реферат Традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения

А. Б. Спеваковский
ТРАДИЦИОННОЕ В СОВРЕМЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННОГО
ОЛЕНЕВОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
СЕВЕРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
    В  свете  возрастания  роли  общественных  наук  в  разработке  проблем
развитого  социализма   особое   внимание   этнографической   науки   сейчас
направлено  па  изучение  современности  и,  в  частности,  на  исследование
традиций  в  хозяйственной  деятельности,  их    значения     в     развитии
современной    экономики.    Перед    этнографами  встают  задачи  сбора   и
сбережения информации о традиционной  производственной  культуре,  учета  ее
особенностей,  в  том  числе    и    у   коренных    народов    Сибири,    с
целью,    как    отмечал  Ю.  В.  Бромлей,   повышения   практической   роли
этнографии, усиления ее конструктивных и управленческих функций.
    Социалистические преобразования, начавшиеся уже с первых лет  Советской
власти,   и   широкомасштабное   освоение   пространств   Сибири,    которое
осуществляется  особенно  интенсивно  в   последние   десятилетия,   оказали
существенное влияние на все стороны жизни  коренного  населения  Севера.  На
основе закономерностей общественного развития в эпоху  социализма  произошла
трансформация в материальной и духовной культуре эвенов,  эвенков,  кoряков,
чукчей и других северных этносов, изменился их быт. В  значительной  степени
преобразования коснулись и хозяйственных занятий местных жителей.  На  смену
старому  хозяйству  пришли  новые,  отличные  в  социальном  плане,  иные  в
качественном отношении социалистические формы хозяйствования, повлиявшие  па
устойчивость экономики, навсегда освободившие аборигенов Севера от  сезонных
голодовок и позволившие повышать производительность  труда.  Мероприятия  по
укреплению  организационно-экономической  базы   коллективных   хозяйств   и
укрупнению колхозов, многие из которых  преобразованы  в  совхозы,  повысили
техническую  оснащенность-  традиционных  промысловыми  позволили  развивать
новые отрасли хозяйства — земледелие, животноводство и др.
    Однако,  несмотря  на  нововведения,  многие  традиционные  особенности
хозяйства и культуры, которые в совокупности образуют этнические   традиции,
вырабатываемые целенаправленной деятельностью каждого  этноса  в  ходе   его
исторического развития, все же показывают  большую  степень    устойчивости.
В   первую, очередь это можно отнести к оленеводству, практикуемому в  ряде:
областей Севера, в том числе  на  северо-востоке  Сибири  у  рассматриваемой
группы этносов.
    В качестве одного из главных обстоятельств,  обеспечивающих  сохранение
оленеводства  как  отрасли  хозяйства,  выступает  его  приспособленность  к
экстремальным северным условиям. Оно,  как  правило,  практикуется  в  такой
климатической зоне, где невозможно  разведение  крупного  рогатого  скота  и
земледелие.  В  этой  связи  следует   особенно   отметить   неприхотливость
северного оленя,  его  способность  круглый  год  добывать  корм  в  суровом
климате.
    Мероприятия,  проводившиеся  Советской  властью   с   первых   лет   ее
существования,  содействовали  сохранению  оленеводства,  которое  приобрело
государственное значение, способствуя тем самым ^развитию экономики  народов
Севера. Внедрение в эту главную отрасль хозяйства коренного населения  новых
методов  выпаса   животных,   организации   труда   оленеводов.   достижений
ветеринарии и обеспечение  ее  транспортными  средствами  и  радиосвязью  не
мешает тем не менее характеризовать  оленеводство  как  занятие,  в  котором
наличествует  ряд  традиционных  элементов.  В  традиционном   крупностадном
оленеводстве корякско-чукотского типа, заимствованном у палеоазиатов;  также
эвенами в связи с их этническими контактами на Чукотке,  Камчатке  и  севере
Охотского побережья и признанном сейчас наиболее рентабельным  хозяйственным
занятием коренного населения,  как  и  прежде,  практикуется  круглогодичный
выпас  оленей  в  соответствии  с  издавна  выработанным  годичным   циклом.
Обслуживание животных базируется па использовании  народных  знаний,  а  быт
оленеводов во многом определяется самобытными традициями.
    Сохранение  традиционного  объясняется  и  тем,  что   производственное
кочевание осуществляется на территориях, значительно  удаленных  от  центров
современной культуры. Нередко оленьи стада откочевывают от поселков  на  300
км и даже дальше. Необходимость  такой  отдаленности  обусловлена  тем,  что
рядом с крупными поселками,  предприятиями  и  местами  разработок  полезных
ископаемых, как правило, отсутствует корм для оленей.
    Производственный опыт оленеводов, накопленный в течение  многих  веков,
прекрасное  знание  природных  условий  таежных  тундреных   районов   имеют
непреходящее значение и в наши дни.  Многие  традиционные  приемы  ухода  за
животными,  выработанные  коренным  населением   северо-востока   Сибири   и
практикуемые сейчас, наиболее эффективны и единственно  приемлемы.  Вряд  ли
целесообразно полностью заменять их другими. Допустимо  лишь  привнесение  в
них новаций, усовершенствований и улучшение их отдельных сторон.
    В традиционных отраслях хозяйства и в оленеводстве в том числе живет  и
развивается  родной  язык  аборигенов.  Кстати,  терминология,  связанная  с
оленеводством, настолько богата, что ее  очень  трудно  выразить  на  другом
языке.
    В оленеводческом хозяйстве рассматриваемого региона и в подчиненных ему
сферах в  настоящее  время  занято  большинство  представителей  аборигенных
этносов. В табл. 1 показано распределение коренного населения по  профессиям
на примере взятых  выборочно  нескольких  наиболее  типичных  оленеводческих
поселков разных районов северо-востока Сибири.

Таблица  1
|Профессия                |Охотский   |Быстринский  |Поселки           |
|                         |р-н        |р-н          |Пенжинского р-на  |
|                         |Xaбаровског|Камчатской   |Корякского        |
|                         |о края     |обл. (пос.   |автономного округа|
|                         |(пос. Арка)|Эссо, Ашшгай)|Камчатской обл.   |
|             |До 20     |20-30     |30-40     |40-50     |свыше 50  |


Эссо |3 |- |20 |1 |2 |3 |5 |5 |13 |7 | |
    Несмотря на  то  что  во  многих  поселках  при  наличии  в  интернатах
кабинетов   профориентации   приобщение    к    оленеводческим    профессиям
осуществляется в соответствии с  комплексным  планом  трудового  обучения  и
воспитания, большую роль в подготовке молодежи к  работе   в  оленеводческом
хозяйстве   играет в лице старшего поколения.
    Обучение  навыкам производственной деятельности является  постепенно  и
начинается  обычно  уже  в   раннем   детстве.   Как   правило,    оленеводы
рассматриваемого  региона летом  забирают своих детей  из  детских  садов  и
интернатов, где они живут на государственном  обеспечении,  в  бригады.  Все
лето дети вместе  с  родителями  проводят  в  оленьих  стадах,  участвуют  в
перекочевках и наблюдают за работой.
    Самые первые сведения о профессии оленевода и специфике оленеводческого
хозяйства дети получают и из рассказов представителей старшего поколения,  а
также  пользуясь  игрушками,   которые   делают   для   них   родители   или
родственники. У эвенов и эвенков игрушки, цель которых приобщить  ребенка  к
традиционному   хозяйству,   —   это   фигурки   оленей,   лошадей,   собак,
изготовленные из рога горного барана или из дерева, игрушечные арканы  и  т.
п. Игрушки в  данном  случае  становятся  как  бы  символами,  говорящими  о
будущей хозяйственной деятельности. Обычай дарения таких игрушек известен  у
подавляющего большинства народов мира.
    Большое значение в деле пробуждения у  детей  школьного  и  дошкольного
возраста   интереса   к  профессии  оленевода  имеют традиционные  игры,  во
многом  копирующие  хозяйственную  деятельность   взрослых   и   формирующие
производственные    навыки  у  детей.  В  играх  находит  отражение  и   быт
коренного населения, они воспитывают любовь к природе,  укрепляют  здоровье,
способствуют выработке ловкости,  выносливости,  твердости  и  настойчивости
как качеств, особенно необходимых при занятиях оленеводством.
    В большинстве  игр  дети  оленеводов  используют  аркан  —  необходимый
предмет   в   снаряжении  каждого   пастуха,   которым   он   обычно   очень
дорожит. Аркан, уже побывавший  в  употреблении   или    новый,    вручается
мальчику    отцом    или    старшим    братом.   Смысл  большинства  игр   с
употреблением аркана — овладение техникой его набрасывания на рога  оленя  с
целью отлова животного, выработка  реакции  я  координации  движений.    Для
 тренировок,  используются  ветки  лиственницы  или  настоящие  рога  оленя,
которые  дети  держат  над  головой,  изображая  животных.  Один   или   два
«пастуха» ловят их арканами, с тем чтобы потом запрячь  в  нарты.  У  эвенов
такая игра называется оропэвидакун иди .мавутлактак, у  коряков —  коячетык.
  В    другой    эвенской    игре  с  оленьими  рогами  (гаун'акачак)  аркан
набрасывают на рога, которые един из играющих тащит за  собой  на  ремне.  К
числу упражнений с арканом относятся такие игры, как монэкан  или  муколовын
у эвенов и вопханеьоченам у  коряков.  В  эвенской  игре  к  длинному  шесту
прикрепляется ремень с   небольшим  бруском  дерева  на  конце.  Затем  шест
начинают вращать. Задача играющих, стоящих  вокруг,  —  набросить  аркан  на
вращающийся  кусок  дерева.  Победителем  считается  тот,  кто  сделает  это
первым. Корякский   вариант   игры   заключается   в   том,    что    вместо
 куска  дерева к веревке  прикрепляются  оленьи  рога.  Нередко  в  подобных
играх детьми создается ситуация, типичная  для  оленеводческой  практики,  —
уход части оленей из стада. В  этом  случае  «оленеводы»  ищут  потерявшихся
«животных», т. е. спрятавшихся детей.
    Кроме упражнений с арканом  большое  внимание  в  воспитании  мальчиков
уделяется бегу наперегонки, езде на  оленях,   прыжкам   в    длину    и   в
высоту, борьбе,  игре  в  кожаный  мяч,  набитый  оленьим  волосом,  которая
распространена у  коряков,  и  т.  п.  Девочки  играют  в  такие  игры,  как
постановка чума,  раскладывание   разноцветных  камушков   в    определенной
последовательности, что означает подготовку караванов оленей к  перекочевке,
и т. д.
    Постепенно от игр с рогами и другими предметами  мальчики  переходят  к
тренировкам по набрасыванию арканов на живые объекты — телят оленя  —  около
базовых  стоянок,  куда  пригоняют  стадо  для  отдыха   в   середине   дня.
Одновременно с играми  и  различными  упражнениями  происходит  и  посильное
приобщение Ь труду детей оленеводов. Мальчики 8—10 лет, например,  участвуют
на временных стоянках в  сборе  топлива  для  очагов,  девочки  учатся  шить
промысловую одежду и разделывать  туши  забитых  Тюленей.  Приблизительно  с
9—10 лет мальчики во время летних каникул начинают ходить  со  взрослыми  на
выпас оленьих стад, где молодежь ближе  узнает  повадки  животных  и  учится
искусству оленевода.
    В итоге можно отметить, что многие  традиции  в  области  хозяйственной
деятельности коренного  населения северо-восточных ионов  Сибири  продолжают
существовать в наши дни. В совокупности  с   новым  хозяйственные   традиции
образуют органическое единство  —  основу    жизнедеятельности    аборигенов
Сибири.