реферат Фотография

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                    РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ



Специальность: ЖУРНАЛИСТИКА
Дисциплина: фотожурналистика



                            Контрольная работа №2



                                   Студент – Шарова Дарья Сергеевна (2 курс)



                                  Ярославль
                                    2002
  1. С какого времени и почему фотография стала более широко использоваться
      в периодических печатных изданиях, что, по сути, явилось началом
                                журналистики?
      Фотографии   для   журналов   гравировали,   это   усложняло   процесс
тиражирования, именно   поэтому   их   мало   использовали   в   полиграфии.
Лишь в конце 70-х, начале 80-х гг.  XIX  в.,  когда  в  полиграфии  появятся
новые   виды   воспроизведения   фотоснимков    (фототипия,    цинкография),
порожденные  самой  же  фотографией,  фотографии  все  чаще  и  чаще   стали
появляться в массовой печати.
      Фототипия- Способ  плоской  печати  со  стеклянной  или  металлической
зерненой  пластины,   покрытой   светочувствительным   слоем,   на   которую
фотографическим путем наносится воспроизводимое изображение.  При  печатании
краской смачиваются только печатающие элементы. Второе  значение  -  оттиск,
полученный с такой пластины[1].
      Цинкография- Один из видов изготовления репродукционных  форм  высокой
печати. Он позволяет полученные  с  изооригиналов,  в  том  числе  сделанных
фотоспособом, негативы  копировать  на  покрытую  светочувствительным  слоем
цинковую пластину, а затем посредством травления кислотой незадубленных  при
копировании пробельных элементов получать цинкографские клише[2].
        2. Дайте определения информационным жанрам фотожурналистики.
      К  информационным  жанрам   журналистики   относятся   фотоинформация,
фоторепортаж, фотоиллюстрация:
      Так, в основе фотоинформации лежит единичный факт, сообщение о котором
призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и  с  какими  первыми
последствиями он  случился.  Фотоинформация  -  наиболее  оперативная  форма
отображения положительных и отрицательных сторон  действительности.  Это  та
форма  ее  фиксации,  которая  ранее  других  выделилась   в   особый   жанр
фотожурналистики.
      Фоторепортаж   -   более   развернутое    коммуникативное    действие,
направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом  СМИ)  на
зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события.  Фоторепортаж
может состоять из серии снимков, рисующих событие  в  фазах  его  изменений,
его поступательного или динамического развития, а может быть,  и  с  показом
прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.
      Фотоиллюстрация - вторичный по  отношению  к  тексту  визуальный  жанр
отображения   действительности,   дающий   ее   зримый   образ   на   момент
осуществления вербального коммуникативного действия.



       3. Дайте определения публицистическим жанрам фотожурналистики.
      К  художественно-публицистическим   жанрам   в   теории   и   практике
фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку,  фотоочерк,  фотопортрет,
фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж.
      Фотозарисовка -  предтеча  фоторепортажа.  Как  отмечает  С.  Морозов,
истоки жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и  связаны  с
социальной фотографией. Такое понятие  и  вид  съемки  возник  после  выхода
фотографов из павильона и  начала  съемок  "под  жизнь",  с  ее  социальными
контрастами и противоречиями. Первые фотозарисовки "с натуры"  -  это  серия
фотографий нижегородца М.  Дмитриева:  быт  бурлаков,  босяков,  странников,
крестьян. Уже в его произведениях проявилась основная  типологическая  черта
жанра:  не  строгое  документирование  деталей  "дна  жизни",   а   создание
жизнеутверждающего  настроения,  попытки  вызвать  романтическое  восприятие
действительности путем создания импрессионистских  эффектов,  заимствованных
из живописи.
      Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным  вниманием
к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы,  круг  встающих  перед
ним проблем. Очерк может создаваться о том  или  ином  коллективе,  общности
людей, о проблемах перед ними встающих и ими  разрешаемых,  о  путешествиях,
ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка  как  жанра:  портретный,
проблемный и путевой.
      Фотомонтаж,   фотоплакат   и   фотоколлаж   -    это    такие    жанры
фотожурналистики, которые объединяет  соединение  в  одном  кадре  (в  одной
картинной плоскости) нескольких сюжетов  с  целью  достижения  определенного
художественного  и  пропагандистского  эффекта.  В  фотомонтаже  эти  сюжеты
выполнены  фотоспособом,  в  фотоколлаже  и  фотоплакате   -   синтетическим
изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики.  Все  эти
жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение,  так
и емкий, экспрессивный вербальный текст.
 4.  Охарактеризуйте такие виды тиражирования фотоснимков, как фотогравюра,
                         фототипия, фотолитография.
      Фотолитография   -   вид   графического    искусства.    Основан    на
литографическом способе печатания с  применением  фотографии,  когда  камень
для получения исходного изображения покрывается  светочувствительным  слоем.
Получила широкое распространение после открытия фотографии в 1839  г.  и  до
изобретения  цинкографии  в  80-х  гг.  XIX  .Второе  значение  -  оттиск  с
фотолитографской печатной формы .
      Фототипия - способ плоской  печати  со  стеклянной  или  металлической
зерненой  пластины,   покрытой   светочувствительным   слоем,   на   которую
фотографическим путем наносится воспроизводимое изображение.  При  печатании
краской смачиваются только печатающие элементы. Второе  значение  -  оттиск,
полученный с такой пластины.
      Гравюра  -  (фр.  gravure).  Вид  графического  искусства,  в  котором
изображение является печатным оттиском выпуклого или  углубленного  рисунка,
выполняемого  различными  приемами  гравирования  на  поверхности   пластины
("доски"). Второе значение - сама пластина  или  оттиск  с  нее.  Нередко  к
гравюре относят и литографию ("плоская" гравюра).

      Фото-тинто-гравюра - фотоживописный, наиболее распространенный  способ
тиражирования фотографий городских видов и жанровых сцен во второй  половине
XIX в.
    5. Каковы были первые основные направления использования фотографии?
      Дальнейшие   тенденции   сохранения   и   использования    изображения
развивались  по  нескольким   направлениям.   Это,   во-первых,   применение
фотографии  в  качестве  памятного  исторического  документа,  во-вторых   -
включение ее в арсенал научного инструментария и  доказательства.  Но  самым
интенсивным  образом  светопись  стала  развиваться  в  области  бытового  и
исторического  портрета,  а  также,  ввиду  кажущейся   прогрессивности   по
сравнению  с  живописью,  как  альтернатива  произведениям  изобразительного
искусства. Эти направления фотографии особенно важно различать  в  начальный
период ее истории, когда  между  некоторыми  из  них  трудно  было  провести
четкую  границу.  Например,  видовая   фотосъемка   географов,   этнографов,
репортеров-путешественников    нередко    выполняла    не    только     свои
естественнонаучные функции, но и имела эстетический характер, а со  временем
становилась историческим документом. То же можно сказать  об  индивидуальных
и групповых фотопортретах, снятых в частных, бытовых целях, но  становящихся
со временем научным и документальным свидетельством эпохи.
       6.  Назовите жанры фотожурналистики, ведущие свое происхождение
                  а) от жанров изобразительного искусства;
      Живопись,  в  свою  очередь,  подразделяется   на   монументальную   и
станковую, а последняя - на станковую картину, пейзаж, портрет, натюрморт.
      Графическое искусство имеет свои жанры - рисунок, плакат,  карикатуру,
книжную иллюстрацию, промышленную и оформительскую графику.
      Фотоискусство при своем зарождении  использовало  не  только  принципы
отображения  действительности,  веками  складывавшиеся   в   изобразительном
искусстве, но и его жанры. Есть в фотожурналистике  и  свои  "монументальные
полотна" - развороты  в  газетах  и  журналах,  посвященные  как  социальной
тематике,  так   и   рекламно-развлекательной.   Есть   пейзажи,   портреты,
натюрморты.
                          б) от жанров литературы;
      В литературе как виде художественного творчества,  виде  деятельности,
наиболее близком  к  журналистике,  исторически  определились  и  существуют
такие жанры:
    . рассказ, повесть, роман (относятся к эпическому роду);
    . драма, комедия, трагедия (относятся к драматическому роду);
    . поэма, баллада, элегия, ода,  лирическое  стихотворение  (относятся  к
      лирическому роду).
                    в) от жанров риторики и журналистики.
      Но, если говорить о видовой и родовой  сущности  фотожурналистики  (не
фотоискусства!), она, конечно, ближе журналистике.  А  в  журналистике  есть
еще и такие жанры, как информация, информационная заметка, репортаж,  очерк,
комментарий, эссе, фельетон, памфлет. И со всеми этими жанрами  в  прямой  и
непосредственной связи находится фототворчество, фотожурналистика.
       7. Перечислите основные отличия жанрового воплощения социально-
       экономических тем в советской и постсоветской фотожурналистике.
       Это знак времени - постоянная публикация подобных очерков в  разного
рода изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви  пресса  не  нисходила.
Но  историки  журналистики   отмечают,   что   так   называемая   социальная
фотография, социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет  в
последние  годы  спикировал  до  постоянного  освещения  определенных  слоев
общества, самого его "дна", криминальных,  асоциальных  групп  и  личностей.
Мотив скандала, эпатажа, насилия, "клубничики" в  лучших  (то  есть  худших)
традициях  буржуазной   прессы,   которые   еще   10   лет   назад   нещадно
критиковались, постоянно присутствует в самых респектабельных, а  тем  более
- в "желтых" изданиях. Это драма сегодняшнего дня, сегодняшнего  фотоочерка.

       Альтернативой ему является тема жизни  высших  слоев  постсоветского
социума,   политической,   финансовой,   коммерческо-художественной   элиты.
Последнее определение относится  не  к  народным  артистам  (многие  из  них
оказались чуть ли не на социальном дне), а к новой генерации  деятелей  поп-
и шоубизнеса, разнообразных  проявлений  массовой  культуры.  Основная  доля
портретных,  очерковых,  жанровых   снимков,   публикуемых   в   современной
российской прессе падает именно на эти слои общества. Открыты и  открываются
"глянцевые" журналы, основная функция которых - рассказ об  известных  лицах
и персонах, так называемых  VIP  (журналы  "Профиль",  "Караван  истории"  и
др.).
  8. Назовите известных отечественных и зарубежных мастеров фоторепортажа.
       Фоторепортаж   -   более   развернутое   коммуникативное   действие,
направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом  СМИ)  на
зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события.  Фоторепортаж
может состоять из серии снимков, рисующих событие  в  фазах  его  изменений,
его поступательного или динамического развития, а может быть,  и  с  показом
прогрессирующих  или  регрессирующих  в  отношении   человека   последствий.
Фоторепортаж может вылиться и в один,  репортажный  снимок.  Репортаж  может
быть и серией репортажных  снимков,  отражающих  как  одно  событие,  так  и
узловые моменты ряда событий.  Это  может  быть  ряд  последовательных  или,
наоборот,  хаотических,  событий,  объединенных  одной  темой   из   области
непознанного, неосвоенного  еще  данной  категорией  зрителей  и  читателей.
Феномен такого фоторепортажа  получил  особенно  широкое  распространение  в
прессе постсоветской России. В достаточно  короткий  промежуток  времени  на
страницы  газет,  журналов  и  книг  хлынула  информация  из  всех  областей
человеческого   знания   и    незнания,    человеческой    деятельности    и
недеятельности, окружающей человека естественной и неестественной природы.
       Первые репортажные снимки с места событий  появились  в  европейских
газетах в середине XIX века, - отмечает  исследователь  фотопублицистики  Г.
Чудаков   (Г.   Чудаков,   1988).   Их   авторов   называли   "злободневными
фотографами". Среди них самым  известным  был  уже  упоминавшийся  в  первых
лекциях англичанин Роджер Фентон. Он  прославился  как  светописец  Крымской
войны. Широкую известность получил  также  военный  репортер  Мэтью   Бреди,
показавший суровую и жестокую правду гражданской войны в Америке.
       В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по  форме
и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном  он  поступал  читателям  и
зрителям   в   публикациях   журнала    "Всемирная    иллюстрация",    затем
иллюстрированных   журналов   "Стрекоза"   и   "Нива".   Широко    известным
фоторепортером конца XIX - начала XX в. стал Карл Булла. Его по праву  можно
считать родоначальником отечественного фоторепортажа.
                 9. Каковы жанровые особенности фотоочерка?
      Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным  вниманием
к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы,  круг  встающих  перед
ним проблем. Очерк может создаваться о том  или  ином  коллективе,  общности
людей, о проблемах перед ними встающих и ими  разрешаемых,  о  путешествиях,
ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка  как  жанра:  портретный,
проблемный и путевой.
      Это знак времени - постоянная публикация подобных  очерков  в  разного
рода изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви  пресса  не  нисходила.
Но  историки  журналистики   отмечают,   что   так   называемая   социальная
фотография, социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет  в
последние  годы  спикировал  до  постоянного  освещения  определенных  слоев
общества, самого его "дна", криминальных,  асоциальных  групп  и  личностей.
Мотив скандала, эпатажа, насилия, "клубничики" в  лучших  (то  есть  худших)
традициях  буржуазной   прессы,   которые   еще   10   лет   назад   нещадно
критиковались, постоянно присутствует в самых респектабельных, а  тем  более
- в "желтых" изданиях. Это драма сегодняшнего дня, сегодняшнего  фотоочерка.

      Альтернативой ему является  тема  жизни  высших  слоев  постсоветского
социума,   политической,   финансовой,   коммерческо-художественной   элиты.
Последнее определение относится  не  к  народным  артистам  (многие  из  них
оказались чуть ли не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп  -
и шоубизнеса, разнообразных  проявлений  массовой  культуры.  Основная  доля
портретных,  очерковых,  жанровых   снимков,   публикуемых   в   современной
российской прессе падает именно на эти слои общества. Открыты и  открываются
"глянцевые" журналы, основная функция которых - рассказ об  известных  лицах
и персонах, так называемых  VIP  (журналы  "Профиль",  "Караван  истории"  и
др.).
      Выражая законченную авторскую мысль, сюжет фотоочерка всегда  завершен
на жизнеутверждающей или драматической ноте,  чем  этот  жанр  сближается  с
произведениями  литературы  и  искусства.  Соотношение  факта  и  образа   в
отражении    реальности,    использование    при    этом     соответствующих
изобразительных средств, особенно применительно и к  жанру  репортажа,  и  к
жанру очерка.
      Для  жанров  фоторепортажа  и  фотоочерка  характерна  одна  и  та  же
типологическая общность - многокадровый изобразительный ряд.
  10. Дайте определение жанрам фотомонтажа и фотоколлажа, назовите имена их
                              основоположников.
      Фотомонтаж и фотоколлаж - это такие  жанры  фотожурналистики,  которые
объединяет  соединение  в  одном  кадре  (в   одной   картинной   плоскости)
нескольких  сюжетов  с  целью  достижения  определенного  художественного  и
пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены  фотоспособом,
в фотоколлаже - синтетическим изобразительным способом, с  помощью  рисунка,
компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в  них  активно  работают
как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.
      Чаще  всего  эти  жанры  фотожурналистики  используются  для  придания
сообщениям о фактах  и  явлениях  действительности,  имиджам  тех  или  иных
непопулярных политиков, комического и сатирического эффекта.  Основоположник
и  классик   жанра   фотомонтажа   -   Джон   Хартвильд.   Он   разрабатывал
преимущественно антивоенную, антифашистскую тематику.  Основоположник  жанра
коллажа  в  изобразительном  искусстве  (с  использованием   фотографии)   -
художник Макс Эрнст.



                                 Литература:


     1. Диск  ИДО  РУДН:  Хрестоматия  версия  1  и  2.
     2. Диск  ИДО  РУДН  версия  2  и  3.
     3.   Интернет     сайты:     www.photographer.ru,     www.photoweb.ru,
        www.photo.ru, www.goo.ru, www.torama.ru

-----------------------
[1] 8A:  -   #  25@A8O  3.  $>B>6C@=0;8AB8:0-  !;>20@L  B5@<8=>2.
[2] 8A:  -   #  25@A8O  3.  $>B>6C@=0;8AB8:0-  !;>20@L  B5@<8=>2.Диск  ИДО
РУДН  версия  3.  Фотожурналистика-  Словарь  терминов.
[3] Диск  ИДО  РУДН  версия  3.  Фотожурналистика-  Словарь  терминов.