рыночных отношений состоят в  обеспечении  достойного
уровня  благосостояния   населения   в   каждом   регионе,   в   постепенном
выравнивании уровня жизни, исключении  чрезмерных  контрастов  в  социальных
условиях.
  Главная цель региональной политики заключается в сохранении и единства  и
целостности России, недопущении ее распада на суверенные  территории.  Одним
из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и  региональных
интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике  необходимы
срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция  экономики
старопромышленных регионов, крупных городских агломераций.  Необходимы  меры
по конверсии оборонных отраслей,  оздоровлению  экологической  обстановки  и
модернизации инфраструктуры.
  В размещении   производительных  сил  одной  из  главных  задач  остаются
освоение уникальных природных  богатств  в  северных  и  восточных  районах,
формирование программно-целевых, территориально-производственных  комплексов
при условии комплексного использования ресурсов и  соблюдения  экологических
стандартов.
  Важнейшим  условием  развития  и  функционирования   рыночных   отношений
является  организация  межтерриториальных  экономических  связей.  Основными
формами этих связей в  условиях  рынка  являются:  материальный  товарообмен
результатами своего  труда,  взаимовыгодное  выполнение  регионами  работ  и
услуг,   совместное   проведение   регионами   работ   производственного   и
непроизводственного   характера,    развитие    межрегионального    туризма,
проведение  одинаковой   налоговой   политики,   политики   ценообразования,
демографической политики.
  В   условиях   становления    рыночных    отношений    возрастает    роль
внешнеэкономических   связей.   В   качестве   первоочередных    направлений
взаимодействия  с  инофирмами  выделяются  следующие:  совместное   освоение
природных ресурсов; создание совместных предприятий;  совместная  реализация
экологический проектов на базе передовых достижений зарубежной технологии  и
реализация  отечественных  проектов   с   применением   импортной   техники,
привлечением  иностранных  капиталов,  использованием  зарубежного  опыта  и
новейших   технологий   для    повышения    производительности    труда    в
промышленности,   продуктивности   сельскохозяйственного   производства    и
организации  фермерских  хозяйств;  использование  опыта  наиболее  развитых
стран   в   формировании   и   функционировании   рыночной   инфраструктуры;
привлечение  иностранных  специалистов   для   консультаций   и   подготовки
управленческих кадров.
         В условиях рынка особенно важно приспособление к структуре
      потребительского спроса, создание ресурсов потребления, повышение
    конкурентоспособности и расширение рынка сбыта российской продукции,
            интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
                                 Заключение.
  Говоря  о  кризисе  экономики  России  в  целом,  нельзя  не  сказать   о
нарастающих противоречиях в отношениях между отдельными  регионами.  Не  все
регионы в одинаковой степени готовы к рыночным отношениям. Многие из  них  в
силу  неразвитости  экономики  тяготеют  к  замкнутым  системам  и   создают
региональные рынки, обслуживающие предприятия  и  население  только  данного
региона.  Другие  же  регионы,  имеющие  развитую  промышленность,  хотя   и
придерживаются принципов открытой экономики, часто  предпочитают  поставлять
свою продукцию не на внутренний рынок России, а за рубеж, активно  используя
фактор неэквивалентной продуктовой обратимости рубля.
  Таким   образом,   огромные   различия   в    экономических,    природно-
географических, социально-демографических, политических  и  др.  условиях  в
многочисленных  регионах   России   исключают   унифицированный   подход   к
проведению экономических  реформ,  и  ориентированных  на  средние  условия,
требуют  проведения  гибкой  региональной  политики  с  учетом  особенностей
каждого региона.
  Межрегиональные   экономические   связи   представляют   собой    систему
экономических отношений и интересов регионов, формирующихся и  развивающихся
в  процессе  функционирования  общественного   производства.   Эта   система
обусловлена разделением и специализацией  общественного  труда,  размещением
производительных сил и природно-географическими условиями.
  В настоящее время регионы стремятся  наладить  в  своих  пределах  выпуск
продукции для обеспечения повседневных нужд населения  и  устойчивой  работы
предприятий. Идет  процесс  укрепления  внутрирегионального  рынка.  В  тоже
время   территориальные   рынки   нельзя   рассматривать   в   изоляции   от
общероссийского рынка и  внешнеэкономических  связей.  Емкость  и  структура
региональных рынков определяется не только товарами производимыми  в  данном
регионе, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом.
  Таким образом, развитие территориальных рынков означает развитие  обмена,
горизонтальных связей между регионами.
  Высокий научный потенциал европейской части России  позволяет  создать  в
городах  –  Москве,  Санкт-Петербурге,  Нижнем   Новгороде   крупные   рынки
наукоемкой продукции.
  В   последнее   время   заметен   процесс   интеграции    и    укрепления
межгосударственных  связей  России  с  суверенными  государствами   ближнего
зарубежья – с Казахстаном и Белоруссией,  что  в  значительной  мере  оживит
экономику России и укрепит рыночные отношения.