реферат "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя как историческая повесть: особенности поэтики
РГПУ им. А.И. Герцена
«Тарас Бульба»
Н.В. Гоголя как историческая повесть: особенности поэтики.
Реферат
по русской литературе в детском чтении
студентки 4 курса 1 группы
факультета начального образования
Саенко Я.В.
Санкт-Петербург
1999 год
Содержание
1 «Тарас Бульба» в контексте истории. 3
1.1 Развитие исторического романа как жанра. 3
1.2 Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения. 5
1.3 История создания повести «Тарас Бульба». 7
1.4 Образ народа в повести. 10
2 Идейный пафос произведения. 12
2.1 Тарас Бульба – герой вдохновенной поэмы. 12
2.2 Образ Андрия. 13
3 Духовное и телесное в повесте «Тарас Бульба» как выражение поэтики
Н.В. Гоголя. 14
4 Заключение. Гений Н.В. Гоголя. 17
Литература 19
«Тарас Бульба» в контексте истории.
1 Развитие исторического романа как жанра.
Историческая повесть «Тарас Бульба» на поверхностный взгляд не
кажется достаточно органичной в «Миргороде». Отличается она от других вещей
этой книги и содержанием своим и стилем. На самом же деле «Тарас Бульба»
представляет собой очень важную часть «Миргорода». Более того, включение
этой повести в сборник было необходимым. Она позволяла с какой-то еще
одной, существенной стороны взглянуть на героев других повестей той же
книги.
Мы издавна привыкли называть «Тараса Бульбу» повестью. И для этого,
разумеется, есть серьезные основания. По многим своим объективным жанровым
признакам «Тарас Бульба» и есть историческая повесть. Но тем не менее
широта эпического охвата действительности и основательность в изображении
народной жизни, многоплановость композиционного строения — все это
позволяет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру
исторического романа. Более того, в истории русского исторического романа
«Тарас Бульба» — весьма важная веха.
Развитие этого жанра в западноевропейской, да и русской литературе
шло трудными путями. В XVIII и в самом начале XIX века широкой известностью
пользовались на Западе исторические романы Флориана, Мармонтеля, Жанлис.
Собственно история играла в их произведениях лишь роль общего декоративного
фона, на котором строились различные, главным образом любовные коллизии. В
этих романах отсутствовали живые человеческие характеры как выразители
конкретных исторических эпох, судьбы героев развивались изолированно и
независимо от судеб истории.
Огромная заслуга в развитии европейского исторического романа
принадлежала Вальтеру Скотту. Он освободил историческую тему от фантастики.
История впервые стала приобретать в его произведениях не только реальные,
жизненно достоверные очертания, но и глубинный, философский смысл. По этому
поводу Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии» справедливо заметил,
что Вальтер Скотт возвысил роман «до степени философии истории». Совместив